Проблема изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирование внимания у детей старшего дошкольного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и у других процессов.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. С точки зрения здравого смысла можно предположить, что явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.  

Методика  «Запомни и расставь точки»

 С помощью  данной методики оценивается объем  внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный в приложении 3. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

   Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: « Сейчас мы поиграем с тобой в игру внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, а потом ты сам будешь рисовать эти карточки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1 - 2 секунды, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

   Оценка  результатов. Объемом внимания ребенка  считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

    10 баллов - ребенок правильно за отведенное  время воспроизвел на карточке 6 или более точек.

8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел  на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов - ребенок правильно восстановил  по памяти от 3 до 4 точек.

4- 5 баллов - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0 – 3 балла –ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

  Выводы  об уровне развития.

    10 баллов - очень высокий.

    8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний. 
4-5 баллов - низкий.

    0-3 балла - очень низкий.

Методика  «Проставь точки»

      Текстовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания у ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают (приложение 2) и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образе, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

     Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течении двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле :

     S = 0,5xN-2,8n:120 где S - показатель переключения и распределения внимания;

    N - количество  геометрических фигур, просмотренных  и помеченных

соответствующими  знаками в течении двух минут;

n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считается неправильно проставленные знаки или или пропущенные, т.е. непомеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка  результатов.

10 баллов      - показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-Збалла     -показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы  об уровне развития.

    10 баллов - очень высокий.

    8-9 баллов - высокий.

    6-7 баллов - средний.

    4-5 баллов - низкий.

    0-3 балла - очень низкий.

  Таким образом, предложенные методики, являются достаточно эффективными по определению уровня внимания у детей старшего дошкольного возраста и дают подробную информацию о развитии этой функции у детей. 

 

2. 2. Анализ результатов  исследования.

    Исследование  проводилось на детях старшей  подготовительной к школе группе.

    Группа  состоит из 12 человек: 5 девочек и 7 мальчиков. Все дети дружные и общительные, из благополучных семей. Большинство детей рождены в 2001 году. У каждого из детей полные семьи. Практически у всех есть бабушки и дедушки. Из садика детей забирают все члены семьи. Иногда папа и мама забирают ребёнка вместе. С детьми постоянно общаются, родители ведут себя с детьми и без них: вежливо, дружелюбно.

    Проводилось исследование со всеми детьми. Дети охотно участвовали в проведении эксперимента, были сосредоточены, внимательны.

    Проанализируем  результаты исследования по методике «Найди и вычеркни». Обобщенные данные отражены в Таблице 1.

    Таблица 1

    Результаты исследования

Группа Уровень продуктивности и устойчивости внимания
низкий средний высокий     очень                  высокий 
человек 3 4 2 3
%   41-60 61-80 81-100

 
 

Среди испытуемых было выявлено:

3 ребенка  имеют очень высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания (81% - 100%). Дети за установленное время выполнили заданную им работу, один сделал ошибку. Настя А. и Саша Е. выполнили всё правильно, а Миша Т. сделал одну ошибку.

    2 ребенка имеют высокий уровень продуктивности и устойчивости 
внимания (61% - 80%). Катя Н. и Алина Т. выполнили чуть меньше работы, за определенное количество времени, чем предыдущие, сделали 1 ошибку.

    4 ребенка имеют средний уровень  продуктивности и устойчивости внимания (41% - 60%). Кристина В., Егор М., Настя Р. и Андрей П. сделали по 2 - 3 ошибки.

    3 ребенка имеют низкий уровень продуктивности и устойчивости 
внимания. Это Артём К., Никита Х. и Костя Л.
, они выполнили самое малое количество работы,  за определенное время, сделали ошибок больше чем другие дети.

    Кривая  высокопродуктивного и устойчивого  внимания. Саша Е. - 6 лет 4 месяца.

 

 
 

 

Рисунок 2. Кривая высокопродуктивного и устойчивого внимания. 
 
 

-   S показатель продуктивности и устойчивости внимания у обследованного ребенка.

Кривая среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания. Настя Р. - 6 лет.

 
 
 
 
 

Рисунок 3. Кривая среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания.  

 

 
 

 

Рисунок 4. Кривая среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

Егор  М. 6лет 5 месяцев. 
 

Анализ  результатов исследования по методике «Проставь значки» показал следующее:

-   4   ребенка  имеют   высокий   уровень   переключения   и  распределения внимания. Это Алина Т., Артем К., Катя Н. и Андрей П.

  Показатель   переключения   и   распределения   внимания   находится   в пределах от 0,75  до   1,00.  Эти дети допустили  наименьшее  количество ошибок за отведенное для работы время. Алина Т.

 
 
 

Рисунок 5. Высокий уровень переключения и распределения внимания. 

- 5 детей имеют средний уровень переключения и распределения внимания. 
показатель переключения и распределения внимания находится в пределах 
от 0,50 до 0,75. Это Егор М., Настя Р., Миша Т., Саша Е. и Костя Л.

Анализ  результатов исследования по методике «Запомни и расставь точки».

- 3 - ребенка имеют очень высокий уровень объема внимания. Это Кристина В., Никита Х., и Катя Н., они правильно воспроизвели на карточке более 6 точек, за отведенное время.

- 4 ребенка имеют высокий уровень объема внимания. Саша Е., Костя Л., Алина Т. и Настя Р. безошибочно воспроизвели на карточке от 4 до 5 точек.

- 3 ребенка имеют средний уровень объема внимания Андрей П., Артем К. и Настя А. правильно восстановили по памяти от 3 до 4 точек.

- 2 ребенка имеют низкий уровень объема внимания. Егор М. и Миша Т. правильно воспроизвели от 2 до 3 точек.

Таким образом, при проведении всех методик дети были заинтересованы, активно выполняли задания. Анализ результатов показал, что не все дети отлично справились с заданиями, у некоторых возникли затруднения, другие не поняли задание с первого раза и пришлось объяснять ещё раз. Но,  конечно же, есть ребята, которые всё поняли с первого раза и выполнили задание аккуратно, хотя и допустили некоторые ошибки.

 

    1. Рекомендации  по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

    Упражнения, направленные на увеличение объема внимания

    Упражнение  № 1.

    На  словесном материале

    Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу "Внимание!" фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек.) материал и запись его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли. Выигравшие получают какой - либо приз.

    Оборудование:

    Эпидиаскоп, слайды следующего содержания:

    Задание №. 1.

    Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

    РБВЛ К1МЦ

    ЖКПРЧ ДЗНТК

    КПТНСД ШРВТБЧ

    дпв шгс

    БМДРКЛФ МВХШТСГ

    СТПЦГВДК ЖГВПРМТК

    МВПКШЛЧБХ БРНЦДКСЧГ

Всего 14 слайдов - два разных набора по7. Задание № 2.

Знакомые  слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например: Стол,  чашка,  машина,  конфета,  карандаш,  телевизор   ,  магнитофон, мотоциклист, командировка.

 

    Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль , конструктор, велосипед.

Информация о работе Проблема изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста