Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:32, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологическую готовность к обучению в школе детей в возрасте 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
Проанализировать основные теоретические подходы по проблемам психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста.
Определить показатели мотивационной и интеллектуальной готовности личности дошкольного возраста.
Провести сравнительный анализ результатов исследования уровня мотивационной и интеллектуальной готовности детей 6-летнего возраста с уровнем мотивационной и интеллектуальной готовности детей 7 лет.
Введение……………………………………………………..……….…..3
ГЛАВА 1 теоретические подходы к проблемам психологической готовности детей к обучению в школе
1.1 Подходы к исследованию проблем психологической готовности к обучению в школе в отечественной и зарубежной психологии……..……5
1.2 Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста………………………………………………...10
Глава 2 Экспериментальное исследование ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 И 7-ЛЕТ- НЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7-летнего возраста……....…………………………..16
Заключение……………………………………………….…………....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………22
Использование
новых форм речи, переход к развёрнутым высказыв
Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребёнок учится задавать вопросы на отвлечённые темы, попутно рассуждать, думать вслух.
В старшем дошкольном возрасте, наряду с ситуативной и контекстной речью, ребёнок овладевает и объяснительной.
Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того, чтобы быть понятной без непосредственного восприятия. Особым типом речи ребёнка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры и многое другое. Объяснительная речь требует определённой последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Овладение данным типом речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений, так и для умственного развития детей.
К старшему дошкольному возрасту идёт на убыль эгоцентрическая речь, превращается во внутреннюю и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию.
В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью: к 7 годам язык становиться средством общения и мышления ребёнка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму; развивается звуковая сторона речи, завершается процесс фонематического развития; развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического.
Обобщив особенности развития ребенка 6 – 7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются: достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание; у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать; его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей; особенности развития речи.
Однако, общей характеристикой развития детей 6-летннего возраста, по мнению психологов, работающих с данной категорией детей, является то, что 6-летний ребенок по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту; у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается, главным образом, то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
Познавательные мотивы еще неустойчивы, поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только усилиями учителя. Завышенная самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в делом, и когда учитель говорит: «Ты сделал неправильно», — это воспринимается, как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть учеников становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи учителя. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.
7-летний ребенок к
поступлению в школу уже
Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, они продолжают активно развиваться в процессе учения. Существенным фактором является наличие необходимых задатков к развитию нужных способностей, которые должны были сформироваться в дошкольный период. Однако есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует обратить особое внимание в дошкольном возрасте. Это — двигательные способности (умения и навыки), в частности те из них, которые проявляются в конструировании, рисовании, лепке, игре на музыкальных инструментах, изготовлении поделок. Во всех этих видах деятельности, кроме трудовых умений и навыков, у ребенка должна быть развита еще одна способность, от которой более чем от других, зависят его будущие успехи. Это — работоспособность. Без нее нельзя рассчитывать на усвоение большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.
Глава 2. Экспериментальное исследование ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
ДЕТЕЙ 6 И 7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование психологической готовности к школе
детей 6 и 7-летнего возраста
В исследовании принимали участие 20 детей детского сада № 535 г. Минска. Из них: 10 воспитанников детского сада в возрасте 6 лет и 10 детей в возрасте 7 лет.
Для исследования позиции школьника была использована «Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной. Структурированная беседа представляет собой 12 вопросов, в которой ответы ребенка фиксируются в протоколе.
Для диагностики преобладающих мотивов учения была использована методика определения мотивов учения М.Р.Гинзбурга. Последовательность проведения методики следующая: перед ребёнком выкладываются поочередно карточки с рисунками и читается рассказ, после задаются вопросы и подсчитываются баллы по каждому мотиву. Ответы ребенка (выбор определённой картинки) заносятся в таблицу и затем оцениваются. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Для диагностики интеллектуального компонента школьной готовности (общей осведомленности) была использована методика определения школьной зрелости Й.Йирасека. Методика представляет собой опросник из 20 вопросов, направленных на исследование общей осведомленности ребенка.
Результаты исследования по каждому воспитаннику представлены в Приложении 1 (таблицы 1.1-1.2).
Рассмотрим распределение воспитанников 6 и 7-летниего возраста в зависимости от «внутренней позиции школьника» на основании таблиц 1.1-1.2 (приложения 1). Показатели представлены в табл. 1.
Таблица 1
Распределение воспитанников в зависимости от уровня внутренней позиции школьника
Уровни развития внутренней позиции школьника |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
дети 6-летннего возраста |
6 |
2 |
1 |
1 |
дети 7-летнего возраста |
6 |
3 |
1 |
- |
Из табл. 1 видно, что показатели уровня развития внутренней позиции школьника в группе детей 6-летнего возраста варьируются следующим образом: высокий (6), средний (2), низкий (1), очень низкий (1). В группе воспитанников 7-летнего возраста показатели распределились так: высокий (6), средний (3), низкий (1).
Для большей наглядности полученные данные представим в виде гистограммы (рис. 1).
Рис. 1 Соотношение уровней развития внутренней позиции школьника у воспитанников 6 и 7-летнего возраста
Из рис. 1 видно, что показатели высокого и низкого уровней развития внутренней позиции школьника в группах 6-ти и 7-летних детей представлены одинаково. Обнаружено доминирование среднего уровня в группе 7-летних детей, а показатель очень низкого уровня представлен лишь в выборке детей 6 лет, что соответствует социальной норме для данного возраста.
