Проблема подростковой деликвентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется проблема подростковой деликвентности, которая включает следующие этапы:
1. Анализ понятия «деликвентное поведение», причин его возникновения.
2. Изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей
3. Определение взаимосвязи деликвентного поведения и стремления к принятию окружающими.
В ходе работой над темой исследования были сделаны следующие выводы:

Файлы: 1 файл

Проблема подростковой деликвентности.docx

— 100.90 Кб (Скачать файл)
  • во- первых, это своеобразный рубеж процесса самоутверждения и взросления (подростки получают паспорта, некоторые начинают работать, все больше выходят из-под семейного контроля, растет их самостоятельность, они учатся в ПТУ, техникумах, живут в общежитиях, имеют больше карманных денег);
  • во- вторых, расширяется круг знакомых, перед юношами и девушками встают новые, более сложные жизненные проблемы.

На втором месте - лица, совершающие правонарушения в возрасте 14-15 лет. Несовершеннолетних правонарушителей женского пола значительно  меньше, чем мужского - примерно 8%. Поэтому  на практике правонарушения несовершеннолетних традиционно рассматривается как  проблема юношеской преступности.

Однако  выборочные исследования обнаруживают в последние годы увеличение доли девушек, совершивших правонарушения. Причем несовершеннолетние женского пола совершают не только такие «традиционные» для них преступления, как кражи, мошенничество, но и все чаще становятся участницами хулиганства, тяжких преступлений против личности, грабежей и разбоев, в том числе и в группах, состоящих исключительно из лиц женского пола.

Особенности преступности несовершеннолетних женского пола пока не нашли достаточного отражения в организации профилактики. Между тем личностные характеристики правонарушительниц имеют существенную специфику. По сравнению с юношами, совершившими преступление, они более скрытны, замкнуты, серьезно травмированы предшествующими жизненными обстоятельствами, при этом чаще изобретательно лживы, эгоистичны.

Н.Н. Перетокина по этому поводу писала: «С начала 90-х годов отмечаются негативные изменения в характере и направленности преступной деятельности несовершеннолетних женского пола [22]. Усиливается агрессивность, дерзость, цинизм в преступном поведении несовершеннолетних девушек. Это проявляется, с одной стороны, в повышении интенсивности, многоэпизодности преступной деятельности данного контингента, с другой - в способах совершения преступлений: вооруженность, особая жестокость, садистская мотивация, выражающаяся в применении пыток, истязаний, лишении жизни жертв разбойных нападений, изнасилований и др.».

Если  в 1991 г. доля женщин-преступниц в общем  количестве выявленных преступников составляла 10,6%, то в 2006 г. - около 15%. Число женщин, вовлеченных в криминальные формы  поведения, с 1996 г. по 2006 г. выросло в 2 раза, в то время как количество преступников-мужчин увеличилось только в 1,3 раза.

Длительное  время в качестве специфичной  характеристики отмечалось весьма существенное различие в преступной активности среди групп несовершеннолетних, выделенных по роду занятий. В целом оно сохраняется и в настоящее время: распространенность преступлений среди студентов, школьников, учащихся ПТУ, работающих несовершеннолетних, неработающих и необучающихся остается разной, однако отмечается тенденция сближения активности в совершении преступлений всех групп подростков, занятых общественно полезной деятельностью. Наивысшей преступной активностью характеризуется группа неработающих и необучающихся, темпы роста преступности в этой группе максимально высоки, а ее «вклад» в преступность несовершеннолетних уже превысил соответствующий показатель не занятых общественно полезной деятельностью в преступности в целом. При этом высокую преступную активность обнаруживают не только лица, не желающие участвовать в одобряемой обществом деятельности: ежегодно преступления совершают 3,5-4 тысячи несовершеннолетних, официально признанных безработными. В целом среди несовершеннолетних, нарушивших закон, доля социально незанятых доходит до 60% [26].

Исследования  показывают, что именно неработающие и необучающиеся подростки обычно связаны с криминальной средой. Они совершают значительную часть тяжких, предумышленных преступлений несовершеннолетних. Признанные уже до достижения 18 лет хроническими алкоголиками и наркоманами подростки, как правило, нигде не учатся и не работают. Вероятно, именно криминологический аспект проблемы незанятости несовершеннолетних способен привлечь к ней в ближайшее время серьезное внимание общества [26].

