Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:32, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологическую готовность к обучению в школе детей в возрасте 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
Проанализировать основные теоретические подходы по проблемам психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста.
Определить показатели мотивационной и интеллектуальной готовности личности дошкольного возраста.
Провести сравнительный анализ результатов исследования уровня мотивационной и интеллектуальной готовности детей 6-летнего возраста с уровнем мотивационной и интеллектуальной готовности детей 7 лет.
Введение……………………………………………………..……….…..3
ГЛАВА 1 теоретические подходы к проблемам психологической готовности детей к обучению в школе
1.1 Подходы к исследованию проблем психологической готовности к обучению в школе в отечественной и зарубежной психологии……..……5
1.2 Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста………………………………………………...10
Глава 2 Экспериментальное исследование ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 И 7-ЛЕТ- НЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7-летнего возраста……....…………………………..16
Заключение……………………………………………….…………....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………22
Содержание
Введение……………………………………………………..
ГЛАВА 1 теоретические подходы к проблемам психологической готовности детей к обучению в школе
1.1 Подходы к исследованию проблем психологической готовности к обучению в школе в отечественной и зарубежной психологии……..……5
1.2 Особенности психического развития
детей 6 – 7-летнего возраста…………………………………………………………
Глава 2 Экспериментальное исследование ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 И 7-ЛЕТ- НЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование психологической готовности
к школе детей 6 и 7-летнего возраста……....…………………………………………
Заключение……………………………………………….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………22
введение
Поступление
в школу знаменует начало
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень готовности к школе – мотивационный, интеллектуальный, социальный. Поэтому первостепенные задачи: в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье, делает наше исследование актуальным.
Практическая значимость: работа имеет значение для организации учебного процесса в учебных заведениях; для организации индивидуальной и групповой работы в условиях дифференциации обучения; для проведения коррекционной работы, направленной на развитие психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста.
Гипотезы: уровень мотивационной и интеллектуальной готовности к школе у детей 7-летнего возраста выше уровня мотивационной и интеллектуальной готовности к школе 6-летних детей.
Предмет исследования: соотношение уровня мотивационной и интеллектуальной готовности детей 6-летнего возраста с уровнем мотивационной и интеллектуальной готовности детей 7 лет.
Объект исследования: мотивационная и интеллектуальная готовность детей в возрасте 6, 7 лет – воспитанников детского сада № 535 г. Минска.
Цель исследования: изучить психологическую готовность к обучению в школе детей в возрасте 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемым проблемам, психодиагностические методы.
Диагностические методики: методика исследования мотивов учения М.Р.Гинзбурга, методика определения школьной зрелости Й.Йирасека экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника Н.И.Гуткиной.
Методы математической и статистической обработки: количественный и качественный анализ результатов данных, описательная статистика.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 31 наименований. Работа выполнена на 37 страницах печатного текста, содержит таблицы и рисунки.
ГЛАВА 1. теоретические подходы
к проблемам психологической готовности детей
к обучению в школе
к обучению в школе в отечественной и зарубежной психологии
Изучим проблемы психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии.
В отечественной психологии, рассматривая понятие «психологическая готовность к обучению в школе», подразумевается, что - это комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре дается следующее определение - «готовность к школьному обучению» и рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
По мнению В.С.Мухиной готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [21].
Д.Б.Эльконин в своих работах отмечает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [24].
Наиболее полное понятие «готовность к школе» дал Л.А.Венгер, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [7].
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе. В своих исследованиях Т.А.Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции» [4,23].
Движущей силой развития ребенка А.Н.Леонтьев считает его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции». В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Й.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах. Поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.
К умственной области
авторы относят способность
Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.
Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.
Ф.Л.Илг, Л.Б.Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д.П.Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей.
Надо отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей.
Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно сделать вывод, что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.
В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе.
Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. (Л.А.Венгер, С.Д.Цукерман, Р.И.Айзман, Г.Н.Жарова, Л.К.Айзман, А.И.Савинков, С.Д.Забрамная).
Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.
В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:
Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль [12].
При этом
важно положительное отношение
к учению, способность к саморегуляции
поведения и проявление
В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности [24].
Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
Информация о работе Проблемы психологической готовности детей к обучению в школе