Проблема статуса в гуманистических науках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема статуса, которая возникла на стыке ряда гуманитарных наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, одной из ключевых проблем социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой "личность в системе коллективных отношений", столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 259.34 Кб (Скачать файл)

 

Оценка результатов:

 

10 – 12 баллов - высокий уровень мышления

 

8 -9 баллов – средний уровень мышления

 

Ниже 8 баллов – уровень ниже среднего.                   

 

2.1.1.6 Методика «Назови цифры»

 

Данная методика направлена на изучение памяти. Ребёнку предлагается прочитать шесть цифр, указанных на карточках : 7, 3, 6, 1, 9, 4 . После этого показать ещё раз все карточки поочерёдно , на запоминание каждой карточки отводится 2 секунды. Затем попросить повторить цифры по памяти (учитывая не порядок, а количество правильных совпадений).

 

При оценивании результата выполнения задания из количества правильно воспроизведённых цифр отмените количество ошибочно произнесённых цифр. Если ребёнок воспроизводит цифры в первоначальной последовательности, добавьте к результату ещё 1 балл.

 

Как оценить результаты:

 

7 – баллов - высокий уровень развития памяти;

 

6 – баллов - выше среднего;

 

3-5 - баллов - средний уровень;

 

0-2 – баллов – ниже среднего.

 

2.1.1.7 Методика «Змейка»

 

Данная методика направлена на уровень развития мелкой моторики. Ребёнку в течение 30 сек. Предлагается «запятнать» как можно больше количество кружков в змейке (т.е. поставить в центре кружков точки). Подсчитать общее количество точек, нанесённых ребёнком, а затем из полученного числа вычесть общее количество точек, поставленных вне кружка или на его границе. Полученное число (баллы) будут являться показателем успешности выполнения задания.   

 

Как оценить результаты:

 

Более – 34 баллов – моторика развита высоко.

 

От 18 – 30 баллов – выше среднего

 

12 – 17 баллов – моторика развита недостаточно.

 

Менее 11 баллов – низкий уровень.

 

Результат:

 

После проведения методики « Змейка» результаты следующие:

 

Е. Полина и Р. Егор – от 18-30 баллов - развитие мелкой моторики развито выше среднего. У остальных детей результаты более 34 баллов, что говорит о высоком развитии моторики. 

 

2.1.2. Анализ полученных данных

 

Методика «Нарисуй фигуру человека»

 

Как показывает практика, после проведённой методики « Нарисуй фигуру человека» были сделаны выводы: у двоих детей (Ильи и Алёши), маленькие фигуры, что обозначает тревогу, эмоциональную зависимость, чувство дискомфорта и скованности.

 

У Ильи чрезмерно амбициозные стремления, скрытая агрессия, тревога, связанная с мышлением или воображением, также на рисунке присутствуют стирания, что говорит о внутреннем конфликте.

 

По Алёшиному рисунку можно увидеть, что присутствует признак чрезмерной осторожности, защиты, мужественности, храбрости, силы ; недостаточный контроль действий и импульсивности, а также бунтарство и протест.

 

У Юли Ш. – присутствует примитивная агрессия, тревога связанная с мышлением или с воображением, сильная потребность в независимости и стремление к ней защищённость.

 

Юля С. – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для объекта; откровенное пренебрежение, сильная потребность независимости и стремление к ней, тревога, связанная с мышлением или воображением; уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизнедеятельности.

 

Ульяна – неосознанное убеждение о значении мышления в деятельности человека, уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса; женственность, примитивная агрессия.

 

Лиза – ощущение малоценности, унижения, чувство вины, неуверенность в себе, сильная потребность независимости и стремление к ней, внутренний конфликт или конфликт с этой деталью.

 

Катя – незащищённость, ощущение малоценности, бунтарство, протест.

 

Егор – внутренний конфликт, присутствие признака чрезвычайной осторожности, защиты; мужественность, недостаточный контроль действий; зависимость, бессилие, призрение, изощрённость.

 

Кирилл – чувство физической или психологической неловкости, экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию, превознесение себя; значимое стремление избегать визуальных стимулов, субъектом управляют враждебные чувства.

 

Полина – чрезмерно амбициозные стремления, враждебно – мнительная установка, присуще чувство физической или психологической неловкости, презрительные установки, тенденция мыслить иронически социальными стереотипами; женственность, тревога, связанная с мышлением или воображением, есть наличие неудовлетворённых потребностей.

 

После проведения методики мотивационной готовности, детей можно разделить на 3 группы:

 

В 1 группу вошли: Евсеева Полина, Иовлева Катя, Юля Шевчук, Юля Соболева, Брагина Ульяна, Шмелёв Алёша – данные дети отвечали хорошо, полно и развёрнуто, поведение хорошее, много знают и умеют обосновывать свои ответы. Мотивационная готовность высокая.

 

Во – 2 группу вошли: Соколов Илья, Смородкин Кирилл, Середова Лиза – на вопросы отвечали не достаточно полно, крутились, уходили от темы, на ответы некоторых вопросов возникали трудности. Понимают правила хорошего поведения, мотивационная готовность выше среднего.

 

В – 3 группу вошёл Разумнов Егор – отвечал не охотно, не развёрнуто, хотя видно, что многое знает и умеет обосновывать свои ответы. Сам по себе Егор скрытный, во время беседы вёл себя хорошо. Мотивационная готовность средняя.

 

После проведения методики « Эхо» было выявлено развитие фонематического слуха:

 

у 8 детей – (Ш. Алёши, Б Ульяны, С. Лизы, Е. Полины, С. Юлии, Ш. Юлии, С. Ильи, С Кирилла), фонематический слух развит хорошо, дети заработали от 0 – 2 баллов.

 

У остальных детей (Р. Егор и И. Катя) – 3 балла, данные дети картавят и не выговаривают букву «л», - слабо развит фонематический слух.

 

Результаты методики «Да» и «Нет»

 

Хорошо развитое внимание у 7 детей:

 

Полина Е. и Юля Ш. получили - 0 баллов, Лиза С., Катя И. – получили - 1 балл. Илья С., Ульяна Б., Алёша Ш. – получили по 2балла.

 

Слабо развитое внимание у 3 детей:

 

Юля С. И Кирилл С. – получили по – 4 балла, Егор Р. – 5 баллов.

 

Результаты методики «Домики на полянке»

 

Все дети в данной методике показали хорошие результаты, без особых усилий справились с полученным заданием, многим детям даже не требовалось повторного объяснения. После проведённой методики можно сделать выводы, что у всех детей – высокий уровень мышления.               

 

Результаты методики « Назови цифры». После проведения методики был выявлен уровень развития памяти:

 

Высокий уровень – Алёша Ш., Юла Ш., Катя И. (7 баллов).

 

Выше среднего – Полина Е., Кирилл С. (6 баллов).

 

Средний уровень – Лиза С., Илья С., Егор Р., Ульяна Б.. (4, 5 баллов).

 

Ниже среднего – Юля С.(2 балла).

 

Результат методики «Змейка»

 

После проведения данной методики результаты следующие:

 

Е. Полина и Р. Егор – от 18-30 баллов - развитие мелкой моторики развито выше среднего. У остальных детей результаты более 34 баллов, что говорит о высоком развитии моторики. 

 

Сводная ведомость психологической готовности к школе.

 

№ 1

Ф.И. 

Психологическое

 

развитие 

Мотивационная готовность 

Фонематический слух 

Внимание 

Мышление 

Па

 

мять 

Моторика 

 

Брагина Ульяна 

высокое 

высокая 

Развит хорошо 

хоро шо разви то 

высоко развито 

Ср. 

Выс. развита

 

Соболева

 

Юля 

Высокое 

высокая 

Развит хорошо 

слабое 

высоко

 

развито 

ср. 

Выс.

 

Развита

 

Соколов

 

Илья 

Очень высокое 

Выше среднего 

Развит

 

Хорошо 

Хор. 

Высоко

 

развито 

Ср. 

Выс.

 

развита

 

Иовлева

 

Катя 

Выше среднего 

высокая 

Развит слабо 

Хор. 

Высоко

 

развито 

Выс. 

Выс. развита

 

Разумнов

 

Егор 

Выше среднего 

средняя 

Развит слабо 

слабое 

Высоко развито 

Ср. 

Выс.

 

развита

 

Середова

 

Лиза 

Выше среднего 

Выше

 

среднего 

Развит хорошо 

Хор. 

высоко

 

развито 

Ср. 

Выс. развита

 

Евсеева

 

Полина 

среднее 

высокая 

Развит хорошо 

Хор. 

Высоко

 

развито 

Вышсреднего 

Выше

 

средн

 

его

 

Шмелёв Алёша 

высокое 

высокая 

Развит хорошо 

хор 

Высоко

 

развито 

Выс. 

Выс.

 

развита

 

Смород-

 

кин

 

Кирилл 

среднее 

Выше среднего 

Развит хорошо 

слабое 

Высоко

 

развито 

Выш

 

среднего 

Выс.

 

развита

 

Шевчук

 

Юля. 

высокое 

высокая 

Развит

 

хорошо 

хор 

Высоко

 

развито 

Выс. 

Выс.

 

развита

 

 

Выводы:

 

После проведённых методик, по исследованию психологической готовности детей к школьному обучению, были сделаны следующие выводы: очень хорошо у данных детей развито – мышление и моторика рук, чуть хуже развиты – психологическая готовность, мотивационная, фонематический слух, внимание и память. С детьми будут проводиться определенные занятия, направленные на оказание психологической помощи и подготовке к школьному обучению. На занятиях будут присутствовать дети: Разумнов Егор, Иовлева Катя, Соболева Юля, Смородкин Кирилл, Брагина Ульяна, Соколов Илья, Середова Лиза, Евсеева Полина. Особое внимание следует уделить Разумнову Егору. Именно у него самый низкий показатель психологической готовности к школе.                                                                           

 

2.2 Формирующий эксперимент

 

Программа занятий, направленных на подготовку детей к успешному школьному обучению.

 

Цель: формирование готовности к школьному   обучению.

 

Задачи:

 

1. Формирование положительного отношения к школе,   мотивы учения;

 

2. Развитие познавательных процессов.

 

3. Формирование навыков общения и совместной деятельности. Для формирования положительного отношения к школе были выбраны следующие упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки», «Бывает – не бывает».

 

Навыки общения и совместной деятельности предполагается формировать через следующие упражнения: «Бип», «Маленькие обезьянки»,   «Путаница», «Зеркало».

 

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

 

- групповые («Бег ассоциаций»)

 

- в парах («Зеркало»)

 

- индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо»)

 

Остальные игры и упражнения по форме организации являются фронтальные.                                                                                                             Основной прием – игра. Игровая форма была выбрана в связи с учетом особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке дети легче усваивают навыки и знания. Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д. Занятие   в группе   проводится   после диагностики. Продолжительность занятия 25-30 минут.

 

     ЗАНЯТИЕ 1.

 

Цель: Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

 

Ход занятия:     

 

1. Ритуал приветствия:

 

Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.

 

Ход: Выбирается предмет (игрушка), показать его детям и сказать, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.

 

Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

 

2. «Четыре стихии»

 

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата.

 

Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

 

3. «Запоминай порядок»

 

Цель: развитие памяти.

 

Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

 

4.Попугай»

 

Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.

 

Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интонацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.

 

5. Итог занятия:

 

- Чем мы сегодня занимались? 

 

- Что понравилось больше всего?

 

6. «Ритуал прощания»

 

Дети, все вместе садятся в кругу и, передавая символ, друг   другу, прощаются со всеми.

 

ЗАНЯТИЕ 2.

 

Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.

 

Ход занятия:

 

1. «Ритуал приветствия»

 

2. «Настроение в цвете»

 

Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.

 

Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем следует поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках.

Информация о работе Проблема статуса в гуманистических науках