Проблема статуса в гуманистических науках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема статуса, которая возникла на стыке ряда гуманитарных наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, одной из ключевых проблем социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой "личность в системе коллективных отношений", столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 259.34 Кб (Скачать файл)

 

Работа по психологической готовности ребёнка к школе, должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями дошкольных образовательных учреждений и учителями начальных классов. Это обеспечит хорошую готовность к школе, детям будет легче пережить адаптацию.

 

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

 

 

 

5 Список литературы

 

1. Агафонова И. Н. « Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации» Начальная школа 1999 г. № 1.

 

2. Венгер Л. А. « Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание». М.1970.

 

3. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребёнок к школе?» М. 1994.

 

4. Гуткина Н. Н. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению». М.1997.

 

5. Дьяченко О. М. Веракса Н. Е. «Чего на свете не бывает». М.1994

 

6. Ефимова С. П. «Как готовить ребёнка к школе. Советы врача».1992г.

 

7. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения» Екатеринбург М. 1998 г.

 

8. Запорожец А. В. «Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогике». / Под редакцией А.В. Запорожца, Г. А. Марковой.

 

9. Буря Р. С. « Готовим детей к школе». М.1987 г.

 

10. Кравцова Е. Е. « Психологические проблемы готовности к школьному обучению». М.1991 г.

 

11. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология» 1991 г.

 

12. Никитин Б. П. «Развивающие игры». 1994 г.

 

13. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе». 1999 г.

 

14. Эльконин Д. Б. Венгер Л. А. «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста». М. 1988.

 

15. Дубровина И. В. «Руководство практического психолога». 1999 г.

 

16. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психологические упражнения, и коррекционные программы» М. 1993 г.

 

17. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог» № 23. 1999 г.

 

18. Дубровина И. В., Зацепин В. В. « Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология. М. 1999 г.

 

19. Цукерман Г. А. «Школьная жизнь». Томск 1992.

 

20. Эльконин Д. Б. «Психологические игры». 1978 г.

 

21. Божович Л. И. «Проблемы развития мотивационной серы ребёнка. Изучение мотивации и поведения ребёнка». 1972 г.

 

22. Выгодский Л.С. «Проблема возраста».1984 г.

 

23. Саллина Н. Г. «Интеллектуальное развитие ребёнка». 1988г.

 

24. Агафонова И. Н. « Социально – психологическое обучение детей 6 – 10 лет». «Программа «Я и Мы». 2001 г.

 

25. Божович Л. И.   М. 1968 г.

 

26. Журнал «Здравствуй школа» Спец. выпуск № 5 от журнала «Полезные советы и идеи».

 

27. Л. Матвеева Выбойщик И. «Что я могу узнать о своём ребёнке» Психологические тесты, задания и игры./ Екатеринбург 2003 г.

 

28. Фомина Л. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»

 

29. Кольцова М. М. «Развитие моторики»

 

30. Е. Данилова «Пальчиковые игры»

 

 

 

6 Понятийный аппарат

 

1. Кинестетические импульсы ( от греч. движение и ощущение) ощущение положения отдельных частей тела, сопротивления и тяжести внешних предметов.

 

2. Абстрагирование - это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

 

3. Нейгобиологи – учёные, которые изучают головной мозг человека, их эмоции и чувства.

 

4. Электрофизиологические исследования – процедура, направленная на получение записи биологических потенциалов, с внутренней поверхности сердца используя при этом специальные электроды.

 

5. Дезадаптация – какие – либо нарушения адаптации.

 

6. Гипердинамичный синдром – эмоциональные расстройства, выраженные невнимательностью, отсутствием упорства в выполнении поставленных задач.

 

7. Психомоторная заторможенность – резкое замедление как психических, так и физиологических процессов.

 

8. Социокультурная запущенность – недоразвитие социальных качеств, ценных ориентаций, потребностей. Развивается на фоне равнодушного отношения к ним окружающих: родителей, учителей, знакомых.

 

9. Генезис – происхождение, становление и развитие, результатом которого является определённое состояние изучаемого объекта.

 

10. Аналико – синтетическая деятельность – это деятельность ребёнка, которая складывается в период времени от 3 -7 лет под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности.

 

11. Перцептивная зрелость – деятельность, которая всегда определяется смыслом, мотивом и целью.

 

12. Аналитическое мышление – способность индивида к использованию логики в анализе информации и при принятии решения.

 

13. Лаконичность – краткость, сжатость, немногословность – изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов.

 

14. Интерпретация – разъяснение неясного или скрытого для человека значения некоторых аспектов его переживаний.

 

15. Специфика – отличительные характерные особенности, присущие только данному предмету, явлению.

 

16. Аспект – одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции.

 

17. Эстетические инстанции – раскрытие вечных бытийных тем – любви, природы, смерти, в освещении проблемы преодолении времени.

 

18. Соподчинённые мотивы – мотивы, которые управляют поведением ребёнка и определяют всё его развитие.

 

19. Вербализм – высокий уровень речевого развития, хорошее развитие памяти при недостаточном развитии восприятия и мышления.

 

20. Неврозы – группа заболеваний, обусловленных психотравмирующими воздействиями. Характеризуются функциональными, как правило, обратимыми, нервно - психологическими расстройствами.

 

21. Несформулированность – низкий уровень развития произвольности процессов.

 

22. Предметно – развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития.

 

23. Самовыражение – самый реальный способ заставить других людей обратить на себя внимания, быть замеченным, услышанным и самое главное быть узнанным.

 

24. Вариативность – наличие нескольких или многих вариантов чего – либо.

 

25. Стереотипы – устойчивые формы поведения (в широком смысле включая деятельность, общение, реализуемые социальные установки, отношения) обусловленные природными возможностями человека позволяющее использовать их оптимально, т. е. с наибольшей эффективности.

 

26. Регрессия – форма и механизм психологической защиты, это механизм защиты личности.

 

27. Амбициозность – стремление к достижению целей, честолюбие. Требование знаков уважения, почёта. Гордость, достоинство.

 

28. Амбивалентность – двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства.

 

29. Экспансивность – резкое, бурное проявление чувств, высокая активность.

 

Приложение№1

 

В данном приложении находятся методики, которые использовались в констатирующем эксперименте:

 

1. «Нарисуй фигуру человека»

 

2. «Назови цифры»

 

3. Тест на определение мотивационной готовности, осведомлённости и отношения ребёнка к школе

 

4. «Эхо»

 

Приложение 2

 

Методики, использованные в констатирующем эксперименте:

 

1. «Домики на полянке»

 

2. «Да» и «Нет»

 

3. «Змейка»

 

Приложение № 3

 

В данном приложении методики, которые использовались на контрольном эксперименте, после проведения развивающих игр и занятий:

 

1. «Запомни фразу»

 

2. «Вежливость»

 

3. «Эхо»

 

4. «Нарисуй фигуру человека»

 

5.Тест на определение мотивационной готовности, осведомлённости и отношения ребёнка к школе

 

1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста

 

В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности [13, 19].

 

Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется систем а взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своим желаниями, потребностями быть как «большой» и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей (по Л.С. Выготскому):

 

Негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых).

 

Упрямство (ребенок настаивает на собственных требования и решениях).

 

Строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме).

 

Своеволие (проявляется в стремлении отделится от взрослых).

 

Обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она «дура»).

 

Протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).

 

В семьях с единственным ребенком может встречаться стремление к деспотизму.

 

Разрешение данного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту.

 

В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок пытается самоутвердится . Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости.

 

В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам.

 

Дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

 

Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе [20, 21].

 

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого.

 

Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста:

 

1. Формируется первое схематичное цельно детское мировоззрение.

 

2. Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?»

 

3. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставит перед собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.

 

4. Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания.

 

1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте

 

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

 

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

Информация о работе Проблема статуса в гуманистических науках