Проблема изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирование внимания у детей старшего дошкольного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и у других процессов.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. С точки зрения здравого смысла можно предположить, что явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

В связи  с тем, что выделить функцию внимания ''в чистом виде'' из всего спектра психических процессов очень сложно, измерение и установление границ расстройства внимания на практике являются достаточно условными. И если у ребёнка имеется какая-либо из проблем внимания, то это отрицательно сказывается на всех умственных и эмоциональных процессах, свойственных детскому организму, а также часто сопровождается различными отрицательными формами поведения, в том числе и гиперактивностью.

       При изучении проблемы внимания исследуются 4 основные параметра:  
* Способность концетрации внимания, которая, в свою очередь, подразделяется на автоматическую способность концетрации внимания(непроизвольное внимание) и осознанно управляемую (произвольное внимание).

       При этом, важной харатеристикой является способность не только включения  внимания, но также и его отключения. Детям с проблемами отключения внимания трудно переходить от одного задания к следующему. Особенно трудно для таких детей переписывать с доски.  
*Способность удержания внимания в течение времени  
*Способность выборочного внимания

       Здесь речь идёт о способности ребёнка изменять интенсивность внимания в соответствии со степенью важности принимаемой им информации.  
* Состояние развития системы слежения и контроля 

       Достаточно  развитая система слежения и контроля позволяет ребёнку принимать взвешенные и верные решения в различных конфликтных ситуациях, быть достаточно гибким в использовании ресурсов внимания (концетрация, рассеивание и раздвоение и др.), в соответствии с изменением ситуации.

       Все перечисленные параметры внимания очень зависимы от степени мотивации  ребёнка и от его эмоционального и физического состояния (голод, усталость и т.п.)

       Появившиеся в последние годы компьютерные методики, несмотря на их относительную объективность, ограничены в своих возможностях, так как позволяют измерять только один из параметров внимания (устойчивость внимания во времени), при этом измерение находится под влиянием других неконтролируемых переменных.

         Самая же главная проблема этих методик состоит в том, что около 40% проблемных детей по ним не ''улавливаются''. Как правило, это дети, имеющие большой опыт работы на компьютере. 

Рекомендации  по устранению проблем расстройства внимания у детей дошкольного возраста

    1. Родители ребёнка должны прежде всего понять его проблему, принять его таким, какой он есть и не сердиться на него.
    2. Должны осуществляться постоянная и оперативная связь между семьёй и детским садом, а также оказание систематической помощи ребёнку в выполнении заданий.

    3. Медикаментозное лечение.

    4. Консультации и психотерапевтические занятия с целью коррекции поведения ребёнка.

    5. Проведение систематических занятий по улучшению навыков ребёнка в обучении, по развитию у него памяти и внимания.  
     

 

       

          Выводы  по 1 главе

        Анализ психолого - педагогической литературы показал 
следующее, что исследования ученых свидетельствуют о том, что все 
теории внимания разные, но все они связаны в одном, что внимание - это 
направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие 
для личности устойчивую или ситуативную значимость сосредоточение 
психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, 
интеллектуальной или двигательной активности (Н.Ф.Добрынин, 
И.Н.Сеченов, Д.Н.Узнадзе и др.).
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологический и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

        Внимание как и  все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредованное.

Если в дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качества раздражителей ( сила, яркость и т. д.), то младших  школьников все большое и большое  значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.

        И если у ребёнка имеется какая-либо из проблем внимания, то это отрицательно сказывается на всех умственных и эмоциональных процессах, свойственных детскому организму, а также часто сопровождается различными отрицательными формами поведения, в том числе и гиперактивностью.

 

    Глава 2. Проблема изучения особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста.

     
    2.1. Методики изучения внимания.

        Исследование внимания детей старшего дошкольного возраста, проводилось в течение 2 недель в три этапа: на первом этапе определялся объект, предмет, задачи исследования, подбирались адекватные методы; на втором — осуществлялась первичная психологическая диагностика младших школьников, на третьем — разрабатывались рекомендации по развитию внимания дошкольников.

    При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определено, что у  детей старшего дошкольного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание детей безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Старшие дошкольники способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. Попробуем полученные нами знания подтвердить практически.

   Целью нашего исследования, является анализ и выявление особенностей внимания детей старшего школьного возраста.

     Выбирая   психодиагностический   инструментарий       для   изучения внимания старших  дошкольников мы руководствовались  следующим:

  1. время проведения массового обследования не должно превышать 45 минут;
  2. каждая из используемых методик выбрана не случайно, они были полифункциональны, т.е. затрагивали разные стороны психического, личностного развития детей;
  3. достоверность   получаемых   выводов   была   обеспечена   при   условии
  4.  

сопоставления   данных,    полученных   каждой   отдельной   методикой,    с результатами    других    методик,    а    также    успеваемостью    учащихся, характеристиками, которые дают им воспитатели. С этой целью были проведены 3 методики:

1. «Найди  и вычеркни»; 

2.«Запомни  и расставь точки»;      

3.«Проставь  значки». 

Задачи  исследования:

  1. Исследование   особенности   внимания:   концентрации,   точности   и продуктивности с использованием методик.
  2. Оценка уровня развития внимания и его отдельных свойств по их проявлениям.

    3. Подобрать   цикл   коррекционно-развивающих   занятий   по   развитию внимания у детей.

Методика  «Найди и вычеркни».

   Задание, содержащиеся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок, на нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

   В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

    Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание  искать и разными способами зачеркивать  какие либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать  вертикальной линией, а домик -горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. Обработка и оценка результатов.

  При обработке и оценке результатов  определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течении 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30 -секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости :

  S = 0,5xN-2,8n : t

где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка.

N- количество изображения предметов,

   просмотренных ребенком за время работы.

  t - время работы.

   п - количество ошибок, допущенных во время работы.

   Ошибками  считаются пропущенные, нужные или  зачеркнутые ненужные изображения. В итоге количественной обработки  психодиагностических данных определяется по приведенной выше формуле шесть  показателей, один -для всего времени  работы над методикой (2.5 минуты), а остальные - для каждого 30 - секундного интервала. Соответственно, переменная t    в методике будет принимать значения 150 и 30. 

Выводы  об уровне развития.

 10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

 8-9 баллов - продуктивность внимания очень  высокая, устойчивость внимания высокая.  

    Рис. 1. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».

На графике  представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

  1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа —. — .—. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.
  2. Кривая, представленная линией типа •••• Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.
  3. Кривая, изображаемая посредством линии типа — — — — —. Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.
  4. Кривая, изображенная с помощью линии . Является графиком сред-

непродуктивного, но неустойчивого внимания.

5. Кривая, изображенная линией - - - - - - - -  . Представляет график среднепро-

дуктивного  и крайне неустойчивого внимания.

4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

Информация о работе Проблема изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста