Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:14, курсовая работа
В курсовой работе исследуется проблема подростковой деликвентности, которая включает следующие этапы:
1. Анализ понятия «деликвентное поведение», причин его возникновения.
2. Изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей
3. Определение взаимосвязи деликвентного поведения и стремления к принятию окружающими.
В ходе работой над темой исследования были сделаны следующие выводы:
Методика диагностики
Опросник рассчитан на подростков в возрасте от 13 до 18 лет. Тестирование проводится индивидуально или с группой.
Основная задача СОП – выявления склонности у подростков к тем или иным девиациям в поведении.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению содержит шкалы:
Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)
Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.
На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале СО. Далее выделяются четыре группы испытуемых:
высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);
низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);
высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);
низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)
Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» – мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.
У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов
Проанализировав результаты диагностики, полученные в ходе диагностики испытуемых по методике СОП, представим полученные данные в виде сводной таблицы 2.1
Таблица 2.1 Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению
Шкала 1 |
Шкала 2 |
Шкала 3 |
Шкала 4 |
Шкала 5 |
Шкала 6 |
Шкала 7 | |
1 |
10 |
4 |
11 |
18 |
7 |
5 |
7 |
2 |
8 |
5 |
5 |
16 |
10 |
12 |
18 |
3 |
6 |
13 |
10 |
4 |
10 |
8 |
9 |
4 |
14 |
2 |
18 |
6 |
9 |
17 |
14 |
5 |
6 |
7 |
10 |
9 |
15 |
6 |
10 |
6 |
9 |
17 |
16 |
15 |
7 |
13 |
9 |
7 |
15 |
6 |
11 |
9 |
10 |
5 |
14 |
8 |
6 |
3 |
10 |
16 |
14 |
10 |
13 |
9 |
18 |
10 |
6 |
17 |
10 |
10 |
14 |
10 |
6 |
4 |
4 |
11 |
10 |
6 |
4 |
11 |
10 |
5 |
13 |
18 |
9 |
10 |
15 |
12 |
3 |
10 |
3 |
12 |
6 |
2 |
16 |
13 |
12 |
6 |
6 |
6 |
12 |
17 |
14 |
14 |
3 |
8 |
5 |
6 |
10 |
8 |
10 |
15 |
10 |
7 |
7 |
11 |
3 |
16 |
16 |
Для более наглядного отображения данных, приведенных в таблице 2.1, представим их в виде диаграммы (рис.2.1).
Рис.2.1 - Склонность подростков к отклоняющемуся поведению
Анализируя рис.2.1, можно отметить, что:
Таким образом, среди подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, преобладает склонность к агрессии и насилию, отсутствие волевого контроля эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению, к преодолению норм и правил и самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Результаты
диагностики мотивации
Таблица 2.2. Уровень мотивации аффиляции
№ п/п |
СП |
СО |
Уровень |
52 |
66 |
Низкий/низкий | |
34 |
110 |
Низкий/Высокий | |
78 |
78 |
Низкий/низкий | |
59 |
63 |
Низкий/низкий | |
86 |
79 |
Высокий/высокий | |
110 |
86 |
Высокий/высокий | |
76 |
45 |
Низкий/низкий | |
88 |
120 |
Высокий/высокий | |
97 |
110 |
Высокий/высокий | |
102 |
108 |
Высокий/высокий | |
64 |
96 |
Низкий/высокий | |
79 |
98 |
Низкий/высокий | |
86 |
100 |
Высокий/высокий | |
86 |
38 |
Высокий/низкий | |
102 |
67 |
Высокий/низкий |
Для наглядности предоставления данных, результаты, приведенные в таблице 2.2, представим в виде диаграммы (рис.2.2)
Рис. 2.2 - Уровень мотивации аффиляции подростков
Анализируя рис.2.2, можно отметить, что для:
Для определения взаимосвязи деликвентного поведения в подростковом возрасте и стремлению к принятию окружающими выполним матстатистичекий анализ данных коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Было выполнено:
1) Ранжирование значений А (балл по шкале 7 методики СОП) и В (балл по шкалам СП, СО методики Мехрабиана). Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
6) Определены критические значения для N = 15
N |
p | |
0.05 |
0.01 | |
15 |
0.52 |
0.66 |
Таблица 2.3 Взаимосвязь склонности к деликвентному поведению и стремлению к принятию
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
7 |
2 |
52 |
2 |
0 |
0 |
2 |
18 |
15 |
34 |
1 |
14 |
196 |
3 |
9 |
3.5 |
78 |
6 |
-2.5 |
6.25 |
4 |
14 |
9.5 |
59 |
3 |
6.5 |
42.25 |
5 |
10 |
5.5 |
86 |
9 |
-3.5 |
12.25 |
6 |
9 |
3.5 |
110 |
15 |
-11.5 |
132.25 |
7 |
14 |
9.5 |
76 |
5 |
4.5 |
20.25 |
8 |
13 |
7 |
88 |
11 |
-4 |
16 |
9 |
14 |
9.5 |
97 |
12 |
-2.5 |
6.25 |
10 |
4 |
1 |
102 |
13.5 |
-12.5 |
156.25 |
11 |
15 |
12 |
64 |
4 |
8 |
64 |
12 |
16 |
13.5 |
79 |
7 |
6.5 |
42.25 |
13 |
14 |
9.5 |
86 |
9 |
0.5 |
0.25 |
14 |
10 |
5.5 |
86 |
9 |
-3.5 |
12.25 |
15 |
16 |
13.5 |
102 |
13.5 |
0 |
0 |
∑ |
120 |
120 |
0 |
706.5 |
В результате матстатичтисекого анализа было получено rs = -0.262. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.
Таблица 2.4 Взаимосвязь
склонности к деликвентному поведению
и страха отвержения
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
7 |
2 |
66 |
4 |
-2 |
4 |
2 |
18 |
15 |
110 |
13.5 |
1.5 |
2.25 |
3 |
9 |
3.5 |
78 |
6 |
-2.5 |
6.25 |
4 |
14 |
9.5 |
63 |
3 |
6.5 |
42.25 |
5 |
10 |
5.5 |
79 |
7 |
-1.5 |
2.25 |
6 |
9 |
3.5 |
86 |
8 |
-4.5 |
20.25 |
7 |
14 |
9.5 |
45 |
2 |
7.5 |
56.25 |
8 |
13 |
7 |
120 |
15 |
-8 |
64 |
9 |
14 |
9.5 |
110 |
13.5 |
-4 |
16 |
10 |
4 |
1 |
108 |
12 |
-11 |
121 |
11 |
15 |
12 |
96 |
9 |
3 |
9 |
12 |
16 |
13.5 |
98 |
10 |
3.5 |
12.25 |
13 |
14 |
9.5 |
100 |
11 |
-1.5 |
2.25 |
14 |
10 |
5.5 |
38 |
1 |
4.5 |
20.25 |
15 |
16 |
13.5 |
67 |
5 |
8.5 |
72.25 |
∑ |
120 |
120 |
0 |
450.5 |
В результате матстатичтисекого анализа было получено rs = 0.196. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.
Таким образом, в ходе матстатистического анализа не было выявлено взаимосвязи между склонностью к деликвентному поведению и стремлению к принятию окружающими. Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, не подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.