Проблема подростковой деликвентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется проблема подростковой деликвентности, которая включает следующие этапы:
1. Анализ понятия «деликвентное поведение», причин его возникновения.
2. Изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей
3. Определение взаимосвязи деликвентного поведения и стремления к принятию окружающими.
В ходе работой над темой исследования были сделаны следующие выводы:

Файлы: 1 файл

Проблема подростковой деликвентности.docx

— 100.90 Кб (Скачать файл)

Радикальная теория (У. Чемблисс, Р. Куинни) является специфическим положением конфликтного подхода к изучению преступности. Большинство работ в рамках конфликтного подхода к делинквентности и преступности предполагает, что законы разрабатываются и принудительно применяются, так как у определённой части людей есть фактическая монополия на власть. Отличие радикальной теории от прочих теорий конфликтного подхода заключается в том, что, основной причиной делинквентности и преступности, особенно среди представителей низшего класса, является капитализм. Р. Куинни утверждал, что почти все преступления, совершаемые членами рабочего класса в капиталистическом обществе – являются средством выживания. Преступность неизбежна при капиталистических условиях.

В рамках подхода гендерных ролей О. Поллак утверждал, что женская преступность по своей сути оказывается скорее скрытой. Дж. Гроссер отмечает, что мальчики в большей степени вовлечены в воровство, так как оно отражает риск, смелость и маскулинность, какие черты фактически и ожидаются от настоящего мужчины, тогда как женской преступности препятствуют гендерные нормы. Теории феминизма показывают, что следствием патриархального контроля и господства со стороны мужчин над женщинами может быть женская делинквентность, как средство защиты и обороны.

Виды  делинквентного поведения [10].

К числу  делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный  проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Особую  общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

 Иногда  делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия — не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению        [14]. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта 1994 в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения. Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960, утратило характер делинквентного поведения с ноября 1991 и с развитием рыночных отношений стало нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

1.2  Особенности личности несовершеннолетних  правонарушителей

 

Подростничество – это целая эпоха в жизни человека, период колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. Подростковый возраст начинается с завершением детства и кончается у границ юности. 

Возрастная  психология рассматривает развитие человека как сложный и продолжительный  диалектический процесс. Педагогика и психология различает шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и психического развития: младенческий возраст (от рождения до года); предшкольный (от года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); подростковый возраст (от 11 до 14-15 лет); старший школьный возраст, ранняя юность (от 14-15 до 17-18 лет) [22].

Подростковый  возраст занимает важную фазу в общем  процессе становления человека как  личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава  деятельности ребенка закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Занимая переходную стадию между детством и  юностью, отрочество представляет исключительно  сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать  различия между младшими и старшими подростками, понимая, что нет никакого «среднеподросткового» возраста, практически приходится ориентироваться на типичное, характерное для всего этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество - это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений.

В литературе очень удачно отмечено, что успешное предупреждение отдельных правонарушений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности правонарушителя, поскольку  именно личность является носителем  причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного  поведения.

Личность  несовершеннолетних правонарушителей имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность  выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной  коррекции личности подростков, характеризуемых  асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.

По мнению А.И. Долговой, «тип криминогенной личности выражает определенную целостность социально-приобретенных устойчивых личностных характеристик, определяющим в нем является несоответствие сознания и деятельности ценностно-нормативной системе, признаваемой обществом и государством, что повышает вероятность совершения такой личностью преступления в сравнении с личностью, ведущей себя в тех же условиях устойчиво правомерно» [9].

Н.С. Лейкина  писала, что «преступник как личность отличается от других людей тем, что  он совершил преступление вследствие присущих ему антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к общественным интересам и выбора общественно  опасного пути для реализации своего замысла или не проявления необходимой  активности в предотвращении отрицательного результата» [21].

П.С. Дагель дал следующее определение личности преступника: «совокупность социально-политических, психологических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющих уголовно-правовое значение» [10].

