Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста.
3) описать игры и упражнения, направленные на развитие воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 89.31 Кб (Скачать файл)

Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых субъективно-смысловых образов (представлений) Действительности. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

 

 
Виды воображения

         Воображение характеризуется активностью, действенностью. Воображение может  быть воссоздающим (создание образа  предмета по его описанию) и  творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в  соответствии с замыслом). Создание  образов воображения осуществляется  с помощью нескольких способов. Как правило, они используются  человеком (а ребенком особенно) неосознанно.

        Первый  такой способ — агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых  в повседневной жизни частей. Примером может служить классический  персонаж сказок человек-зверь  или человек-птица.

        Второй  способ — гиперболизация. Это  парадоксальное увеличение или  уменьшение предмета или отдельных  его частей. Примером могут служить  следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик - Спальчик.

        Третий  известный способ создания образов  фантазии — схематизация. В этом  случае отдельные представления  сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные  черты сходства. Это любой схематический  рисунок.

         Четвертым способом является  типизация. Для него характерно  выделение существенного, повторяющегося  в однородных в каком-то отношении  фактах и воплощении их в  конкретном образе. Например, существуют  профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

         Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия.

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

 

Воображение и эмоции

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения.

Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение. Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.

 

 

 

Воображение и интересы

Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое для него значение. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности. Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес, как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия.

Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности.

 

Воображение и талантливость

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру.

Особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже указывали, называются «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например речь, наглядно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Программы эстетического воспитания должны учитывать сензитивные периоды.

Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  развития воображения в дошкольном  возрасте

 

       Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые  демонстрирует  способность  замещать одни  предметы  другими  и  использовать  одни  предметы   в   роли   других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает  в  играх, где  символические  замены  совершаются   довольно   часто   и   с   помощью разнообразных средств и примеров.

       О развитости  детского воображения  в  дошкольном  возрасте  судят  не

только по представлениям и роям, которые дети берут на себя в  играх,  но  и

на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности  поделок и рисунков. [6]

       В  первой  половине  дошкольного  детства   у   ребенка   преобладает

репродуктивное   воображение,   механически    воспроизводящее    полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные  ребенком в результате непосредственного  восприятия  действительности,  прослушивания рассказов,  сказок,  просмотра  видео-  и   кинофильмов.   В   данном   типе воображения еще мало точного сходства с  реальностью  и  нет  инициативного, творческого отношения к образно  воспроизводимому  материалу.  Сами  образы- воображения   такого   типа   восстанавливают   действительность    не    на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной  основе.  В  образах  обычно воспроизводится  то,  что  оказало  на  ребенка  эмоциональное  впечатление, вызвало  у  него  вполне  определенные  эмоциональные   реакции,   оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является  еще

довольно слабым.

       Маленький  ребенок, например трехлетка не  в  состоянии  еще  полностью  восстановить картину по памяти, творчески  ее  преобразовать,  расчленить  и использовать далее  отдельные части воспринятого  как  фрагменты,  из  которых  можно сложить что-либо  новое.  Для  младших  детей-дошкольников  характерно неумение  видеть  и  представлять  вещи  с  точки  зрения,  отличной  от  их собственной,  под  иным  углом  зрения.  Если  попросить  ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же,  как  они  расположены на другой ее части, повернутой к первой под  углом  в  900,  то  это  обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста.  Им  сложно  мысленно преобразовать  не  только  пространственные,  но   и   простые   плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется  произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически  воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно  соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность  детей в результате  приобретает  осознанный,  целенаправленный  характер.  Главным видом  деятельности,   где   проявляется   творческое   воображение   детей, совершенствуются все познавательные  процессы,  становятся  сюжетно  ролевые игры.[7]

Информация о работе Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте