Проблема статуса в гуманистических науках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема статуса, которая возникла на стыке ряда гуманитарных наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, одной из ключевых проблем социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой "личность в системе коллективных отношений", столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 259.34 Кб (Скачать файл)

 

2. «Бег ассоциаций»

 

Цель: формирование положительного отношения к школе»

 

Ход: Дети делятся на 2 группы.

 

Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

 

Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».

 

3. «Изображение предметов»

 

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

 

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его   отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

 

4. Физкультминутка «Ванька-встанька»

 

Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям.

 

Ход:

 

Отдых наш физкультминутка,

 

Занимай свои места:

 

Раз – присели, два – привстали.

 

Руки к верху все подняли.

 

Сели, встали, сели, встали

 

Ванькой-встанькой словно стали,

 

А потом пустились вскачь,

 

Будто мой упругий мяч.

 

5. «Зеркало»

 

Цель: развитие навыка работы в парах

 

Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения.

 

6. «Настроение в цвете»

 

Цель: отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая   поддержка.

 

8. Итог занятия.

 

9. Ритуал прощания.

 

Занятие 3.

 

Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

 

Ход занятия:

 

1. «Ритуал приветствия»

 

2. Настроение в цвете»

 

3. «Пары слов»

 

Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.

 

Ход: Детям нужно запомнить вторые слова. Из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.

 

Затем ведущим говорится первое слово из пары, а дети говорят второе слово.     Ведущий объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.

 

4. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

 

Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

 

Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз. Психолог показывает пример, дети повторяют.

 

«Шалтай-болтай

 

сидел на стене

 

Шалтай-болтай

 

Свалился во сне»

 

5. «Собери картинку»

 

Цель: развитие мышления.

 

Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, взрослый при необходимости помогает.

 

Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно совместное собирание картинки.

 

7. «Путаница»

 

Цель: развитие навыка совместной деятельности.

 

Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук, начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.

 

7. «Настроение в цвете».

 

8. Итог занятия.

 

9. Ритуал прощания.

 

Занятие 4.

 

Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания.

 

Ход занятия:

 

1. «Ритуал приветствия».

 

2. «Настроение в цвете».

 

3. «Ищи безостановочно».

 

Цель: развитие внимания.

 

Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы).

 

4. «Волшебное яйцо».

 

Цель: развитие воображения.

 

Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал,   так,   чтобы получился новый предмет. В конце занятия можно организовать   выставку рисунков. Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления.

 

5. «Маленькие обезьянки»

 

Цель: развитие внимания, навыков общения.

 

Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них, 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно.

 

6. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

 

7. «Бывает - не бывает» 

 

Цель: развитие воображения, внимания.

 

Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

 

«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».

 

8. «Бип».

 

Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.

 

Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит «Бип».

 

9. «Настроение в цвете».

 

10. Итог занятия.

 

11. «Ритуал приветствия».

 

2.3 Контрольный эксперимент

 

В контрольный эксперимент вошли следующие методики:

 

2.31.Методика «Нарисуй фигуру человека» (мужчину) см. констатирующий эксперимент. Эта методика определяет уровень психологического развития ребёнка.

 

2.3.2.Тест на определение мотивационной готовности; (см. констатирующий эксперимент).

 

2.3.3.Методика «Эхо»; (см. констатирующий эксперимент)

 

После проведения данной методики Катя и Егор получили по 2 балла, что говорит о хорошем развитии фонематического слуха.

 

2.3.4. Методика «Вежливость» - представляет собой известную игру, в которой дети, выполняют задания, ведущего только в том случае, если он горит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными упражнениями:

 

1. Руки вперёд

 

2. Руки на пояс, пожалуйста

 

3. Присядь

 

4. Руки к плечам, пожалуйста

 

5. Прыгай

 

6. Прыгай, пожалуйста

 

7. Перестань прыгать, пожалуйста

 

8. Наклонись

 

9.Наклонись, пожалуйста

 

10. Хлопни в ладоши. 

 

До начала игры надо проверить, понимает ли ребёнок, как следует выполнять использующиеся упражнения, успешность выполнения задания зависит от внимания.                                                                         

 

Обработка результатов: проводится путём подсчёта баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются выполнения команды без слова «пожалуйста» и не выполнения команды при слове «пожалуйста». Каждая из них оценивается в 1 балл:     

 

Внимание развито хорошо – не более 2 баллов;

 

Внимание развито слабо – 3 – 5 баллов;

 

Внимание развито плохо – 5 – 10 баллов.     

 

В методике принимали участие: Соболева Юля, Смородкин Кирилл, Разумнов Егор. Дети получили не более 2 баллов, это говорит о том, что внимание у детей развито хорошо.                                             

 

2.3.5.Методика «Запомни фразы» Данная методика направлена на изучение памяти. Надо прочитать ребёнку фразы, например:     

 

1.Осенью идут дожди.

 

2. Дети любят играть.

 

3. В небе летит самолёт.

 

4. Мальчик помогает соей бабушке.

 

5. В саду растут яблони и груши.

