Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:14, курсовая работа
В курсовой работе исследуется проблема подростковой деликвентности, которая включает следующие этапы:
1. Анализ понятия «деликвентное поведение», причин его возникновения.
2. Изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей
3. Определение взаимосвязи деликвентного поведения и стремления к принятию окружающими.
В ходе работой над темой исследования были сделаны следующие выводы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Нарушающее социальные нормы поведение молодёжи является неотъемлемым феноменом любого общества. Современные средства массовой коммуникации регулярно отмечают правонарушения, совершённые подростками и молодёжью.
Исследования в области
Таким образом, феномен подростково-молодежной делинквентности не теряет своей актуальности, и требует основательной социологической проработки вопросов его причин, характера и перспектив со стороны научного сообщества.
Феномен подростковой делинквентности с начала XX века активно изучается западными учёными, и к настоящему времени за рубежом выработано значительное количество теорий и подходов к изучению
делинквентности. В СССР исследования подростковой делинквентности стали появляться в начале 1980-х годов.
Анализируя разработанность
Исследования подростковой делинквентности пока более развиты на Западе. Подходы к подростковой делинквентности в западной социологии разрабатывались в рамках ряда теорий, имеющих свои периоды возникновения. Первые концепции делинквентности локализуются в области теории социальной дезорганизации и аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон У. Томас, Ф. Знанецкий, К. Шоу и Г. МакКей). Своеобразное продолжение теории дезорганизации и аномии получили в подходе к делинквентности, основанном на изучении низших классов. Данная концепция концентрируется на делинквентной шайке, как источнике делинквентной субкультуры и представителях низшего класса (А. Коэн, Р. Кловард и Л. Олин). Теории дифференциальных связей и дрейфа относятся к подходу межличностных и ситуационных объяснений (Э. Сазерланд, М. Сайкс, Д. Матза). Предположения, что подростки совершают делинквентные поступки вследствие нехватки контролирующей силы разрабатывались в рамках теорий контроля (У. Реклесс, Т. Хирши). В 1960-ые получила своё развитие теория наклеивания ярлыков (Г. Беккер, Ф. Танненбаум, Э. Лемерт). Следующим выделим радикальный подход к делинквентности и преступности, отличающийся от конфликтного подхода выводом, что проблему преступности можно решить, лишь ликвидировав капитализм (У. Чемблисс, Р. Куинни). В западных теориях разрабатывается и интегративный (интегрированный) подход к делинквентности, учитывающий несколько возможных переменных влияющих на делинквентное поведение, и поэтому рассматриваемый как наиболее перспективный (Д. Эллиот, С. Эйджтон, Р. Кантер).
На постсоветском пространстве наиболее распространёнными являются работы, анализирующие подростковую преступность с правовой точки зрения (О. Пристанская, М.Бабаев, М. Крутер, Д. Ли, Н. Подольный, Е. Жигарев).
Подростковая делинквентность подвергается анализу с точки зрения социально-психологических аспектов (Ю. Антонян, В. Юстицкий, С. Быков, С. Алашеев, С. Бадмаев, Ю. Юричка, А. Захаров, А. Личко).
Таким образом, цель исследования – изучение проблемы подростковой деликвентности.
Объект исследования – деликвентность как поведение, нарушающее социальные нормы.
Предмет исследования – деликвентность в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте существует взаимосвязь между склонностью деликвентному поведению и стремлению к принятию окружающими.
База исследования - инспекция по делам несовершеннолетних Фрунзенского района г.Минска.
Выборка - 15 подростков, состоящих на учете в - инспекции по делам несовершеннолетних Фрунзенского района г.Минска. Средний возраст испытуемых – 15 лет.
