Проблема подростковой деликвентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется проблема подростковой деликвентности, которая включает следующие этапы:
1. Анализ понятия «деликвентное поведение», причин его возникновения.
2. Изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей
3. Определение взаимосвязи деликвентного поведения и стремления к принятию окружающими.
В ходе работой над темой исследования были сделаны следующие выводы:

Файлы: 1 файл

Проблема подростковой деликвентности.docx

— 100.90 Кб (Скачать файл)

Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий. Относительно подросткового возраста девиантное поведение целесообразно подразделять на два типа - делинквентное и неделинквентное.

Делинквентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей. Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами. В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку. В-четвертых, такое поведение личности активно осуждался и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы. Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

По детерминации деликвентного поведения можно выделить несколько основных групп делинквентных личностей:

1. ситуативный  правонарушитель (противоправные  действия которого преимущественно  спровоцированы ситуацией);

2. субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифицировавшийся с групповыми антисоциальными ценностями);

3. невротический  правонарушитель (асоциальные действия  которого выступают следствием  интрапсихического конфликта и тревоги);

4. «органический»  правонарушитель (совершающий противоправные  действия вследствие мозговых  повреждений с преобладанием  импульсивности, интеллектуальной  недостаточности и аффективности);

5. психотический  правонарушитель (совершающий деликты  вследствие тяжелого психического  расстройства - психоза, помрачения  сознания);

6. антисоциальная  личность (антиобщественные действия  которой вызваны специфическим  сочетанием личностных черт: враждебностью,  неразвитостью высших чувств, неспособностью  к близости).

В практического исследования не было выявлено взаимосвязи между склонностью к деликвентному поведению и стремлению к принятию окружающими. Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, не подтвердилась.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями / Под редакцией Кудина П.А. – М.: Просвещение, 2005. – 365с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. -  М.: ВЛАДОС, 2003. – 541с.
  3. Арсеньева, М.И. Изучение личности несовершеннолетних преступников и деятельности по ее предупреждению /М.И. Арсентьева. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 420с.
  4. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии /С.А. Беличева. - М.: Академия, 2003. – 464с.
  5. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения /М.И. Бобнева. – М.: Наука, 2007. – 351с.
  6. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением  / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 364с.
  7. Гилинский, Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы /Я.И. Гилинский. – СПб.: Питер, 1994. – 96с.
  8. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся /Л.А. Грищенко. – Свердловск: Лист, 1997. – 306с.
  9. Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних /А.И. Долгова. - М.: Просвещение, 1991. – 367с.
  10. Змановская, Е.В. Девиантология /Е.В. Змановская. Психология отклоняющегося поведения. — М.: Академия, 2004. — 288 с
  11. Ермаков, В.Д. Наиболее общие личностные характеристики несовершеннолетних правонарушителей /В.Д. Ермакова. – М.: Лист, 1991. – 202с.
  12. Желудков, А.Г. Криминология /А.Г. Желудков. - М.: Эксмо, 2003. – 458с.
  13. Ильяшенко, А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды) /А.Н. Ильяшенко. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 361с.
  14. Иовчук, Н.М. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков /Н.М. Иовчук. -  М.: ВАВТ, 1996. – 331с.
  15. Кашуба, Ю.А. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних /Ю.А. Кашуба, - Таганрог: ТРТУ, 2003. – 29с.
  16. Корнилова, А.Г. Воспитательно-профилактическая работа с несовершеннолетними /А.Г. Корнилова. - Якутск: Север, 1997. – 405с.
  17. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков /Ю.А. Клейберг. -  Кемерово: Логос, 1996. – 281с.
  18. Кондрашенко, В.П. Девиантное поведение у подростка /В.П. Кондрашенко. – Мн.:Асвета, 1998. – 405с.
  19. Криминология / Под ред. Кузнецовой Г.М. - М.: Инфра- М, 2004. – 387с.
  20. Ландова, Л.А. Социологическая теория девиантного поведения /Л.А. Ландова // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4. – с. 35-42.
  21. Лаушкин, А.С. Криминологическая характеристика и предупреждение  преступлений неработающих и неучащихся несовершеннолетних /А.С. Лаушкин // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., 2009. – 85с.
  22. Петелин, Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних /Б.Я. Петелин // Социологические исследования, 1991. - №3. – с. 48 – 55
  23. Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков / Под редакцией Трубникова, С.Г. – Воронеж: Хелтон, 1993. – 495с.
  24. Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения: Основные формы девиантного поведения /В.А. Пятунин. – СПб. Питер, 1999. – 305с.
  25. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М.: ВЛАДОС, 2003. – 520с.
  26. Савина, Н. Н. Причинный комплекс, детерминирующий делинквентность и преступность несовершеннолетних в современной России / Н. Н. Савина // Научная жизнь. - 2009. - № 4. - С.93 -103.
  27. Ханипов, Р.А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики / Р.А. Ханипов // Социологические исследования. – 2007. – №12. – С. 95 – 103.

 

 

 


Информация о работе Проблема подростковой деликвентности