Проблема изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирование внимания у детей старшего дошкольного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и у других процессов.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. С точки зрения здравого смысла можно предположить, что явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

            Введение

   Актуальность  проблемы изучения особенностей и формирование внимания у детей старшего дошкольного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и у других процессов.

   Значимость  внимания в жизни человека, его  определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании  и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего  и детального исследования его феноменов. С  точки зрения здравого смысла можно предположить, что явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию.

  Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно потому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [12, с. 65].

  Внимание  имеет огромное значение в жизни  человека. Именно внимание делает все  наши психические процессы полноценными; только внимание дает возможность воспринимать окружающий нас мир.

    Но  внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое    сказать    и    об    общем    складе    личности,    о    социальной направленности человека.  Проблема внимания традиционно  считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [7, с. 10].

    Таким образом, на данный момент сложилось  противоречие, что 
проблема развития внимания в психолого - педагогической литературе 
изучена достаточно
подробно, однако в литературе не достаточно

разработаны   рекомендации   по   развитию   внимания   детей   старшего дошкольного возраста.

    На  основании противоречия выделилась проблема исследования, которая состоит в поиске оптимальных механизмов развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель     исследования: изучение    внимания    детей    старшего

дошкольного возраста.

    Объект  исследования: дети старшего дошкольного возраста.

   Предмет исследования: особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза  - своевременная диагностика особенностей развития внимания в детском возрасте позволит на основе полученных данных разработать рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию внимания дошкольников.

    Объектом, предметом, целью и гипотезой  определены следующие задачи:

1. Провести анализ психолого - педагогической литературе по проблеме 
развития внимания в дошкольном возрасте;

2. Подобрать методы и процедуры, направленные на изучение развития 
внимания в старшем дошкольном возрасте;

3.  Изучить особенности развития внимания в старшем дошкольном 
возрасте;

4. Разработать рекомендации для педагогов, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической  основой исследования послужили основные концепции отечественных психологов Выготского Л.С, Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н. о двоякой детерминированности психического развития, обусловленной внешними и внутренними факторами.

  Теоретической основой исследования являются труды отечественных ученых: Павлова И.П., Сеченова И.М., Гальперина П.Я., Матюхиной М.Ч., которые занимались особенностью развития внимания в детском возрасте.

   Методы  исследования:

  • теоретические - анализ   психолого   -   педагогической литературы    по    проблеме    развития    внимания    у    детей    старшего дошкольного возраста;
  • эмпирический -        тестирование, в качестве основных

психодиагностических  методик использовались: 1) «Проставь значки»; 2) «Запомни и расставь точки»; 3) «Найди и      вычеркни»;

  • методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

   Опытно  – экспериментальная  база: МДОУ № 50 «Золотая рыбка» города Арзамаса. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 12 человек. 

  Теоретическая значимость исследования: были изучены и систематизированы научные работы по проблеме развития внимания; выявлены особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста; определить нарушения в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста.

   Практическая  значимость исследования: состоит в том, что подобраны методы изучения памяти детей старшего дошкольного возраста, разработаны рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста. Материал исследования может быть использован воспитателями ДОУ, педагогами, психологами, студентами педагогических ВУЗов при подготовке к практическим и семинарским занятиям.

   Структура курсовой работы: работа состоит из ведения, двух глав, выводам по главам и заключения.

 

Глава 1. Теоретические подходы  к проблеме изучения внимания детей старшего дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных авторов.

    1. Проблема изучения внимания детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

Внимание  один из тех  познавательных  процессов  человека, в отношении сущности   и   права   на   самостоятельные   рассмотрения,   которых   среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся  уже  много   веков.   Одни  ученые  утверждают,   что  как  особого, независимого   процесса  внимания   не   существует.   Другие   полагают,   что внимание    представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свой особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

   Внимание  можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее  динамические особенности познавательной деятельности. Внимание - это процесс  сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей  через органы чувств, и игнорирования другой.

  Окружающие  нас предметы и явления действуют  через органы чувств на мозг, вызывая  ощущения, восприятия, представление  мысли, чувства и другие психические  процессы. Все они являются отражением внешнего мира в сознании. Но это отражение в разных условиях является различным.