Методы исследования:
- теоретический
анализ литературных
- диагностические:
«Методика диагностики
- методы
статистической обработки
1 ДЕЛИКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК НАРУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
1.1 Деликвентное поведение: понятие, причины возникновения, концептуальные подходы и теории
Термин «делинквентность» (лат. delinquo – совершить поступок, провиниться, погрешить. «Данный термин охватывает множество различных нарушений правовых и социальных норм от простого озорства, до криминальных действий, таких, как кражи. В криминологии обычно используют термин «подростковая делинквентность», обозначающий высокий уровень правонарушений, влекущих за собой предъявление обвинения, которые совершаются подростками мужского пола в возрасте от 12 до 20 лет. Типичными преступлениями для подростков более юного возраста в указанных пределах являются воровство и кражи с взломом, тогда, как насильственные преступления более характерны для тех, кто старше семнадцати» [1]; «…“делинквентное поведение” – понятие несравненно более широкое, чем преступность… делинквентность» по-английски – провинность, или более академично, “психологическая тенденция к правонарушению”» [3]. Д. Шумэйкер следующим образом характеризует делинквентное поведение: «В собирательном значении, незаконные деяния, независимо от того, криминальные они или статусные, совершённые молодёжью до 18 лет, обозначаются как «делинквентное поведение», а молодёжь, совершающая эти поступки, относится к «несовершеннолетним делинквентам». В настоящее время Комитет министров Совета Европы рекомендует государствам – членам ЕС применять к совершеннолетним правонарушителям, не достигшим 21 года тех же мер наказания, что и к несовершеннолетним [9].
Профессор Б.С. Никифоров в сборнике статей 1966 года «Социология преступности», отмечает, что: «“делинквентное поведение” – понятие несравненно более широкое, чем преступность…». Британские социологи Н. Аберкромби [25], С. Хилл и Б.С. Тернер определяют термин, как охватывающий «множество различных нарушений правовых и социальных норм от простого озорства, до криминальных действий, таких, как кражи. В криминологии обычно используют термин “подростковая делинквентность”, обозначающий высокий уровень правонарушений, влекущих за собой предъявление обвинения, которые совершаются подростками мужского пола в возрасте от 12 до 20 лет». Американский социолог Д. Шумэйкер указывает, что «в собирательном значении, незаконные деяния, независимо от того, криминальные они или статусные (наказание за статусное нарушение применимо лишь к несовершеннолетним), совершённые молодёжью до 18 лет, обозначаются как делинквентное поведение, а молодёжь, совершающая эти поступки, относится к несовершеннолетним делинквентам. Данная терминология официально разработана в 1899 г., во время принятия первого кодекса подростковой делинквентности в Чикаго, штат Иллинойс».
Н. Аберкромби, С. Хилл и Б.С. Тернер относят к делинквентному поведению не только незаконные (illegal) деяния, но и поступки, при совершении которых нарушаются «социальные нормы», каким, например, является «простое озорство». Кроме того, эти социологи расширяют верхнюю границу возраста социальной группы, к которой применимо понятие делинквентности, до 20 лет. В настоящее время комитет министров Совета Европы рекомендует государствам – членам Совета Европы применять к совершеннолетним правонарушителям, не достигшим 21 года, тех же мер наказания, что и к несовершеннолетним [18].
Итак, под делинквентным поведением мы понимаем поведение, совершаемое подростками и молодёжью, нарушающее как официальное уголовное законодательство, так и социальные нормы данного общества.
Трактовка делинквентного поведения, как мы видим, является довольно широкой, она включает в себя и насильственные правонарушения, и также правонарушения совершаемые в группе. В исследовании применялось понятие «насилие», данное Е. Станко, который рассматривает его как нанесение «эмоционального, психологического, сексуального, физического и/или материального ущерба», а также включает «намеренное и осуществлённое против воли человека применение физической силы, … реальную угрозу его применения, с использованием вербальных и невербальных средств» [25].
Завершив анализ понятия «деликвентное поведение», перейдем к теориям, объясняющим причины возникновения деликвентного поведения.
Идеи классической школы уголовного права (Ч. Беккария, И. Бентам) направлены на демонстрацию того, что поведение людей ориентировано на получение наслаждений и уход от страданий. При совершении преступных деяний человек также ожидает в результате получить некое удовольствие. В основе этих идей лежит принцип свободы выбора, то есть поведение всех людей осуществляется в соответствии с их доброй волей. Однако, представление о возможных рисках за совершённое преступление может быть развито в большей степени у взрослых людей, чем у несовершеннолетних, ввиду значительного жизненного опыта, психологической зрелости, а также в виду того, что расчёт и мотивация у несовершеннолетних развиты в меньшей степени, чем у взрослых [19].
