Проблема подростковой деликвентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется проблема подростковой деликвентности, которая включает следующие этапы:
1. Анализ понятия «деликвентное поведение», причин его возникновения.
2. Изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей
3. Определение взаимосвязи деликвентного поведения и стремления к принятию окружающими.
В ходе работой над темой исследования были сделаны следующие выводы:

Файлы: 1 файл

Проблема подростковой деликвентности.docx

— 100.90 Кб (Скачать файл)

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году. Опросник СОП разделен на два варианта, один из них предназначен для лиц мужского пола, а другой для лиц женского пола. В целом опросники включают ряд утверждений, которые касаются некоторых сторон жизни подростка, его характера, привычек.

Опросник  рассчитан на подростков в возрасте от 13 до 18 лет. Тестирование проводится индивидуально или с группой.

Основная  задача СОП – выявления склонности у подростков к тем или иным девиациям в поведении.

Методика  диагностики склонности к отклоняющемуся поведению содержит шкалы:

  1. Шкала установки на социально – желательные ответы. Высокие показатели показывают, что подростки не соответствуют социальным желательным установкам. Низкий показатель свидетельствует о том, что личность стремится социальным установкам.
  2. Шкала склонности к преодолению норм и правил. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о высоком уровне направленности личности идти в разрез с социальными нормами. Низкий указывает на то, что личность способна соблюдать нормы и правила.
  3. Шкала склонности к аддитивному поведению. Высокие показатели свидетельствуют о том, что есть предрасположенность в употреблении наркотических веществ. Низкий напротив, указывает на то, что риск употребления наркотических веществ незначителен.
  4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый склонен к риску и причинении себе ущерба. Низкие -  подросток не испытывает стремление к саморазрушающему и самоповреждающему поведению.
  5. Шкала склонности к агрессии и насилию. Высокие показатели свидетельствуют о том, что подростки испытывают склонность к агрессии и насилию по отношению к другим людям. Низкий - данная склонность не выраженная.
  6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. Высокий показатель свидетельствует о том, что подросток не способен контролировать эмоциональные реакции, о низком уровне волевого контроля. Низкий - что подросток способен управлять своими эмоциональными реакциями, разить волевой контроль.
  7. Шкала склонности к деликвентному поведению. Высокий показатель свидетельствует о том, что личность способна совершить противоправное поведение. Низкий – наименьшая вероятности проявления данного поведения.

Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)

Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.

На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале СО. Далее выделяются четыре группы испытуемых:

высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);

низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);

высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);

низкий  – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)

Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» – мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.

У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым  группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении  с другими людьми.

 

2.2 Обработка и интерпретация  полученных результатов

 

Проанализировав результаты диагностики, полученные в  ходе диагностики испытуемых по методике СОП, представим полученные данные в  виде сводной таблицы 2.1

Таблица 2.1 Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению

 

Шкала 1

Шкала 2

Шкала 3

Шкала 4

Шкала 5

Шкала 6

Шкала 7

1

10

4

11

18

7

5

7

2

8

5

5

16

10

12

18

3

6

13

10

4

10

8

9

4

14

2

18

6

9

17

14

5

6

7

10

9

15

6

10

6

9

17

16

15

7

13

9

7

15

6

11

9

10

5

14

8

6

3

10

16

14

10

13

9

18

10

6

17

10

10

14

10

6

4

4

11

10

6

4

11

10

5

13

18

9

10

15

12

3

10

3

12

6

2

16

13

12

6

6

6

12

17

14

14

3

8

5

6

10

8

10

15

10

7

7

11

3

16

16


 

Для более  наглядного отображения данных, приведенных в таблице 2.1, представим их в виде диаграммы (рис.2.1).

Рис.2.1 - Склонность подростков к отклоняющемуся поведению

 

Анализируя  рис.2.1, можно отметить, что:

  • 7 человек (46,7%) имеют склонность к девиантному поведению:
  • 4 человека (26,7%) имеют склонность к нарушению норм и правил;
  • 8 человека (53,3%) имеют склонность к аддиктивному поведению;
  • 9 человек (60%) имеют склонность к саморазрушающему поведению;
  • 9 человек (60%) имеют склонность к насилию;
  • 8 человека (53,3%) имеют сложности с волевым контролем эмоциональных реакций
  • 11 человека (73,3%) имеют склонность к делинквентному поведению.

