Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:21, курсовая работа
Проблема статуса, которая возникла на стыке ряда гуманитарных наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, одной из ключевых проблем социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой "личность в системе коллективных отношений", столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.
В какой степени актуальна проблема социально-психологической готовности к школе и констатируется ли она в начальной школе? Исследования Овчаровой [13 с.261] свидетельствуют о том, что феномен социально-психологической дезадаптации существует у учащихся начальной школы и может проявляться примерно в 37% случаев.
Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и социокультурной запущенности. Проявления дезадаптации различны – они могут быть выделены по объективным и внешне выраженным показателям: социометрическим статусам, не желанию или не уверенного или агрессивного поведения, а также по субъективным переживаниям: неудовлетворенности, тревожности и враждебности.
По итогам диагностического обследования возможно создание специальных групп и классов развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и развития по основным параметрам.
Такие занятия могут проводиться и в период адаптации в школе.
Например, курс Г.А. Цукермана «Введение в школьную жизнь» проводится именно в период начала школьного обучения.[19 с.94]
Этот курс создан для того, чтобы на пороге школы, между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.
2 Практическая часть
2.1 Констатирующий эксперимент
В данном эксперименте участвуют дети подготовительной группы, дети находятся в возрасте 6-7 лет: Евсеева Полина, Соболева Юля, Брагина Ульяна, Соколов Илья, Иовлева Катя, Разумнов Егор, Середова Лиза, Бутылкин Паша, Смородкин Кирилл.
2.1.1 Методики исследования психологической готовности к школе:
2.1.1.1 Методика «Нарисуй фигуру
человека (мужчину)». Эта методика определяет
уровень психологического развития ребёнка.
Предложить ребёнку нарисовать человека (мужчину). Какие-либо объяснения не допускаются.
Как оценить результаты:
У нарисованной фигуры есть голова, туловище. На голове имеются волосы. На лице – глаза, нос, рот. На руках по 5 пальцев оценивается в – 5 баллов.
На рисунке присутствуют перечисленные элементы за исключением трёх (нет шеи, волос, одного пальца). Наличие глаз, носа и рта обязательно, оценивается в – 4 балла.
У фигуры есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги нарисованы двумя линиями, отсутствует шея, уши волосы, одежда, пальцы на руках, оценивается в – 3 балла.
Примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности нарисованы одной линией - оценивается в – 2 балла.
Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули – оценивается в – 1 балл.
Более подробное описание:
Голова – сфера интеллекта, сфера воображения.
Голова большая – неосознанное подчёркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.
Шея – орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечения (телом). Таким образом, это их координационный признак.
Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.
Толстая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
Плечи и их размер – признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.
Плечи угловатые – признак чрезмерной осторожности, опасности.
Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности Туловище угловатое или квадратное – мужественность.
Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворённых, остро осознаваемых субъектом потребностей.
Лицо: черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов - сенсорный контакт с деятельностью.
Подчёркнутые уши – возможны слуховые галлюцинации, встречаются у особо чувствительных людей к критике.
Маленькие уши – стремление не принимать никакой критики, заглушить её. Изображение глаз, как пустых глазниц – значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.
Глаза маленькие – погружённость в себя.
Подведённые глаза - грубость, чёрствость.
Полные губы на лице мужчины – женственность.
Нос широкий, выдающийся с горбинкой
– презрительные установки, тенденции
мыслить иронически социальными стереотипами.
Брови редкие короткие - презрение, изощрённость.
Волосы – признак мужественности, храбрости, смелости, зрелости и стремление к ней.
Заштрихованные волосы – тревога,
связанная с мышлением или воображением.
Конечности:
Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
Руки шире у ладоней или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивности.
Руки, изображённые не слитно с туловищем, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из – под контроля.
Руки, скрещенные на груди – враждебно мнительная установка.
Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.
Руки короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
Руки длинные - желание чего-то достигнуть.
Руки, повёрнутые в стороны, достающие что-то – зависимость, желание любви, привязанности.
Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенности в себе.
Пальцев меньше 5 – зависимость, бессилие.
Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.
Пальцы длинные – скрытая агрессия.
Пальцы, сжатые в кулаки – бунтарство, протест.
Ноги не пропорционально длинные – сильная потребность в независимости и стремление к ней.
Ноги слишком короткие – чувство психической или физической неловкости. Широко расставленные ноги – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищённость).
Ноги неодинаковых размеров
– амбивалентность в стремлении к независимости.
Частые стирания - нерешительность, недовольство собой.
Стирание при перерисовке, если перерисовка стала лучше, - это хороший знак.
Стирание без попытки перерисовать - внутренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует).
Большой рисунок – экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.
Маленькая фигура – тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности, не высокая самооценка.
Фигура сдвинута в левую сторону – переживание, признак незащищённости. Недостаток симметрии – незащищённость.
Рисунок возле самого края листа – независимость, неуверенность в себе. Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.
2.1.1.2 Тест для определения мотивационной готовности, осведомленности и отношения ребёнка к школе.
Этот тест проводится индивидуально с каждым ребёнком. Ведётся разговор с ребёнком на различные темы, при чтении опросов не спешить, не следует задавать все вопросы за один раз. Постараться получить развёрнутые ответы, давать ребёнку возможность порассуждать. Если у ребёнка возникают затруднения, предлагается помощь.