Рассмотрим распределение детей 6 и 7-летнего возраста в зависимости от уровня развития мотивации учения. Показатели представлены в табл. 2 (таблица сделана на основании таблиц 1.3-1.4 Приложения 1).
Таблица 2
Распределение воспитанников в зависимости от уровней развития мотивации учения
Уровни развития мотивации учения |
Высокий |
Средний |
Низкий |
дети 6-летннего возраста |
4 |
4 |
2 |
дети 7-летнего возраста |
8 |
- |
2 |
Из табл. 2 видно, что показатели детей 6-летнего возраста варьируются от высокого (4), среднего (4) до низкого (2). В группе воспитанников 7-летнего возраста показатели распределились следующим образом: высокий (8), средний отсутствует и низкий (2). Такое распределение показателей соответствует социальной норме для данного возраста.
Для большей наглядности полученные данные представим графически, в виде гистограммы (рис. 2).
Рис. 2 Соотношение уровней развития мотивации учения у воспитанников 6 и 7-летнего возраста
Из рис. 2 видно, что у воспитанников 7-летнего возраста доминирует учебная мотивации, т.к. преобладают показатели высокого уровня. Показатели среднего уровня представлены лишь в группе детей 6-летнего возраста и обе группы детей получили одинаковые показатели низкого уровня мотивации учения.
Рассмотрим распределение детей 6 и 7-летнего возраста в зависимости от уровня интеллектуальной готовности (показателей общей осведомленности). В табл. 3 представлены показатели общей осведомленности на основании таблиц 1.5-1.6 Приложения 1.
Таблица 3
Распределение воспитанников в зависимости от уровней развития общей осведомленности
Уровни развития общей осведомленности |
Высокий |
Средний |
Низкий |
дети 6-летннего возраста |
- |
3 |
7 |
дети 7-летнего возраста |
5 |
5 |
- |
Из табл. 3 видно, что показатели общей осведомленности в группе детей 6-летнего возраста варьируются следующим образом: высокий отсутствует, средний (3), низкий (7). В группе воспитанников 7-летнего возраста показатели распределились так: высокий (5), средний (5), низкий отсутствует.
Для того чтобы более подробно проанализировать полученные результаты, проведем оценку типа распределения данных в выборке (рис. 3).
Рис. 3 Соотношение уровней общей осведомленности в выборке детей 6 и 7-летнего возраста
Полученная гистограмма свидетельствует, что у детей 7-летнего возраста более высокий уровень развития интеллектуальной готовности, поскольку преобладают показатели высокого и среднего уровня общей осведомленности. В группе испытуемых 6-летнего возраста преобладающим оказался низкий уровень, что соответствует социальной норме для данного возраста.
Проанализируем общий уровень школьной готовности детей, на основании проведенных исследований. В табл. 4 представлены показатели уровня школьной готовности на основании сводных таблиц 1.7-1.8 Приложения 1.
Таблица 4
Распределение уровня школьной готовности детей
6 и 7-летнего возраста
Уровни развития школьной готовности |
Высокий |
Средний |
Низкий |
дети 6-летннего возраста |
- |
9 |
1 |
дети 7-летнего возраста |
6 |
4 |
- |
Из табл. 4 видно, что в группе детей 6-летнего возраста показатели варьируются следующим образом: высокий отсутствует, средний (9), низкий (1). У воспитанников 7 лет показатели распределились так: высокий (6), средний (4) и низкий отсутствует.
Для большей наглядности полученные данные представим в виде гистограммы (рис. 4).
Рис. 4 Соотношение уровня школьной готовности в выборке детей 6 и 7-летнего возраста
Из рис. 4 видно, что в группе детей 6-тилетнего возраста преобладают показатели среднего уровня, а в выборке детей 7 лет доминирует высокий.
Таким образом, по результатам исследований, можно отметить, что школьная мотивация детей 7-летнего возраста отличается большей внутренней устойчивостью, преобладает высокий и средний уровень развития общей осведомленности в интеллектуальной сфере. Дети 6-летнего возраста, еще не обладают теми психологическими новообразованиями, которые составляют основу психологической готовности к школе. Прежде всего, следует отметить, что у большинства не сформирована учебная мотивация, хотя один из ее компонентов – познавательная потребность – выражен довольно ярко. Однако, познавательной потребности мало для успешного обучения в школе: необходимы еще и социальные мотивы учения. Следует отметить, что лишь единицы прямо высказывались о нежелании идти в школу. Большинство испытуемых, детей 6-летнего возраста, отвечая на вопрос, почему они хотят учиться, говорили: «Хочу пойти в школу, потому что тогда днем не будут заставлять спать», «В школе много детей, у меня появятся друзья», «Раз я пойду в школу, значит, я уже большая и меня будут всюду отпускать одну» и т.п., что не свидетельствует о желании учиться. У детей 6 и 7 лет разное соотношение между компонентами психологической готовности к школе, что впоследствии становится одной из причин более успешной школьной адаптации детей 7-летнего возраста.
Информация о работе Проблемы психологической готовности детей к обучению в школе