Несовершеннолетние  правонарушители являются резервом армии преступников. Для несовершеннолетних характерно не только интенсивное физическое развитие, но и большие психологические  сдвиги, заключающиеся в наличии  ряда кризисных состояний, глубоких качественных изменений в деятельности личности, в восприятии ею жизненных  явлений.

Н.А. Монахов  на основании собственных исследований сделал вывод о взаимосвязи поведения  подростков с возрастными особенностями, влияющими на поведение. Эти внутривозрастные особенности значительны для переломного возраста. К 14-16 годам на основе суждений у подростка возникают свои представления. Они убеждены в том, что хорошо и что для них или окружающих плохо [21].

Криминологические и социально-психологические исследования показывают, что для личности несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие  признаки [22]:

  • отсутствие интереса к познавательной деятельности и связанная семейной и педагогической запущенностью когнитивная дефицитарность. Она может при поверхностной оценке производить впечатление умственной отсталости, особенно если осознанно или неосознанно утрируется. При этом, как правило, отмечается хорошая социальная ориентировка в сочетании с умением манипулировать другими людьми или использовать внешние обстоятельства в свою пользу;
  • отсутствие способности к эмпатии (сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;
  • стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне. Эта особенность может сопровождаться стремлением к замещению чувства пустоты и скуки состоянием измененного настроения, вызываемого алкоголем и другими психоактивными веществами;
  • неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; выраженная наклонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;
  • индифферентное или пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм;
  • выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков; отсутствие глубоких личностных реакций с чувством вины за серьезные социальные последствия своих поступков;
  • повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;
  • раннее начало курения, ранняя алкоголизация и высокий риск употребления психоактивных веществ (наркотиков).

Обращение к характеристике личности совершивших  преступления несовершеннолетних преступников предполагает определение качеств и свойств, отличающих допустивших нарушение уголовно-правовых норм от сверстников законопослушного поведения. В связи с этим принципиальное значение имеет вопрос о роли общевозрастных особенностей в право- нарушающем поведении несовершеннолетних. Как известно, старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Рассмотрение возрастных особенностей как собственно криминогенных, способных породить преступное поведение, безосновательно. И не только потому, что соответствующие качества характерны для возрастной группы в целом, а преступления совершает лишь небольшая ее часть. Отмеченные характеристики могут выражаться как в правомерных, так и в противоправных поступках. Определяющую роль здесь играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности лишь усиливают значение влияний среды, поскольку внутренняя сфера личности несовершеннолетнего представляет собой еще не полностью сформировавшуюся, крайне подвижную и изменчивую структуру нравственных качеств и психических свойств [19]:

а) не полностью  выработанную, сложившуюся и укрепившуюся социальную направленность: в этом возрасте человек, как правило, еще  не успел определить своего отношения  к окружающему миру, поэтому не всякое отклонение от принятых норм поведения несовершеннолетнего можно отнести к антиобщественной направленности или деятельности;

б) недостаточный  социальный опыт (уровень, степень социализации личности): несовершеннолетний еще не успел научиться работать, не изучил законы нормальной жизни общества, не усвоил их в такой степени, чтобы они стали для него осознанной нормой поведения;

в) недостаточно развитую волю и чувства, то есть несовершеннолетний еще не всегда может правильно определить, что хорошо, а что плохо и вредно для него самого, окружающих, общества в целом; он еще только учится мыслить, понимать себя, свою связь с окружающим миром, свои роль и место в этом мире;

г) неумение контролировать свое поведение и эмоции в различных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение.

Несовершеннолетний  нуждается в постоянном, направленном воспитательном воздействии: ему необходима помощь в осознании закономерностей  окружающего мира, выработке правильного представления о социальных ценностях. Негативные личностные проявления в подростковом и юношеском возрасте требуют воспитательного и перевоспитывающего воздействия. При этом они еще не столь устойчивы, не переросли в личностные установки и легче, чем в зрелом возрасте, могут быть изменены при соответствующем воспитательном и социализирующем воздействии. С точки зрения социально-демографической характеристики важно отметить, что основную массу правонарушений совершают лица в возрасте 16-17 лет. Это вызвано разными причинами [13]:

Информация о работе Проблема подростковой деликвентности