Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:13, курсовая работа
Актуальность проблемы изучения особенностей и формирование внимания у детей старшего дошкольного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и у других процессов.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. С точки зрения здравого смысла можно предположить, что явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию.
Всего 18 слайдов - два разных набора по 9,
Задание № 3.
Предложения , содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я бегу Что ты
Дай мне Я плыву
Дым идет Лень мне
Двор чист Один - воин
Что делать Птица поет
Ученье свет Делу -■ время
Все по колено Вода в решете
Работа не волк Слово - серебро
Счастье в труде Всем не угодишь
Всего 18 слайдов - 2 разных набора по 9.
Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так 2 или 3.Содержание заданий может меняться в зависимости от подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных способностей.
Упражнение № 2.
На цифровом материале
Задание, приведенное ниже, рассчитано на индивидуальное применение, поэтому если оно включено в работу группы учащихся, то удобнее разбить ее на тройки и повести в виде сюжетно - ролевой игры. Каждому из играющих присваивается определенная роль- "учитель", "ученик", "контролер" - со сменной ролью по кругу. "Ученик" сидит за столом и учитель показывает ему таблицы в порядке их номеров: 1,2,3,4.Смена таблиц происходит по мере окончания работы с предыдущей таблицей. Перед предъявлением таблицы I учитель сообщает инструкцию: "Сейчас я буду показывать последовательно, друг за другом 4 таблицы с числами.(Числа разбросаны в таблице в
беспорядке.) Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1,2,3,4 и т.д. ты должен показывать их указкой и называть вслух четко и громко."
"Контролер"
при помощи секундомера
таблице отдельно, а
также количество допущенных
ошибок
Оборудование:
Секундомеры,
указки, 4 цифровые таблицы с числами
(количество используемых цифр изменяется
по мере увеличения объема внимания от
занятии як занятию. Первично же таблицы
включают числа от 1 до 9, затем их количество
доводится до 25), расположенными в случайном
порядке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
9
5
8
4
1
6
3 7
2
6
9
3
2
5
8
4
7
1
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.
Упражнение № 2
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл, Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз. Подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как - нибудь поощряются.
В
процессе занятий количестве предложений,
используемых в тексте, увеличивается.
Упражнение № 3
Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.
а)Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование, Время выполнения задания — 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б)3адание похоже на предыдущее. В течении I минуты нужно одновременно нарисовать двумя руками: левой - кружки, правой -треугольники, В конце по дочитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
(Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами".Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)
Упражнение №. 4
Данное упражнение как для индивидуальной, так и для коллективной работы.
При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами или двумя слайдами и эпидиаскопом.
Возможны 3 варианта работы:
а) с таблицей № 1;
б) с таблицей №. 2:
в) с
обеими таблицами( сначала с таблицей
№ I, а после перерыва в 10
мин,с таблицей № 2).
Время работы ограниченно: с таблицей №1-3 мин., с таблицей № 2 - 7 мин.
Учитель сообщает детям: "Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25.Всего в таблице 16 чисел, значит, 9 пропущено. У вас имеется листок, на котором напечатан ряд чисел от 1 до 25.Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое - то число, вычеркните его на листке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок".
Аналогичная работа проводится с таблицей № 2, только количество чисел немного увеличено: используется 25 чисел, а диапазон - от 1 до 30.
В результате занятий при получении хороших ответов диапазон применения чисел может быть существенно расширен: до 40 и даже до 70, количество же можно оставить неизмененным - 25 чисел, т.е. таблица из 25 ячеек.
Таблица
№ 1 Таблица № 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 | 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причем получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильных решений последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет педагогу корректировать свою работу в зависимости от получаемых
результатов.
Выводы по главе 2
Целью нашего исследования, является анализ и выявление особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста. С этой целью мы провели три методики: «Найди и вычеркни»; «Запомни и расставь точки»; «Проставь значки».
Анализ проведенных методик показал следующее: 3 ребенка имеют очень высокий уровень объема внимания. Эти дети усидчивы, быстро переключают внимание с одного задания на другое; 2 ребенка имеют высокий уровень объема внимания. Эти дети с интересом выполняют задание, но иногда отвлекаются; 4 ребенка имеют средний уровень объема внимания. Эти дети чаще отвлекались и к концу занятия, у них пропадал интерес к работе; 2 ребенка имеют низкий уровень объема внимания. Эти дети постоянно отвлекались. Очень плохо переключали свое внимание с одного задания на другое. По результатам уровня развития внимания было выявлено, что все новое неожиданное, яркое интересное само по себе привлекает внимание детей безо всяких усилий с их стороны.
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Старшие школьники способные удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.
Данные,
полученные в ходе исследования процесса
внимания с помощью
методик, свидетельствует о том, что у
детей с различной успеваемостью
внимание на протяжении данного периода
развивается по-разному. Поэтому
мы рассмотрели некоторые упражнения,
входящие в первое направление
работы. Эти упражнения могут быть использованы
как тренировочные и как
диагностические.
Заключение
В заключение курсовой работы хотелось бы отметить, что гипотеза подтверждена, поставленные задачи выполнены.
Проведенный анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые воспитатель должен опираться, используя систему приемов организации и развития внимания.
Были изучены особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Возрастная особенность старших дошкольников -сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание (7, стр.88).Все новое, неожиданное, яркое интересное само по себе привлекает внимание детей безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Из-за того этого старшим дошкольникам трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности (4, стр.21).
Следовательно, наша гипотеза относительно приемов и методов по организации внимания детей старшего дошкольного возраста, применяемых воспитателем, способствующих формированию и развитию внимания подтверждена.
В курсовой работе в соответствии с поставленными задачами сформулированы следующие выводы: 1. На основе анализа психолого- педагогической литературы мы пришли к следующему: внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельные рассмотрения, которых среди психологов до сих пор нет согласия, что все теории внимания разные, но все они связаны в одном, что внимание-это направленность психики
Информация о работе Проблема изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста