Проблема взаимосвязи интеллекта и креативности в психологических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Рассмотреть проблемы исследования интеллектуальных и креативных способностей учеников старшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования взаимосвязи интеллекта и креативности.
2. Дать общую характеристику интеллекта.
3. Раскрыть понятие креативности.
4. Провести экспериментальные исследования по изучаемой проблеме.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические подходы к исследованию взаимосвязи интеллекта и креативности
1.1. Общая характеристика интеллекта
1.2. Понятие, критерии и особенности креативности
1.3. Взаимосвязь интеллекта и креативности в психологических исследованиях
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению взаимосвязи интеллектуальных способностей и креативности…………………………
2.1. Методы диагностики интеллекта и креативности……………..
2.2. Анализ и оценка результатов уровня развития интеллекта и креативности……………………………………………………………………
Вывод по главам…………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа со старшеклассниками.docx

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Методика 1. Тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ). Первый вариант

№ участника

Баллы

Уровень

1.

100

с

2.

100

с

3.

100

с

4.

109

с

5.

115

в

6.

101

с

7.

104

с

8.

100

с

9.

102

с

10.

112

в

11.

100

с

12.

98

н

13.

121

в

14.

100

с

15.

101

с

16.

105

с

17.

118

в

18.

106

с

19.

98

н

20.

99

н

21.

103

с

22.

99

н

23.

123

в

24.

114

в

25.

98

н


 

Проанализировав полученные данные, мы получили следующие  результаты:

Высокий уровень  – 6 человек (24%)

Средний уровень  – 14 человек (56%)

Низкий уровень  – 5 человек (20%)

Гистограмма № 1. Процентное соотношение  уровней интеллекта  учеников 11 «а»  класса.

 

Анализ табличных  и графических данных показал, что  уровень развития интеллекта у испытуемых находится на среднем уровне. В  результате чего можно предположить о наличии у испытуемых способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей, что способствует развитию творческих способностей.

 

Методика 2. Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)

 

№ участника

Любозна -тельность

Воображе-ние

Сложность

Склонность к риску

Общий балл

Уровень

1.

18

21

12

14

65

с

2.

11

9

7

8

35

с

3.

5

9

4

4

22

н

4.

21

19

23

15

78

в

5.

15

21

20

17

73

в

6.

12

18

11

8

49

с

7.

19

8

10

6

43

с

8.

10

7

5

8

30

н

9.

16

14

11

9

50

с

10.

20

22

17

12

71

в

11.

4

2

5

10

21

н

12.

6

4

5

3

18

н

13.

17

19

19

22

77

в

14.

14

8

12

17

51

с

15.

16

12

10

14

52

с

16.

13

18

11

17

59

с

17.

23

20

24

25

92

в

18.

15

17

12

16

60

с

19.

3

3

2

4

12

н

20.

8

7

12

2

29

н

21.

16

18

8

12

54

с

22.

3

6

11

5

25

н

23.

21

23

19

21

84

в

24.

19

15

23

24

81

в

25.

5

2

4

7

18

н


  

Проанализировав полученные данные, мы получили следующие  результаты:

Высокий уровень  – 7 человек (28%)

Средний уровень  – 10 человек (40%)

Низкий уровень  – 8 человек (32%)

   

Гистограмма № 2. Процентное соотношение уровней  креативности учеников 11 «а» класса.

Табличный и  графический анализ данных показывает, что уровень развития творческого  мышления у испытуемых находится  на среднем уровне, как и уровень интеллекта, а это основание предполагать, что уровень развития интеллекта влияет на развитие творческого мышления человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главам

 

Интеллект –  это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, во взаимосвязи  с ними формирующаяся и проявляющаяся  в деятельности, обусловленной культурно-историческими  условиями, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование. Анализируя факторы интеллектуального  развития, можно выделить две группы: генетические и факторы окружающей среды. Если первые лишь закладывают  базу, основу для развития интеллектуальных способностей, то социальные могут  оказать на них решающее воздействие.

В отечественной  психологии проблема интеграции интеллектуальных способностей и креативности имела  место, однако была выражена не так  рельефно, как в американской или  западноевропейской науке. Главная  причина состояла в отказе от теории и практики тестирования по системе IQ и в изучении интеллектуальных способностей в основном методом  проблемных ситуаций, который, как известно, прямо ориентировал исследователя  на трактование интеллекта (в первую очередь - мышления), как комплексной характеристики, рассматривающей креативность как необходимую составляющую.

Для выявления  уровня развития интеллекта и креативности, а также их взаимосвязи нами была проведена экспериментальная работа, в которой были предложены такие  методики интеллектуального развития как: Тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ) Первый вариант  и "Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)". Проанализировав их результаты, мы пришли к выводу, что в группе испытуемых преобладает средний уровень развития интеллекта, который отождествлялся с уровнем креативности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — способность мышления, рационального  познания.

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных  специализаций, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают  особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.

В отечественной  психологии проблема интеграции интеллектуальных способностей и креативности имела  место, однако была выражена не так  рельефно, как в американской или  западноевропейской науке. Главная  причина состояла в отказе от теории и практики тестирования по системе IQ и в изучении интеллектуальных способностей в основном методом  проблемных ситуаций, который, как известно, прямо ориентировал исследователя  на трактование интеллекта (в первую очередь - мышления), как комплексной характеристики, рассматривающей креативность как необходимую составляющую.

Психологическая диагностика сегодня располагает  большим арсеналом разнообразных  методик, позволяющих установить индивидуальные различия между людьми по тем или  иным психологическим признакам. Методики диагностики интеллекта и креативности занимают среди них особое место, так как их использование имеет  далекие социальные последствия. В  настоящее время тесты определения  способностей носят комплексный характер. Креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема взаимосвязи интеллекта и креативности в психологических исследованиях