Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста.
3) описать игры и упражнения, направленные на развитие воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 89.31 Кб (Скачать файл)

 В режиссерских играх, как и во всех творческих  играх, есть мнимая или воображаемая  ситуация. Ребенок проявляет творчество  и фантазию, придумывая содержание  игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются  не только в своем непосредственном  значении, но и, когда они выполняют  функцию, не закрепленную за ними  общечеловеческим опытом (диванная  подушка становится бегемотом, а  пояс от халата – змеей в  режиссерской игре «В зоопарк»; кубики превращаются в учителей  и детей в игре «В школу»). К игрушкам-заместителям дети  охотно прибегают в играх, что  говорит о развитии воображения.         

 Влияние игры на  развитие личности ребенка заключается  в том, чтобы через нее он  знакомился с поведением и  взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для  его собственного поведения, и  в ней приобретает основные  навыки общения, качества, необходимые  для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. [16]        

 Овладевая действиями  игры, ребенок одновременно осваивает  произвольные стороны психических  процессов, а также действия замещения. Также постепенно ребенок осваивает  собственно человеческий знаково-символический  мир – прежде всего вербально  очерченное пространство, которое  стандартизирует, социализирует его, а также особое знаково-символическое  пространство, где доминируют образы воображения.         

 Формируясь в игре, воображение переходит и в  другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется  в рисовании и в сочинении  ребенком сказок, стихов. Здесь так  же, как в игре, дети вначале  опираются на непосредственно  воспринимаемые предметы или  возникающие под их рукой штрихи  на бумаге.        

 Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые  образы и нередко просто повторяют  запомнившиеся фразы, строки.  При этом дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят уже известное. Так, один мальчик заявил однажды: «Вот послушайте, как я сочинил: «Ласточка с весной в сени к нам летит». Другой ребенок также был уверен, что он автор следующих строк: «Не боюсь я никого, кроме папы одного…» Нравится, как я сочинил?» Его пытаются вывести из заблуждения: «Это не ты сочинил, а Пушкин: «Не боишься никого, кроме бога одного». Ребенок разочаровался: «А я думал, что это я сочинил».        

 В подобных случаях  детские сочинения целиком строятся  на памяти, не включая работы  воображения. Однако чаще ребенок  комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания.         

 Нетрудно проследить  происхождение всех элементов, вошедших  в сказку. Это образы знакомых  сказок, но новое их объединение  создает фантастическую картину, не похожую на ситуации, воспринимавшиеся  ребенком или рассказанные ему.         

 Преобразование действительности  в воображении ребенка происходит  не только путем комбинирования  представлений, но и путем придания  предметам не присущих им свойств. Так, дети в своем воображении  с азартом преувеличивают или  преуменьшают предметы. Один хочет  крошечный земной шар, чтобы на  нем все было «взаправду»: реки и океаны, тигры и обезьяны. Другой рассказывает, какой он построил «домик до потолка! Нет, до седьмого этажа! Нет, до туч! Нет, до звезд!» [17]        

 Существует мнение, что  воображение ребенка богаче, чем  воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым  различным поводам. Трехлетний мальчик, рисуя угол, прибавил к нему  маленький крючок и, пораженный  сходством этой закорючки с  сидящей человеческой фигурой, вдруг  воскликнул: «Ах, он сидит!» Другой  ребенок, в том же возрасте, однажды, играя в салочки и, не догнав  детей, осалил землю. Через мгновение  он уселся на лавочку и заплакал: «Теперь она меня всегда салить  будет!» – «Кто?» – спрашивают. – «Сальная земля». Еще один  мальчик искренне верил, что камни могут думать и чувствовать. Он считал очень несчастными булыжниками, так как они вынуждены изо дня в день видеть одно и то же. Из жалости ребенок переносил их с одного конца дороги на другой. [18]        

 Однако воображение  ребенка на самом деле же  богаче, а во многих отношениях  беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе  гораздо меньше, чем взрослый  человек, так как у детей более  ограниченный жизненный опыт  и, следовательно, меньше материала  для воображения. Менее разнообразны  и комбинации образов, которые  строит ребенок. Вместе с тем  воображение играет в жизни  ребенка большую роль, чем в  жизни взрослого, проявляется гораздо  чаще и допускает значительно  более легкий отлет от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения  – это один из путей, ведущих  к познанию и освоению детьми  окружающего мира, выходу за пределы  узкого личного опыта. Но эта  работа требует постоянного контроля  со стороны взрослых, под руководством  которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности.

Рассмотрим различия воображения в зрелом и дошкольном возрастах.

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

 Попробуем разобраться, чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте. До сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.

Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу и богатство детского воображения. Далее создание детского воображения резко расходится с опытом взрослого, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, чем в реальном. Кроме того, известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку.

Все это вместе взятое и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто воображение в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у зрелого человека. Однако при научном рассмотрении этого вопроса, этот взгляд не находит в себе подтверждения. Опыт ребенка намного беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее; отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь все это важнейшие факторы, определяющие работу воображения. Отсюда вытекает, что воображение у ребенка беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте – у подростков с порой полового созревания – соединяются мощный подъем воображения и первые зачатки созревания фантазии.

Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Деятельность воображения продолжается у взрослого, но оно приспосабливается к рациональным условиям. Однако со временем в общем случае творческое воображение приходит в упадок. Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение, большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности. Однако это лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого, оно только становится случайным. Там, где сохраняется хоть незначительная доля творческой жизни, имеет место и воображение.

Однако подъем воображения и глубокое его преображение отмечается в переходном возрасте. Переходный возраст характеризуется противоречивостью, полярностью характеризующих его моментов.

 Именно это обуславливает  то, что он является критическим: это возраст нарушенного детского  равновесия организма и ненайденного  еще равновесия организма зрелого. Вот и воображение в этот  период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового  равновесия. То, что деятельность  воображения в том виде, как  она проявлялась в детском  возрасте, у подростков свертывается, очень легко заметить на том  факте, что у ребенка этого  возраста, как массовое явление, исчезает пристрастие к рисованию. Ребенок начинает критически  относиться к своим рисункам, приходит к выводу, что рисовать он не умеет, и оставляет рисование. Двойственность новой формы воображения, которая зарождается сейчас, можно легко увидеть из того факта, что наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения в этом возрасте является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так что у него создается особый внутренний мир. Развитие этого противоречивого воображения идет по линии дальнейшего отмирания его субъективных моментов и по линии нарастания и закрепления моментов объективных. Обычно очень скоро у подростка свертывается интерес к литературному творчеству, возникает критическое отношение к нему и он оставляет стихоплетство. Итак, подъем воображения и его преображение – вот что характеризует критическую фазу.

В эту же пору со всей отчетливостью выступают два основных типа воображения [19]: пластическое и эмоциональное, или внешнее и внутреннее. Два этих основных типа характеризуются главным образом материалом, которого создаются построения фантазии, и законами этого построения. Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно состоит из элементов, заимствованных извне; Эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри. Проявление того и другого типа воображения и постепенная их дифференцировка свойственны именно этому возрасту.

В связи с этим, необходимо указать и на двойственную роль, которую может играть воображение в поведении человека. Оно одинаково может и приводить и уводить человека от реальности. Особенно часто эти опасные стороны воображения обнаруживает переходный возраст. Удовлетворить себя в воображении очень легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир отвращает силы и волю подростка от мира действительного. Некоторые авторы даже полагали, что развитие мечтательности и связанной с нею замкнутости и погружения в себя составляет непременную черту этого возраста. Тень мечтательности, которая падает на этот возраст, эта двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным. [20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Комплекс игр и упражнений, развивающих воображение дошкольников

 

    1. Игры и упражнения, развивающие воображение дошкольников младшей и средней группы.

 

Воображение у детей — вершина познавательного процесса, который включает в себя восприятие информации, запоминание, осмысление, воспроизведение. Воображение дает возможность не просто воспроизводить информацию, а творчески комбинировать ее, изменять форму, даже создавать новое на основе того, что мы знаем и умеем. 
         На земле не существует ребенка, лишенного воображения, как нет детей, не умеющих и не любящих играть. И неудивительно: эти процессы взаимосвязаны. Воображая, додумывая непонятное, малыш осмысливает новые знания об окружающем мире, играя — воспроизводит осмысленное. 
Несмотря на то что любой ребенок наделен воображением, оно далеко не у всех развито одинаково хорошо. А резервы для развития этого процесса есть у каждого без исключения малыша. Поэтому следует уделять особое внимание развитию их фантазии и творческих способностей.

Рассмотрим комплекс упражнений и игр, развивающих воображение детей.

Младшая группа.

Информация о работе Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте