Проблемы психологической готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологическую готовность к обучению в школе детей в возрасте 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
Проанализировать основные теоретические подходы по проблемам психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста.
Определить показатели мотивационной и интеллектуальной готовности личности дошкольного возраста.
Провести сравнительный анализ результатов исследования уровня мотивационной и интеллектуальной готовности детей 6-летнего возраста с уровнем мотивационной и интеллектуальной готовности детей 7 лет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……….…..3
ГЛАВА 1 теоретические подходы к проблемам психологической готовности детей к обучению в школе
1.1 Подходы к исследованию проблем психологической готовности к обучению в школе в отечественной и зарубежной психологии……..……5
1.2 Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста………………………………………………...10
Глава 2 Экспериментальное исследование ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 И 7-ЛЕТ- НЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7-летнего возраста……....…………………………..16
Заключение……………………………………………….…………....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………22

Файлы: 1 файл

Курсовая проблемы психологической готовности детей к обучению в школе.doc

— 762.00 Кб (Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования, в ходе которого была достигнута поставленная цель и решены соответствующие задачи, подтвердили выдвинутые гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

- уровень мотивационной готовности к школе у детей 7-летнего возраста выше, чем у 6-летних детей. У детей 7-летнего возраста школьная мотивация (8), характеризуется преобладанием мотивов учения, устойчивостью. Школьная мотивация детей 6 лет (4) отличается внутренней нестабильностью.

- уровень интеллектуальной готовности к школе у детей 7-летнего возраста выше уровня интеллектуальной готовности к школе 6-летних детей. Показатели высокого уровня общей осведомленности (5) детей 7 лет выше показателей детей 6-летнего возраста, у которых показатели высокого уровня общей осведомленности обнаружены не были.

- уровень школьной готовности детей 7-летнего возраста выше, чем у детей 7 лет.

- развивающая работа, должна быть направлена на развитие мотивационной и интеллектуальной (по развитию обобщения понятий) готовности к школе. Это особенно необходимо в современной школе, если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения. 

В целом исследование позволило, на наш взгляд, более глубоко  изучить мотивационную готовность к школе и ее соотношение с  интеллектуальной готовностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М., 2001
  2. Безруких М.М., Ефимов С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности – М.,1991
  3. Безруких М.М., Ефимов С.П., Князева М.Г. Как подготовит ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? – М., 1993
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1988
  5. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб., 2000
  7. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению//Дошкольное воспитание №9, 1988
  8. Венгер Л.А. Старшии дошкольник//Дошкольное воспитание №1, 1994
  9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.,1994
  10. Волков В.С., Волкова Н.В. Основные закономерности психологического развития ребенка. – М., 1994
  11. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. – М: Знание.1991
  12. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986
  13. Ермолаев О.Ю Математическая статистика для психологов. - М., 2003
  14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды М.1986
  15. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тесты для детей. – М., 1997
  16. Коломинский Я.М. Учителю о психологии детей 6-ти летнего возраста. – М., 1988
  17. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991
  18. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.
  19. Кураев Г.А.,Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. – Ростов на дону, 2002.
  20. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников – Книгинев, 1983
  21. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1975
  22. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! - М., 1998
  23. Нежнова Т.А. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. – М., 1974
  24. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / под. ред. Д. Б.Эльхонина и А.Л.Венгра. – М., 1988
  25. Психолог в детском саду  / под. ред. Т. В. Лаврентьевой. – М., 1996
  26. Психология. Словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990
  27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2-х кн.-М.,1999- Кн-1: Система работы психолога с детьми разного возраста
  28. Словарь практического психолога / сост. С.Ю.Головин. Мн., 1998.
  29. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003
  30. Урунтаева Р.А., Афонькина Практикум по дошкольной психологии. - М., 1998
  31. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М., 1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1.1

Первичные данные исследования по методике «Экспериментальной беседы по выявлению внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной в группе детей 6-летнего возраста

 

Имя испытуемого

вопрос

общее

количество

баллов

уровень

 

1

2

3

4

5

6

7

 

8

 

9

10

11

12

   

Валя

3

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

2

27

средний

Сережа

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

высокий

Карен

2

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

2

17

низкий

Ксения

3

3

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

30

высокий

Дима

3

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

34

высокий

Коля

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

7

очень низкий

Марина

3

3

3

3

3

3

1

3

2

3

3

3

33

высокий

Лариса

2

3

3

3

1

1

2

2

2

2

3

3

27

средний

Ира

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

35

высокий

Володя

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

высокий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2

Первичные данные исследования по методике «Экспериментальной беседы по выявлению внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной в группе детей 7-летнего возраста

                            

Имя испытуемого

вопрос

общее

количество

баллов

уровень

 

1

2

3

4

5

6

7

 

8

 

9

10

11

12

   

Алиса

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

27

средний

Тамара

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

высокий

Ваня

2

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

2

17

низкий

Кирилл

3

3

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

30

высокий

Алексей

3

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

34

высокий

Лена

1

1

3

3

3

2

2

1

1

1

1

1

20

средний

Таня 

3

3

3

3

3

3

1

3

2

3

3

3

33

высокий

Надя

2

3

3

3

1

1

2

2

2

2

3

3

27

средний

Арсений

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

35

высокий

Григорий

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

высокий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.3

Первичные данные исследования по методике «определение мотивов учения» в группе детей 6-летнего возраста

 

п/п

название

мотива

Имя испытуемого

 

Валя

Сережа

Карен

Ксения

Дима

Коля

Марина

Лариса

Ира

Володя

1

учебный

5

 

5

 

5

     

 

5

2

социальный

 

4

 

4

4

 

4

 

4

4

3

позиционный

3

3

 

3

3

 

3

3

 

3

4

игровой

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

внешний

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

отметка

 

2

 

2

2

2

   

2

2

уровень

высокий

средний

высокий

средний

высокий

низкий

средний

средний

низкий

высокий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.4

Первичные данные исследования по методике «определение мотивов учения» в группе детей 7-летнего возраста

 

п/п

название

мотива

Имя испытуемого

Алиса

Ваня

Тамара

Кирилл

Алексей

Лена

Таня 

Надя

Арсений

Григорий

1

учебный

5

 

5

 

5

5

5

 

5

5

2

социальный

 

4

   

4

     

4

4

3

позиционный

3

 

3

 

3

     

3

 

4

игровой

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

внешний

   

0

 

0

   

0

 

0

6

отметка

 

2

 

2

2

     

2

2

уровень

высокий

высокий

высокий

низкий

высокий

высокий

высокий

низкий

высокий

высокий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.5

Первичные данные исследования по методике Й.Йирасека

в группе детей 6-летнего возраста

 

Имя испытуемого

баллы

уровень

Валя

12

низкий

Сережа

20

средний

Карен

11

низкий

Ксения

9

низкий

Дима

14

низкий

Коля

19

средний

Марина

13

низкий

Лариса

6

низкий

Ира

17

средний

Володя

14

низкий

Информация о работе Проблемы психологической готовности детей к обучению в школе