Как отмечает А.С. Лаушкин, безделье для таких подростков становится основным занятием, которое для многих из них является образом жизни в течение достаточно длительного периода времени. По его данным, из всех опрошенных несовершеннолетних преступников до совершения преступления не были заняты от полугода до двух лет - 36%, 12% - не работали и не учились до трех лет и более, 26% - уклонялись от общественно полезных занятий в течение 1-3 месяцев, 3% - никогда не учились и не работали [21].

Сегодня можно отметить чрезвычайно высокую  латентность, существенные дефекты  во взаимном обмене информацией между субъектами воспитания и профилактики, низкую эффективность мер социальной помощи, контроля и предупреждения правонарушений среди неучащихся и неработающих подростков. Совершившие преступления несовершеннолетние проживают, как правило, в родительской семье. Сузившаяся в последние годы практика переезда подростков в крупные населенные пункты для учебы в ПТУ и работы в профилактическом отношении положительна. Индивидуальная миграция несовершеннолетних снижает возможности воспитательного воздействия, социальный контроль, повышает риск негативных влияний на личность и поведение. Соответственно знание субъектами профилактики особенностей семейной ситуации подростков-правонарушителей, воспитательных возможностей семьи, а также оказание помощи родителям (как и применение к ним в необходимых случаях предусмотренных законом мер воздействия) значения никак не утрачивают.

В последние  годы доля воспитывающихся в неполных семьях среди совершивших преступления сокращается, приближаясь к среднестатистическим показателям. Типичной становится не структурная неполнота, а так называемое семейное неблагополучие - недостатки воспитания, обусловленные прежде всего личностными характеристиками и отношением к воспитательным обязанностям со стороны родителей или заменяющих их лиц. Особенности семейной ситуации, условий жизни и воспитания несовершеннолетних, находящихся в детских домах, интернатах, у родственников - опекунов, весьма специфичны [21]. Профилактические достижения практики в отношении этих групп более чем скромны, в то время как распространенность преступности в этой группе намного превышает среднюю для несовершеннолетних. Так, по данным правоприменительных органов в течение первого года после выхода из детского дома преступления совершают около 20% их воспитанников. В теоретическом плане проблема предупреждения преступности проживающих вне родительской семьи подростков пока ожидает своих исследователей.

Особенности нравственно-психологической характеристики позволяют определить типовые направления коррекции личности, содержание мер профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. Подростки, совершившие преступления и сохраняющие связь с учебными или трудовыми коллективами, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учебе или работе, недобросовестным отношением к ним. Для значительной части учащихся-правонарушителей характерны прогулы. По выборочным данным хорошо успевали около 10% из них, а примерно 25% были неуспевающими. Однако исследования показывают, что причина обычно не в ограниченных возможностях усвоения учебного материала, а в отсутствии заинтересованности в получении образования или профессиональной подготовки. Для подростков правонарушающего поведения они не являются значимыми субъективно: отсутствуют, как правило, и планы на будущее, обусловливающие стремление получать образование и специальность их законопослушными сверстниками [26].

Субъективно более значимой сферой для несовершеннолетних правонарушителей является досуговая, соответственно, связанная с ней деятельность оказывает более существенное формирующее воздействие на личность, чем в нормотипе. При этом содержательная характеристика свободного времени отличает подростков, совершивших впоследствии преступления, от других сверстников: предпочтение отдается праздности.

Характерной является неразвитость интересов, реализуемых в сфере досуга. Чтению, например, уделяют часть свободного времени около 2/3 законопослушных и менее 10% правонарушителей; техническому творчеству, музыке, спорту - соответственно 70% и 15-20%. Типична и неустойчивость интересов: даже занятие спортом, наиболее популярная из социально одобряемых форм досуговой деятельности среди несовершеннолетних правонарушителей, имеет для них лишь кратковременную привлекательность. Видимо, и экономические проблемы последних лет сократили объем посещения несовершеннолетними кино, дискотек, спортивных секций. Выборочные данные показывают, что бесцельное времяпровождение в кругу сверстников не только сохраняет приоритет, но поглощает почти все свободное время. «Тусуемся» - так определили наиболее популярный вид досуга опрошенные несовершеннолетние рассматриваемой группы [23].

Таким образом, социально негативная ориентация личности формируется у несовершеннолетних обычно не от внутренней потребности  к определенным формам деятельности, а в обратном порядке: фактическое  времяпрепровождение закрепляется в привычку, что формирует соответствующие  потребности.