1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
2. Как зовут твоих родителей?
3. В каком городе ты живёшь?
4. Сколько человек живёт в вашей семье? Назови их.
5. Что интересного есть в твоём городе?
6. Что бы ты сделал, если бы увидел, что кто-то упал на улице и не может встать?
7. В какое время года на деревьях появляются листья?
8. Для чего нужна армия?
9. Что остаётся на земле после дождя?
10. Как правильно переходить дорогу?
11. Для чего человеку голова, нос, уши, руки?
12. Ты хочешь ходить в школу? Почему?
13. Назови времена года?
14. Сколько дней в недели? Назови их.
15. Какие ты знаешь профессии?
16. Какие передачи смотришь по телевизору?
17. Какие страны ты знаешь?
18. Что нужно сделать, если ты порежешь палец?
19. Какие продукты питания ты знаешь?
20. Назови предметы кухонной и столовой посуды?
21. Как назвать одним словом лук, морковь, огурец….?
22. Чем отличаются дикие животные от домашних?
23. Чем отличаются день от ночи?
24. Что нужно сделать, если потеряешь игрушку твоего друга?
25. Сосчитай до 10, какое число перед числом 6?
26. Какое число больше 7 или 8? На сколько?
27. Как ты думаешь, что интересного будет в школе?
28. Как нужно вести себя в гостях?
29. Почему нельзя баловаться со спичками?
30. Как понять фразу «У человека золотые руки»?
31. Чем отличается человек от животного?
32. Почему в магазине, в транспорте, в кино надо платить деньги?
33. Кто такой Юрий Гагарин?
34. Что нужно делать, если начался пожар?
35. Назови друзей Буратино?
2.1.1.3 Методика «Эхо».
Развивает фонематический слух у детей. Методика представляет собой игру, в которой ребёнок исполняет роль эха. Перед игрой объяснить ребёнку, что такое «эхо»: «Ты слышал когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живёт в лесу или горах, но его никто никогда не видел, его можно только слышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. После рассказа испытуемому предлагается поиграть в игру, где он должен будет в точности повторять любой звук, который услышит. В качестве материала воспроизведения берутся отдельные звуки и звукосочетания: три гласных звука («а», «о» ,«и»), три глухих согласных звука («п», «с» ,«т»), три звонких согласных звука («б», «з»,«д») ,три слова, состоящие из двух звуков(«ша», «ру», «лы»), три звукосочетания, состоящие из двух согласных звуков( «ст», «вр», «кт»). Обработка результатов проводится количественно и качественно. Каждый неправильно произнесённый звук оценивается 1 баллом при этом важно зарегистрировать, что произнёс ребёнок вместо требуемого звука. Отказ от воспроизведения также оценивается 1 баллом независимо от количества воспроизведённых звуков. Методика позволяет выявить особенности развития фонематического слуха.
Оценка результата исследования:
0 – 2 балла фонематический слух развит хорошо;
3 – 5 баллов слабо развитый слух;
6 и более плохо развитый слух.
2.1.1.4 Методика «ДА и нет»
Эта методика направлена на выявления уровня развития внимания. В этой методике запрещается отвечать на заданные вопросы словами «Да» и «Нет». Поскольку внимание ребёнка в этот момент сосредоточено на соблюдении правил игры, то наиболее вероятны искренние ответы. Таким образом, психолог получает представление и о мотивационной готовности ребёнка к школе.
Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет. Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
3. Ты любишь смотреть мультики?
4. Ты хочешь остаться ещё на один год в детском саду?
5. Ты любишь гулять?
6. Ты любишь играть?
7. Ты хочешь учиться?
8. Ты любишь болеть?
9. У тебя есть друзья в детском саду?
10. Ты знаешь, какое время года сейчас?
Обработка результатов проводится путём подсчёта баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются слова «да» и «нет». Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т. д.) не рассматриваются в качестве ошибки. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Если ребёнок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0(ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.
В группу с хорошо развитым вниманием относятся дети, получившие не более двух баллов.
Слабо развитое внимание у детей, которые получили от 3 – 5 баллов.
Плохо развитое внимание – 5 – 10 баллов.
2.1.1.5 Методика «Домик на полянке»
Эта методика направлена на изучение наглядно-образного мышления. Детям раздаются карточки с изображением полянки с дорожками и домиками., пять рисунков-инструкций , которые указывают на путь к одному из домиков. Ребёнку необходимо найти тот домик, путь к которому указан в инструкции. Например: путь к домику лежит мимо ёлочки, деревца, грибка, ёлочки и цветочка. А вот и домик, ставим над ним цифру 1. Объяснить, как правильно пользоваться рисунком-инструкцией и дать возможность далее выполнить задание самостоятельно.
Если ребёнок выполнил задание правильно, то есть по инструкции прошёл весь путь от человека до домика, последовательно найдя все отмеченные на схеме объекты, результат оценивается в 3 балла. Если возникли трудности: ребёнок пропускал отмеченные объекты, путал последовательность, но, тем не менее, правильно добирался до конечного маршрута -2 балла, (если было допущено не более дух ошибок) или 1балл (три ошибки). Если ребёнок не справился с заданием, то результат оценивается как нулевой.
Информация о работе Проблема статуса в гуманистических науках