Не смотря на то, что попытки объяснить преступное поведение при помощи биологических объяснений предлагались столетиями, не давалось чётких определений, что именно было этим биологическим механизмом в человеке, вызывающим преступное поведение. Одной из первых работ, объясняющих этот механизм, является теория «врождённого» преступника Ч. Ломброзо. Влияние биологических факторов в настоящее время не рассматриваются в прямой взаимосвязи с делинквентным поведением, делинквентность скорее соотносится с окружающими факторами (Г. Айзенк и Г. Гуджонсон, С. Медник) [9]. Тем не менее, биологические факторы
характеризуются в качестве предрасполагающих некоторых индивидов к преступности, но, не рассматриваются в качестве детерминирующих.
Психологические теории (М. Хинделанг, А. Аичхорн, Ю. Антонян, А. Личко, А. Захаров) также осуществляют поиск причин делинквентного поведения в рамках индивидуальных факторов и индивидуального развития. Анализ исследований в этом подходе демонстрирует, что агрессивное и насильственное поведение детей и подростков, серьёзные формы делинквентного поведения, обусловленные не окружающими, а внутренними факторами, как, например при психопатиях, возникают в раннем детстве, с годами сохраняются или прогрессируют.
В подходе социальной дезорганизации и аномии помимо теории аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), теории социальной дезорганизации и исследований делинквентных районов в Чикаго (К. Шоу, Г. МакКей) рассматривается теория напряжения Р. Агнью. Напряжение приводит подростков к озлобленности и фрустрации, которые, в свою очередь, связаны с делинквентностью [26]. Источниками напряжения могут выступать «мертоновское» несоответствие между социетальными средствами и целями; потеря чего-либо позитивного в жизни индивида, например, разрыв с любимой девушкой; наличие негативных событий, например, запугивание со стороны родителей или сверстников.
Предположение теорий делинквентности, основанных на изучении низших классов (А. Коэн, Р. Кловард, Л. Олин, У. Миллер) заключается в том, что делинквентность является феноменом детей и подростков мужского пола, принадлежащих к низшему классу. А. Коэн утверждал, что, несмотря на существование в американском обществе двух отдельных классовых ценностей (среднего и низшего класса) ценности среднего класса являются доминирующими. Представители низшего класса (не смотря на то, что ощущают себя измеренными стандартами среднего класса) принимают эти ценности, и даже стремятся к ним. Однако, не имея равных шансов на успех, и сталкиваясь с неудачами в школьной системе, они переходят к делинквентной системе ценностей, а также к повышению своей самооценки в рамках делинквентной шайки.
Теория дифференциальных связей Э. Сазерланда как часть межличностных и ситуационных объяснений делинквентности строится на идеях, что люди совершают преступные деяния в результате реакции на чрезмерность установок и норм, одобряющих нарушение закона, вследствие чрезмерности соприкосновения с преступным образом поведения. Д. Матза в своей концепции «дрейфа» указывал, что делинквентность является случайным явлением, это определённый выбор подростка, который он осуществил в данной ситуации и сложившихся обстоятельствах.
Основное предположение теорий контроля (У. Реклесс, Т. Хирши) заключается в том, что подростки совершают делинквентные деяния вследствие ослабленного контроля [27]. В целом выделяют две системы контроля: личностный контроль, и социальный. Под личностным контролем понимают индивидуалистические сдерживающие факторы и особенности. Например, ряд теорий индивидуалистического контроля предполагает, что низкая самооценка, как элемент индивидуалистического контроля, способствует делинквентному поведению. Социальный контроль, в свою очередь, включает в себя взаимосвязь социальных институтов, таких, как семья, школа, религиозные практики, с делинквентным поведением подростков. Считается, что социальный контроль через социальные связи и привязанность в большей степени сдерживает подростка от делинквентного поведения, чем личностные особенности.
Сущность теории ярлыков (Ф. Танненбаум, Э. Лемерт, Г. Беккер) состоит из двух положений. Первое предполагает, что девиантное поведение необходимо рассматривать как любое прочее поведение, но к которому удалось прикрепить ярлык девиантного. Второе положение показывает, что определение социальными группами индивида в качестве девианта/делинквента может создать или усилить делинквентное поведение, через принятие и интернализацию индивидом предписываемой ему роли девианта/делинквента [27].