Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:14, курсовая работа
В курсовой работе исследуется проблема подростковой деликвентности, которая включает следующие этапы:
1. Анализ понятия «деликвентное поведение», причин его возникновения.
2. Изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей
3. Определение взаимосвязи деликвентного поведения и стремления к принятию окружающими.
В ходе работой над темой исследования были сделаны следующие выводы:
Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий. Относительно подросткового возраста девиантное поведение целесообразно подразделять на два типа - делинквентное и неделинквентное.
Делинквентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей. Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами. В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку. В-четвертых, такое поведение личности активно осуждался и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы. Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.
По детерминации деликвентного поведения можно выделить несколько основных групп делинквентных личностей:
1. ситуативный
правонарушитель (
2. субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифицировавшийся с групповыми антисоциальными ценностями);
3. невротический
правонарушитель (асоциальные
4. «органический»
правонарушитель (совершающий
5. психотический
правонарушитель (совершающий
6. антисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости).
В практического исследования не было выявлено взаимосвязи между склонностью к деликвентному поведению и стремлению к принятию окружающими. Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, не подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