Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 22:54, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста.
3) описать игры и упражнения, направленные на развитие воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста.
В режиссерских играх,
как и во всех творческих
играх, есть мнимая или воображаемая
ситуация. Ребенок проявляет творчество
и фантазию, придумывая содержание
игры, определяя ее участников (роли,
которые «исполняют» игрушки, предметы).
Предметы и игрушки
Влияние игры на
развитие личности ребенка
Овладевая действиями
игры, ребенок одновременно
Формируясь в игре,
воображение переходит и в
другие виды деятельности
Сочиняя сказки, стишки,
дети воспроизводят знакомые
образы и нередко просто
В подобных случаях
детские сочинения целиком
Нетрудно проследить
происхождение всех элементов, вошедших
в сказку. Это образы знакомых
сказок, но новое их объединение
создает фантастическую
Преобразование
Существует мнение, что
воображение ребенка богаче, чем
воображение взрослого
Однако воображение
ребенка на самом деле же
богаче, а во многих отношениях
беднее, чем воображение взрослого.
Ребенок может вообразить себе
гораздо меньше, чем взрослый
человек, так как у детей более
ограниченный жизненный опыт
и, следовательно, меньше материала
для воображения. Менее разнообразны
и комбинации образов, которые
строит ребенок. Вместе с тем
воображение играет в жизни
ребенка большую роль, чем в
жизни взрослого, проявляется гораздо
чаще и допускает значительно
более легкий отлет от
Рассмотрим различия воображения в зрелом и дошкольном возрастах.
Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Попробуем разобраться, чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте. До сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.
Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу и богатство детского воображения. Далее создание детского воображения резко расходится с опытом взрослого, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, чем в реальном. Кроме того, известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку.
Все это вместе взятое и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто воображение в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у зрелого человека. Однако при научном рассмотрении этого вопроса, этот взгляд не находит в себе подтверждения. Опыт ребенка намного беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее; отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь все это важнейшие факторы, определяющие работу воображения. Отсюда вытекает, что воображение у ребенка беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.
Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте – у подростков с порой полового созревания – соединяются мощный подъем воображения и первые зачатки созревания фантазии.
Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Деятельность воображения продолжается у взрослого, но оно приспосабливается к рациональным условиям. Однако со временем в общем случае творческое воображение приходит в упадок. Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение, большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности. Однако это лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого, оно только становится случайным. Там, где сохраняется хоть незначительная доля творческой жизни, имеет место и воображение.
Однако подъем воображения и глубокое его преображение отмечается в переходном возрасте. Переходный возраст характеризуется противоречивостью, полярностью характеризующих его моментов.
Именно это обуславливает
то, что он является критическим:
это возраст нарушенного
В эту же пору со всей отчетливостью выступают два основных типа воображения [19]: пластическое и эмоциональное, или внешнее и внутреннее. Два этих основных типа характеризуются главным образом материалом, которого создаются построения фантазии, и законами этого построения. Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно состоит из элементов, заимствованных извне; Эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри. Проявление того и другого типа воображения и постепенная их дифференцировка свойственны именно этому возрасту.
В связи с этим, необходимо указать и на двойственную роль, которую может играть воображение в поведении человека. Оно одинаково может и приводить и уводить человека от реальности. Особенно часто эти опасные стороны воображения обнаруживает переходный возраст. Удовлетворить себя в воображении очень легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир отвращает силы и волю подростка от мира действительного. Некоторые авторы даже полагали, что развитие мечтательности и связанной с нею замкнутости и погружения в себя составляет непременную черту этого возраста. Тень мечтательности, которая падает на этот возраст, эта двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным. [20]
Воображение у детей — вершина
познавательного процесса, который включает
в себя восприятие информации, запоминание,
осмысление, воспроизведение. Воображение
дает возможность не просто воспроизводить
информацию, а творчески комбинировать
ее, изменять форму, даже создавать новое
на основе того, что мы знаем и умеем.
На земле не
существует ребенка, лишенного воображения,
как нет детей, не умеющих и не любящих
играть. И неудивительно: эти процессы
взаимосвязаны. Воображая, додумывая непонятное,
малыш осмысливает новые знания об окружающем
мире, играя — воспроизводит осмысленное.
Несмотря на то что любой ребенок наделен
воображением, оно далеко не у всех развито
одинаково хорошо. А резервы для развития
этого процесса есть у каждого без исключения
малыша. Поэтому следует уделять особое
внимание развитию их фантазии и творческих
способностей.
Рассмотрим комплекс упражнений и игр, развивающих воображение детей.
Младшая группа.
Информация о работе Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте