Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:32, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологическую готовность к обучению в школе детей в возрасте 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
Проанализировать основные теоретические подходы по проблемам психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста.
Определить показатели мотивационной и интеллектуальной готовности личности дошкольного возраста.
Провести сравнительный анализ результатов исследования уровня мотивационной и интеллектуальной готовности детей 6-летнего возраста с уровнем мотивационной и интеллектуальной готовности детей 7 лет.
Введение……………………………………………………..……….…..3
ГЛАВА 1 теоретические подходы к проблемам психологической готовности детей к обучению в школе
1.1 Подходы к исследованию проблем психологической готовности к обучению в школе в отечественной и зарубежной психологии……..……5
1.2 Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста………………………………………………...10
Глава 2 Экспериментальное исследование ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 И 7-ЛЕТ- НЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7-летнего возраста……....…………………………..16
Заключение……………………………………………….…………....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………22
Таблица 1.6
Первичные данные исследования по методике Й.Йирасека
в группе детей 7-летнего возраста
Имя испытуемого |
баллы |
уровень |
Алиса |
18 |
средний |
Тамара |
29 |
высокий |
Ваня |
19 |
средний |
Кирилл |
21 |
средний |
Алексей |
32 |
высокий |
Лена |
29 |
высокий |
Таня |
22 |
средний |
Надя |
29 |
высокий |
Арсений |
32 |
высокий |
Григорий |
21 |
средний |
Таблица 1.7
Сводная таблица общего уровня школьной готовности
детей 6-летнего возраста
Имя испытуемого |
уровень развития внутренней позиции школьника |
уровень развития мотивов учения |
уровень развития общей осведомленности |
общий уровень психологической готовности детей к школе |
Валя |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
Сережа |
высокий |
средний |
средний |
средний |
Карен |
низкий |
высокий |
низкий |
средний |
Ксения |
высокий |
средний |
низкий |
средний |
Дима |
высокий |
высокий |
низкий |
средний |
Коля |
очень низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Марина |
высокий |
средний |
низкий |
средний |
Лариса |
средний |
средний |
низкий |
средний |
Ира |
высокий |
низкий |
средний |
средний |
Володя |
высокий |
высокий |
низкий |
средний |
Таблица 1.8
Сводная таблица общего уровня школьной готовности
детей 7-летнего возраста
Имя испытуемого |
уровень развития внутренней позиции школьника |
уровень развития мотивов учения |
уровень развития общей осведомленности |
общий уровень психологической готовности детей к школе |
Алиса |
средний |
высокий |
средний |
средний |
Тамара |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Ваня |
низкий |
высокий |
средний |
средний |
Кирилл |
высокий |
низкий |
средний |
средний |
Алексей |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Лена |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
Таня |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
Надя |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
Арсений |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Григорий |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
Приложение 2
Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной
Интерпретация результатов:
количество баллов |
уровень |
1-10 |
очень низкий |
11-20 |
низкий |
20-30 |
средний |
30-40 |
высокий |
Приложение 3
Стимульный материал к методике диагностики мотивов учения М.Р. Гинзбурга.
Приложение 4
Методика для определения уровня школьной
зрелости И. Йирасека
Проводится индивидуально в форме беседы.
Ребенок отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше — лошадь или собака?
Правильный ответ = 0 баллов
Неправильный ответ = 5 баллов
2. Утром люди завтракают. А днем…
Обедаем, едим суп, мясо… = 0 баллов
Ошибочный ответ = 3 балла
3. Днем на улице светло, а ночью?
Темно = 0 баллов
Неправильный ответ = 4 балла
4. Небо голубое, а трава?
Зеленая =0 баллов
Неправильный ответ = 4 балла
5. Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?
Фрукты = 1 балл
Неправильный ответ = -1 балл
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся (и т.д.) = 0 баллов
Неправильный ответ = -1 балл.
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
Города = 1 балл
Станции = 0 баллов
Неправильный ответ = -1 балл
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
Хорошо показано = 4 балла
Не знает часов = 0 баллов
9. Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это…?
Правильно = 4 балла
Неправильный ответ = -1 балл.
Правильно (с обоснованием) = 0 баллов
Правильно (без обоснования) = 0 баллов
На курицу = - 3 балла
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
2 причины = 1 балл
1 причина = 0 баллов
Неправильный ответ = -1 балл
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла
Одно подобие = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
13. Что общего между белкой и кошкой?
Два общих признака = 3 балла
Одно подобие = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
2 и более отличия = 3 балла
Одно отличие = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
Спорт, физкультура = 3 балла
Игры = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
Три наземных, самолёт, корабль = 4 балла
Только наземные = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
17. Чем отличается старый человек от молодого?
Три признака = 4 балла
Одно – два различия = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
18. Для чего люди занимаются спортом?
Две причины = 4 балла
Одна причина = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
Ответ объяснением = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Так платят за пересылку, перевозку писем = 5 баллов
Тот, другой, должен уплатить штраф = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зеленая.
5. Фрукты.
6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам (четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.).
9. Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
20. Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.
Приложение 5
Психолого-педагогические рекомендации по подготовке детей
6-летнего возраста к школе.
Психологическая готовность к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Для подготовки ребенка к школе многое могут сделать родители как первые и самые главные его воспитатели. Рекомендации, составленные нами на основе полученных в работе данных и с учетом имеющихся рекомендаций психологов, могут быть использованы в консультировании родителей по проблеме подготовки 6-летних детей к школе.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложена потребность познания и исследования мира. Ребенку необходимо помочь развить и реализовать свои возможности. Но работа по развитию школьной готовности должна строиться с учетом возрастных особенностей. Например, нужно учитывать, что ведущая мотивация в 6-летнем возрасте – игровая. Благодаря развивающей работе с учетом особенностей возраста ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами.
1. Нeдопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес – лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
3. Повторяйте упражнения.
Развитие умственных
4. Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их, выделять существенное. Это особенно важно, если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения.
5. Не проявляйте излишней
тревоги по поводу
Информация о работе Проблемы психологической готовности детей к обучению в школе