 

Попросить ребёнка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы прочитать ещё раз один раз. Обработка результатов:

 

5 баллов – высокий уровень памяти

 

4 балла – выше среднего                                                         

 

3 балла – средний уровень

 

0 -2 баллов – ниже среднего.

 

 

 

2.3.6 Результаты полученных данных

 

Методика « Нарисуй фигуру человека» проводилась с детьми: Евсеевой Полиной и Смородкином Кириллом т.к. на констатирующем эксперименте уровень психологического развития этих детей был чуть ниже остальных. После проведения методики были сделаны следующие выводы:

 

Рисунки более доброжелательные, открытые, у обоих детей присутствует желание любви и привязанности. Уровень психологического развития высокий.

 

Тест на определения мотивационной готовности проводился с Разумновым Егором, т.к. на констатирующем эксперименте он показал не очень хорошие результаты. После проведения развивающих занятий, Егор показал хорошие результаты. Стал более открытым, на вопросы отвечал охотно, развёрнуто, вёл себя спокойно, не терялся.

 

После проведения методики « Эхо» Катя и Егор получили по 2 балла, дети стали лучше выговаривать буквы, слышать звуки, что говорит о хорошем развитии фонематического слуха.

 

В методике «Вежливость» принимали участие: Соболева Юля, Смородкин Кирилл, Разумнов Егор. Дети получили не более 2 баллов, это говорит о том, что внимание у детей развито хорошо.                                             

 

После проведения методики « Запомни фразы» у троих детей: Брагиной Ульяны, Соболевой Юли, Середовой Лизы, был выявлен высокий уровень памяти, дети заработали по – 5 баллов. У Соколова Ильи и Разумного Егора уровень памяти выше среднего – 4 балла.

 

На основе результатов полученных данных контрольного эксперимента можно судить о том, что « Если ребёнок будет психологически готов к обучению в школе, то ему будет гораздо легче пережить адаптацию, общаться со сверстниками, получать знания». Гипотеза подтвердилась.

 

Сводная ведомость психологической готовности к школе.                                           

 

№ 2

Ф. И. 

Психологи

 

ческая

 

готовность 

Мотоваци онная готовность 

Фонемати

 

ческий

 

слух 

Внима

 

ние 

Память

 

Разумнов

 

Егор  

высокая 

Развит

 

хорошо 

Развито

 

хорошо 

Выше

 

среднего

 

Иовлева

 

Катя   

Развит

 

хорошо  

 

Соболева

 

Юля    

Развито

 

хорошо 

Высоко

 

развита

 

Смородкин

 

Кирилл 

высокая   

Развито

 

хорошо 

 

Брагина

 

Ульяна     

Высоко

 

развита

 

Евсеева Полина 

высокая    

 

Соколов

 

Илья     

Выше

 

среднего

 

Середова

 

Лиза     

Высоко

 

развита

 

 

3 Выводы

 

После проведения развивающих занятий, результаты в контрольном эксперименте гораздо лучше первоначальных. Дети стали более внимательные, усидчивые, к порученным заданиям стали относиться более серьёзно, все стремились к хорошим результатам. Их деятельность приобрела осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

 

На формирующем этапе была использована специально подобранная программа занятий, направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению. Основной целью, данных занятий, является развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, а также развитие психологической и мотивационной готовности к обучению в школе. Достигнуть этого можно лишь путём развития познавательных процессов.

 

У Шмелёва Алёши и Шевчук Юли психологическая готовность к школе изначально была на высоком уровне, поэтому с ними был проведён только констатирующий эксперимент, на котором она показала себя очень хорошо, в дополнительных, развивающих занятиях эти дети не нуждаются.

 

У остальных детей после проведения развивающих занятий были замечены улучшения. Как говорилось выше, дети стали более усидчивы, стали увереннее держать ручку, научились рассуждать, мыслить логически. В отдельности хотелось бы выделить Разумного Егора. Психологическая готовность к школе была на низком уровне, познавательные процессы были развиты слабо, но, тем не менее, после развивающих занятий у Егора появился интерес к школе, он стал более внимательным, терпеливым. Все задания, которые давались в контрольном эксперименте выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

 

На основе полученных данных, можно судить о том, что «Если ребёнок будет психологически готов к обучению в школе, то ему будет гораздо легче пережить адаптацию». Гипотеза подтвердилась

 

4 Рекомендации

 

Основной задачей семьи и школы наряду с вопросами обучения и воспитания является задача сохранения здоровья детей.

 

На рост и развитие ребенка влияют внешние и внутренние факторы. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Начинать работу по психологической готовности к обучению в школе, нужно уже в подготовительной группе детского сада и, конечно же, в семье. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, в старших группах уже следует проводить более сложные занятия, направленные на развитие познавательных процессов.

 

Ранняя диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка, точное определение характера и степени отклонения функции, углубленный анализ среды является основой эффективности коррекционной работы.

 

Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались познавательные процессы, которые позже будут необходимы для успешного обучения в школе.

 

Забота близких о здоровье ребенка, имеет огромное значение для правильного и своевременного психологического развития. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Информация о работе Проблема статуса в гуманистических науках