Таким образом, среди подростков, состоящих на учете  в инспекции по делам несовершеннолетних, преобладает склонность к агрессии и насилию, отсутствие волевого контроля эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению, к преодолению норм и правил и самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

Результаты  диагностики мотивации аффиляции также представим в виде сводной таблицы 2.2

Таблица 2.2. Уровень мотивации аффиляции

№ п/п

СП

СО

Уровень

52

66

Низкий/низкий

34

110

Низкий/Высокий 

78

78

Низкий/низкий

59

63

Низкий/низкий

86

79

Высокий/высокий

110

86

Высокий/высокий

76

45

Низкий/низкий

88

120

Высокий/высокий

97

110

Высокий/высокий

102

108

Высокий/высокий

64

96

Низкий/высокий 

79

98

Низкий/высокий 

86

100

Высокий/высокий 

86

38

Высокий/низкий

102

67

Высокий/низкий


Для наглядности  предоставления данных, результаты, приведенные  в таблице 2.2, представим в виде диаграммы (рис.2.2)

Рис. 2.2 - Уровень мотивации аффиляции подростков

Анализируя  рис.2.2, можно отметить, что для:

  • большинства подростков (40% - 6 испытуемых) характерно стремление к принятию группой,
  • 27% (4 испытуемых) – напряженность в отношениях, внутренний дискомфорт,
  • 20% (3 человека) – страх отвержения,
  • 13% (2 человека) – страх быть отвергнутым группой препятствует нормальному общению в группе.

Для определения  взаимосвязи деликвентного поведения в подростковом возрасте и стремлению к принятию окружающими выполним матстатистичекий анализ данных коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Было  выполнено:

1) Ранжирование  значений А (балл по шкале 7 методики СОП) и В (балл по шкалам СП, СО методики Мехрабиана). Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен  подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возведение  каждой разности d в квадрат (колонка  d2);

4) Подсчитана  сумма квадратов;

5) Произведен  расчет коэффициента ранговой  корреляции rs по формуле:

6) Определены  критические значения для N = 15

N

p

0.05

0.01

15

0.52

0.66


Таблица 2.3 Взаимосвязь  склонности к деликвентному поведению и стремлению к принятию

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

7

2

52

2

0

0

2

18

15

34

1

14

196

3

9

3.5

78

6

-2.5

6.25

4

14

9.5

59

3

6.5

42.25

5

10

5.5

86

9

-3.5

12.25

6

9

3.5

110

15

-11.5

132.25

7

14

9.5

76

5

4.5

20.25

8

13

7

88

11

-4

16

9

14

9.5

97

12

-2.5

6.25

10

4

1

102

13.5

-12.5

156.25

11

15

12

64

4

8

64

12

16

13.5

79

7

6.5

42.25

13

14

9.5

86

9

0.5

0.25

14

10

5.5

86

9

-3.5

12.25

15

16

13.5

102

13.5

0

0

 

120

 

120

0

706.5


В результате матстатичтисекого анализа было получено rs = -0.262. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.

 

Таблица 2.4 Взаимосвязь  склонности к деликвентному поведению и страха отвержения 

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

7

2

66

4

-2

4

2

18

15

110

13.5

1.5

2.25

3

9

3.5

78

6

-2.5

6.25

4

14

9.5

63

3

6.5

42.25

5

10

5.5

79

7

-1.5

2.25

6

9

3.5

86

8

-4.5

20.25

7

14

9.5

45

2

7.5

56.25

8

13

7

120

15

-8

64

9

14

9.5

110

13.5

-4

16

10

4

1

108

12

-11

121

11

15

12

96

9

3

9

12

16

13.5

98

10

3.5

12.25

13

14

9.5

100

11

-1.5

2.25

14

10

5.5

38

1

4.5

20.25

15

16

13.5

67

5

8.5

72.25

 

120

 

120

0

450.5


 

В результате матстатичтисекого анализа было получено rs = 0.196. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.

Таким образом, в ходе матстатистического анализа не было выявлено взаимосвязи между склонностью к деликвентному поведению и стремлению к принятию окружающими. Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, не подтвердилась.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.

Информация о работе Проблема подростковой деликвентности