В эмоционально-волевой сфере у несовершеннолетних правонарушителей, как правило, преобладают [10]:

  • ослабление чувства стыда, развитие равнодушного отношения к переживаниям окружающих, то есть эмоциональная лабильность, эгоцентризм, несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие необходимого уровня самокритичности;
  • эмоциональная неуравновешенность, трусость, недоверчивость, вызывающее поведение, упрямство, тщеславие, агрессивность, озлобленность, повышенная конфликтность, нередко и повышенная сексуальность;
  • разрыв между уровнями требований к себе и к окружающим (завышенная самооценка);
  • ослабление волевых качеств констатируется у 15-20% несовершеннолетних, однако главное при этом - отрицательная направленность воли;
  • нервно-психические аномалии (в границах вменяемости) по различным данным встречаются у таких несовершеннолетних в 35-40% случаев.

С точки  зрения нравственного уровня, уровня правосознания и ценностных ориентаций наблюдается значительный разрыв между известными несовершеннолетним в принципе и нередко ими разделяемыми на вербальном уровне ценностями нашего общества и теми ценностями, которыми они руководствуются ежедневно; выше всего, как правило, они ставят интересы своего круга (псевдосолидарность, ложное понимание чувства товарищества, долга, совести, порядочности); на первом плане у них чаще отмечается стремление к утверждению (нередко любой ценой) авторитета в своем круге, соображения престижа; жизненные цели заменяются стремлением к достижению психологического комфорта в своей референтной группе, сиюминутными удовольствиями; несовершеннолетним правонарушителям в большей степени, чем законопослушным подросткам, свойственно желание «облагородить» в собственных глазах свои действия, поступки, что обусловливает искажение оценок поведения окружающих, особенно потерпевших; нередко допустимым признается любое нарушение (включая противоправное), если «очень нужно» себе или, особенно, референтной группе; для них характерен низкий уровень правосознания, поэтому обычно не одобряется позиция содействия правоохранительным органам; подростки, совершающие преступления, надеются на безнаказанность, то есть считают маловероятной возможность быть задержанным [26].

С точки  зрения культурно-образовательного уровня необходимо учитывать следующее [26].

По уровню образования несовершеннолетние преступники отстают от сверстников примерно на 1-3 года (хотя сейчас нет второгодничества); плохо или хуже учатся, у них чаще наблюдается отчуждение от любого типа коллектива.

Для несовершеннолетних правонарушителей характерна ограниченность духовных запросов, они практически не посещают выставки, театры, библиотеки, концерты классической музыки.

Кино, телевидение, радио для них - лишь способ «убить»  свободное время. Соответственно они  предпочитают «легкие фильмы» (детективы, боевики), фильмы ужасов и фантастики, эротику и порнографию, развлекательные  передачи по телевидению и радио.

Несовершеннолетние  правонарушители преимущественно используют свои источники информации, значимые в их микросреде; однако эти источники часто искажают потребляемую населением информацию.

Данной  категории несовершеннолетних свойственно праздное времяпрепровождение: бесцельные прогулки по улицам, сборы в укромных местах, распитие спиртных напитков, злоупотребление наркотическими и токсическими веществами, сквернословие; при этом часто происходят конфликты (драки, издевательства над младшими, поножовщина), совершаются изнасилования. При этом характерным является не проявление одного из них, а наличие комплекса, свидетельствующее о нравственной деформации личности в целом.

Полное  представление о личности требует  выявления ее положительных сторон. Максимальное использование положительного личностного потенциала необходимо и для достижения целей перевоспитания. К нравственно положительным качествам, отмечаемым исследованиями у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, забота, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторыми членами семьи. Однако при этом характерна избирательность их проявления, существенно сниженная распространенность по сравнению с обычными сверстниками.

 

 

 

2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕЛИКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И СТРЕМЛЕНИЯ К ПРИНЯТИЮ ОКРУЖАЮЩИМИ

 

 

2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария

 

Целью исследование стало проверка гипотезы о том, что  деликветное поведение в подростковом возрасте связано со стремлением к принятию окружающими.

В исследовании приняло участие 15 подростков, состоящих  на учете в инспекции по делам  несовершеннолетних Фрунзенского района г.Минска. Средний возраст испытуемых – 15 лет.

Поставленная  цель определила диагностический инструментария исследовании:

  1. «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП).
  2. Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан).

Информация о работе Проблема подростковой деликвентности