Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:30, курсовая работа
Цель исследования: Рассмотреть проблемы исследования интеллектуальных и креативных способностей учеников старшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования взаимосвязи интеллекта и креативности.
2. Дать общую характеристику интеллекта.
3. Раскрыть понятие креативности.
4. Провести экспериментальные исследования по изучаемой проблеме.
Введение
Глава I. Теоретические подходы к исследованию взаимосвязи интеллекта и креативности
1.1. Общая характеристика интеллекта
1.2. Понятие, критерии и особенности креативности
1.3. Взаимосвязь интеллекта и креативности в психологических исследованиях
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению взаимосвязи интеллектуальных способностей и креативности…………………………
2.1. Методы диагностики интеллекта и креативности……………..
2.2. Анализ и оценка результатов уровня развития интеллекта и креативности……………………………………………………………………
Вывод по главам…………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………
Методика 1. Тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ). Первый вариант
№ участника |
Баллы |
Уровень |
1. |
100 |
с |
2. |
100 |
с |
3. |
100 |
с |
4. |
109 |
с |
5. |
115 |
в |
6. |
101 |
с |
7. |
104 |
с |
8. |
100 |
с |
9. |
102 |
с |
10. |
112 |
в |
11. |
100 |
с |
12. |
98 |
н |
13. |
121 |
в |
14. |
100 |
с |
15. |
101 |
с |
16. |
105 |
с |
17. |
118 |
в |
18. |
106 |
с |
19. |
98 |
н |
20. |
99 |
н |
21. |
103 |
с |
22. |
99 |
н |
23. |
123 |
в |
24. |
114 |
в |
25. |
98 |
н |
Проанализировав полученные данные, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень – 6 человек (24%)
Средний уровень – 14 человек (56%)
Низкий уровень – 5 человек (20%)
Гистограмма № 1. Процентное соотношение уровней интеллекта учеников 11 «а» класса.
Анализ табличных и графических данных показал, что уровень развития интеллекта у испытуемых находится на среднем уровне. В результате чего можно предположить о наличии у испытуемых способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей, что способствует развитию творческих способностей.
Методика 2. Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)
№ участника |
Любозна -тельность |
Воображе-ние |
Сложность |
Склонность к риску |
Общий балл |
Уровень |
1. |
18 |
21 |
12 |
14 |
65 |
с |
2. |
11 |
9 |
7 |
8 |
35 |
с |
3. |
5 |
9 |
4 |
4 |
22 |
н |
4. |
21 |
19 |
23 |
15 |
78 |
в |
5. |
15 |
21 |
20 |
17 |
73 |
в |
6. |
12 |
18 |
11 |
8 |
49 |
с |
7. |
19 |
8 |
10 |
6 |
43 |
с |
8. |
10 |
7 |
5 |
8 |
30 |
н |
9. |
16 |
14 |
11 |
9 |
50 |
с |
10. |
20 |
22 |
17 |
12 |
71 |
в |
11. |
4 |
2 |
5 |
10 |
21 |
н |
12. |
6 |
4 |
5 |
3 |
18 |
н |
13. |
17 |
19 |
19 |
22 |
77 |
в |
14. |
14 |
8 |
12 |
17 |
51 |
с |
15. |
16 |
12 |
10 |
14 |
52 |
с |
16. |
13 |
18 |
11 |
17 |
59 |
с |
17. |
23 |
20 |
24 |
25 |
92 |
в |
18. |
15 |
17 |
12 |
16 |
60 |
с |
19. |
3 |
3 |
2 |
4 |
12 |
н |
20. |
8 |
7 |
12 |
2 |
29 |
н |
21. |
16 |
18 |
8 |
12 |
54 |
с |
22. |
3 |
6 |
11 |
5 |
25 |
н |
23. |
21 |
23 |
19 |
21 |
84 |
в |
24. |
19 |
15 |
23 |
24 |
81 |
в |
25. |
5 |
2 |
4 |
7 |
18 |
н |
Проанализировав полученные данные, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень – 7 человек (28%)
Средний уровень – 10 человек (40%)
Низкий уровень – 8 человек (32%)
Гистограмма № 2. Процентное соотношение уровней креативности учеников 11 «а» класса.
Табличный и графический анализ данных показывает, что уровень развития творческого мышления у испытуемых находится на среднем уровне, как и уровень интеллекта, а это основание предполагать, что уровень развития интеллекта влияет на развитие творческого мышления человека.
Вывод по главам
Интеллект –
это относительно самостоятельная,
динамическая структура познавательных
свойств личности, возникающая на
основе наследственно закрепленных
анатомо-физиологических
В отечественной психологии проблема интеграции интеллектуальных способностей и креативности имела место, однако была выражена не так рельефно, как в американской или западноевропейской науке. Главная причина состояла в отказе от теории и практики тестирования по системе IQ и в изучении интеллектуальных способностей в основном методом проблемных ситуаций, который, как известно, прямо ориентировал исследователя на трактование интеллекта (в первую очередь - мышления), как комплексной характеристики, рассматривающей креативность как необходимую составляющую.
Для выявления
уровня развития интеллекта и креативности,
а также их взаимосвязи нами была
проведена экспериментальная
Заключение
Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — способность мышления, рационального познания.
Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.
В отечественной психологии проблема интеграции интеллектуальных способностей и креативности имела место, однако была выражена не так рельефно, как в американской или западноевропейской науке. Главная причина состояла в отказе от теории и практики тестирования по системе IQ и в изучении интеллектуальных способностей в основном методом проблемных ситуаций, который, как известно, прямо ориентировал исследователя на трактование интеллекта (в первую очередь - мышления), как комплексной характеристики, рассматривающей креативность как необходимую составляющую.
Психологическая
диагностика сегодня
Информация о работе Проблема взаимосвязи интеллекта и креативности в психологических исследованиях