   Различия  в восприятии внешних воздействий  зависит от внимания. Его чаще всего определяют как направленность, сосредоточенность нашего сознания на определённом предмете или явлении [1, с. 2]. Под направленностью понимается определённый выбор (вольный или невольный), предмет или явление среди других. Сосредоточенность - это, по мнению многих учёных, отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или к данной деятельности. Таким образом, можно

 

   

сделать вывод, что внимание - это свойство или особенность психической  деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других [2, с. 14].

    Слово "внимание", подобно слову "чувство", употреблялось в истории психологии для обозначения различных процессов. Прежде всего, бывают такие случаи, когда наше внимание направляется на что-нибудь, и мы бессильны воспрепятствовать этому, или, другими словами, бывают такие впечатления, что не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом. К этому разряду впечатлений принадлежат интенсивные возбудители. Громкие звуки, яркие световые явления, сильные боли - все это впечатления привлекают наше внимание против нашей воли. Всё новое также овладевает вниманием. Новым впечатлением, говоря на психологическом языке, будет такое впечатление, которое при своём вступлении в сознании не имеет ещё с ним ассоциативных связей; оно стоит в нём уединённо, изолированно от других [1,с.82].

    Итак, интенсивность, качество, повторение, внезапность, новизна -вот те факторы, которые определяют внимание. Как  только они выступают в сознании, мы должны обратить на них внимание, даже если бы у нас были основания  направить внимание в другую сторону.

  Нужно сказать, что внимание нельзя считать  самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, мышлению, эмоциям. Оно не существует вне каких - либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно  воспринимать, внимательно запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления - невозможно. Внимание характеризует состояние психических процессов, является как бы одной из сторон психической деятельности личности [12,с.36].

С точки зрения отечественной науки внимание у человека развивалось в

 

процессе  сознательной и трудовой деятельности, особенно такой, какая требовала  волевых усилий. Нужно отметить, что проблемой внимания занимались многие зарубежные и отечественные психологи.

  В работах В. Вундта это понятие, например, было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчётливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция (включение, преобразование в целостную структуру прошлого опыта) [8,с.ЗО].

  Н.Ф. Добрынин провёл ряд теоретических и экспериментальных исследований внимания. Его основная идея заключается в том, что внимание рассматривается как проявление активности личности [4,с.98].

  В своих работах Н. Ф. Добрынин выдвигает  принцип значимости как "один из основных факторов, вызывающих активную психическую деятельность" [4 с.ЗЗ]. У животных имеет место биологическая значимость внешних воздействий на организм, у человека же кроме неё большую роль играет общественная и личностная значимость. Согласно этой теории, "внимание у людей возникает прежде всего тогда, когда действуют раздражители, затрагивающие интересы личности" [4, с. 113].

      Одну  из наиболее известных психологических  теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.

  Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также  определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т.Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления. Имея это в виду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической.

   В отечественной психологии П.Я. Гальпериным разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления [2, с. 12]. Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности. В частности, её планомерное формирование позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например, рассеянность.

   Однако   рассмотрение   проблем   внимания   следует,   прежде   всего, начинать с физиологических основ внимания. Особенно значительная роль в их исследовании русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского [25,с.56].

Согласно  взглядам И.М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. По Сеченову, всякий рефлекс вызывается определённым воздействием внешнего мира и заканчивается  закономерно связанным с этим воздействием вне мышечным движением. В связи с этим он считал, что "сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений, к лучшему восприятию" [9,с.256]. Таким образом, устойчивое, концентрированное внимание - это результат того, что ребёнок учится управлять своими движениями.

    И.П. Павлов развил и экспериментально обосновал  положение Сеченова «о рефлексах  головного мозга» [16с.75].

    И.П. Павлова установил, что открытый ранее физиологами закон индукции нервных процессов имеет отношение и к вниманию человека. В силу этого закона, считал Павлов, в коре полушарий головного мозга вокруг очага возбуждения образуются заторможенные участки. При этом «чем сильнее очаг возбуждения, тем глубже, сильнее торможение в других участках коры»[7,с.172].

    Нужно отметить, что большое значение имеет  установленный А.А. Ухтомским " принцип  доминанты», для выяснения физиологических  механизмов внимания. Этот принцип представляет собой «общий рабочий принцип нервных процессов" [10, с. 107].

   А.А.Ухтомский пишет: "Под именем «доминанты» понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он не был вызван, причём новь приходящие в центры возбуждения служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко развиты явления торможения. В высших этажах и коре «полушарий» принцип доминанты является физиологической основой внимания" [10 с.245].

Информация о работе Проблема изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста