Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 22:54, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста.
3) описать игры и упражнения, направленные на развитие воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Через некоторое время можно повторить игру, предложив для дорисовывания другие фигурки (подбираются произвольно).
2.2 Игры и упражнения,
развивающие воображение дошкольников
старшей и подготовительной
Старшая группа.
Игра "Что это такое?"
Игра проводится так же, как и в младшей и средней группах. Изменение состоит в том, что дети могут действовать не с одним, а с двумя заместителями предметов и не только воссоздавать образы отдельных предметов, но и называть элементарные их действия, если речь идет об одушевленных персонажах.
Упражнение "Дети на прогулке."
Упражнение проводится так же, как в младшей и средней группах. В старшей группе можно предложить не только назвать отдельные предметы, но и придумать с каким-либо предметом историю по картинке. При этом важно нацеливать детей на создание оригинальной истории.
Игра "Камушки на берегу."
Игра проводится так же, как в младшей и средней группах. Детям старшей группы можно предложить придумать историю про свой камушек: что это такое? Как он оказался на берегу? Что с ним произошло? и т.п.
Игра "Елка с подарками."
Игра проводится так же, как в средней группе. Но старшим дошкольникам можно предложить придумать историю про один из подарков и про ребенка, который его получил, наметив сначала план рассказа (почему Дед Мороз принес этому ребенку именно этот подарок? Что ребенок будет делать с подарком? И т.д.).
Игра "На что это похоже?"
Игра проводится так же, как и в средней группе, но в ходе игры детям старшего возраста можно показывать не 5-6, а 8-10 картинок.
Упражнение "Волшебная мозаика."
Упражнение проводится так же, как в средней группе, но детям старшей группы можно предложить сложить несколько предметов и про один из них придумать какую-нибудь историю. При оценке следует обратить внимание дошкольников на оригинальность придуманного и связность сюжета.
Игра "Поможем художнику."
Игра проводится так же, как и в средней группе. Но к рассказу детей в старшей группе предъявляются более высокие требования: оценивается его связность, последовательность изложения событий, оригинальность.
Игра "Волшебные картинки."
Игра проводится так же, как и в средней группе. Для старших дошкольников можно увеличить количество фигурок до 7.
Игра "Перевертыши."
Игра проводится по подгруппам в 4-6 человек.
Дидактическая задача. Учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал. Карандаши. Наборы карточек по 8-16 штук, одинаковые для каждого ребенка. В каждом наборе должны быть 4 одинаковые карточки. Возможные варианты картинок на карточках. Рисунок. Например, если набор состоит из 8 карточек, то в него входят 4 карточки с одним изображением и 4-с другим. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.
Ход игры. Воспитатель раздает карандаши и наборы карточек, предлагает поиграть в игру "Перевертыши". Объясняет ее правила. На карточках изображены фигурки. Каждую из них можно превратить в любую картинку. Для этого к каждой фигурке можно пририсовать все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Таким, образом можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки.
Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, педагог дает образец (для показа лучше брать фигурку, которой нет на карточках у детей). Например, воспитатель может показать детям, как прямоугольник превратить в вагон поезда, в дом, в конверт с письмом, в портфель. Придав прямоугольнику вертикальное положение, воспитатель показывает, как его можно превратить в окно, в высотный дом, в ствол большого дерева и т.п.
Когда дети выполнят задание закончат дорисовывание карточек с одинаковыми фигурками педагог предлагает взять карточки с другой фигуркой и т.д. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки.
В заключение воспитатель отбирает работы тех детей, которые все четыре карточки с одной и той же фигуркой сумели превратить в совершенно разные картинки.
Игру можно повторить, предложив для дорисовывания другие фигурки.
Игра "Сочиняем сказку"
В игре принимает участие вся группа.
Дидактическая задача. Научить создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.
Материал. Разноцветные кружки (каждому ребенку - по 3 кружка разных цветов; отдельные цвета у детей могут повторяться).
Ход игры. Воспитатель раздает детям цветные кружки: при первом проведении упражнения по два, при следующих - по три. Кружки у всех детей разного цвета, например, у одного - красный, коричневый и желтый, у другого - синий, зеленый и желтый, у третьего - белый, красный, зеленый и т.д. Взрослый говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причем каждый сочинит, сказку про своего героя.
Каждому ребенку надо посмотреть на свои кружки, придумать, кого они могут обозначать, и сочинить про них историю. При этом следует подчеркнуть, что кружки у всех разные и сказки тоже должны быть разными. Воспитатель дает дошкольникам на обдумывание 5-7 минут и начинает опрос. Выслушивает всех детей, поощряет за оригинальность ответа, но при оценке учитывает, соответствуют ли выбранные персонажи цвету кружков.
Если дети затрудняются при выполнении задания, педагог дает образец сказки, обращает внимание на соответствие персонажей цвету кружков, на соблюдение структуры сказки (зачин, кульминация, развязка), на оригинальность происходящих событий.
Упражнение можно проводить неоднократно, меняя цвета кружков у каждого ребенка.
Упражнение "Кому что нужно?"
Упражнение можно проводить по подгруппам в 5-7 человек и со всей группой.
Дидактическая задача. Научить создавать в воображении образы предметов и ситуаций на основе восприятия схематических изображений отдельных предметов.
Материал. Несколько больших картин со схематически изображенной ситуацией. Под каждой ситуацией- несколько схематически изображенных предметов. Например:
1. Мальчик, сидящий за столом. Под этим изображением нарисованы круг, прямоугольник, палочка, человечек.
2. Двое детей. Под этим изображением нарисованы круг, палочка, животное, человечек.
3. Девочка в лесу. Внизу-схематическое изображение домиков, животного, гриба.
4. Мальчик в доме. Внизу-схематическое изображение животного, человека, машины, книги.
5. Девочка во дворе. Внизу-схематическое изображение машины, человечка, шарика.
Ход игры. Воспитатель показывает детям одну картину и говорит: "Перед вами неоконченная картина. Надо придумать и рассказать, кто здесь нарисован, что делает. Для этого надо использовать какой-нибудь предмет из нарисованных внизу".
Дети по очереди выбирают одно из маленьких схематических изображений под картиной, придумывают, что это такое и составляют рассказ. Например, если ребенок выбирает в.первой картине изображение круга, то он может рассказать, что мальчик сидит за столом, перед ним тарелка и т.д. Можно придумать иначе: перед мальчиком стоит чашка и он пьет чай и т.п.
Педагог ориентирует детей на создание разных историй по одному и тому же схематическому изображению под картиной.
После проведения упражнения можно отметить наиболее оригинальные и последовательные истории
Упражнение можно проводить многократно, меняя картины или схематическое изображение под ними.
На одном занятии следует разобрать одну картинку с одним набором схематических изображений.
Игра "Разные постройки"
Игра проводится по подгруппам в 5-6 человек.
Дидактическая задача. Научить детей варьировать в воображении образы
предметов.
Материал Каждому ребенку дается по три одинаковых комплекта, состоящих из 4-5 деталей строителя (например, в один комплект могут входить два кубика, брусочек, две треугольные призмы). Важно, чтобы у одного и того же ребенка комплекты повторялись полностью.
Ход игры. Дети рассаживаются за столбиками. Каждому ребенку воспитатель дает по три одинаковых комплекта деталей и говорит, что сейчас они будут сооружать разные постройки. Каждый ребенок может сделать три
разные постройки.
Дети начинают строить. Если они затрудняются при выполнении задания, воспитатель дает образец различных построек из одних и тех же деталей, например, из брусочка и двух кубиков сооружает дом, кукольный диван, машинку, ворота и т.д.
После того, как все выполнят задание, взрослый вместе с детьми рассматривает постройки и отмечает те, где наиболее интересно использованы детали.
Игру можно повторить, предложив для построек другие комплекты деталей.
Подготовительная группа
Игра "На что это похоже?"
Игра проводится так же, как в средней группе, но детям подготовительной группы можно показывать не 5-6, а 8-10 картинок.
Упражнение "Волшебная мозаика."
Упражнение проводится так же, как в средней и старшей группах. Изменения состоят в том, что детям подготовительной группы можно предложить сразу несколько предметов и про один из них придумать какую-нибудь историю.
При анализе рассказа следует обратить внимание на оригинальность и связность сюжета.
Игра "Волшебные картинки."
Игра проводится так же, как в средней и старшей группах, но количество фигурок для дорисовывания увеличивается до 10.
Игра "Перевертыши."
Игра проводится так же, как в старшей группе, но вводится элемент соревнования: побеждает тот, кто сделал больше всех вариантов для дорисовывания одних и тех же фигурок и у кого рисунки оказались самыми оригинальными.
Упражнение "Сочиняем сказку."
Упражнение проводится так же, как в старшей группе, но к рассказам, сочиненным детьми, предъявляются более высокие требования: учитываются их оригинальность, стройность изложения, детализированность описаний и т. п.
Упражнение "Кому что нужно?"
Упражнение проводится так же, как в старшей группе, но требования к рассказам, сочиненным детьми, повышаются (см. предыдущую игру).
Игра "Разные постройки."
Игра проводится так же, как в старшей группе, но в нее вводятся элементы соревнования: побеждает тот, кто сумел из своих комплектов сделать три разные постройки, отличающиеся от построек других детей.
Игра "Разные сказки."
В игре принимает участие вся группа.
Дидактическая задача. Научить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.
Материал. Три рамочки из бархатной бумаги,
которые могут быть расположены на фланелеграфе.
Две стрелки из бархатной бумаги, которые
располагаются между рамочками. Фигурки-силуэты,
которые размещаются в рамочках (два стоящих
человечка, два бегущих человечка, три
дерева, домик).
Для повторного проведения игры могут быть использованы любые другие фигурки или заместители предметов (полоски разной длины, разноцветные кружки и т.п.).
Ход игры. Дети рассаживаются перед фланелеграфом. Воспитатель объясняет задание: надо составить сказку, но не просто придумать ее, а использовать для подсказки фланелеграф. Взрослый размещает на фланелеграфе три рамочки, между ними - две стрелки, а внутри-отдельные фигурки: в первой рамочке - домик, во второй-два стоящих человечка, в третьей - три дерева и два бегущих человечка. Объясняет, что глядя на фланелеграф, надо суметь "прочитать" сказку. Каждый должен сделать это по-своему.
Если дошкольники испытывают затруднение при составлении сказок, взрослый предлагает образец: "В одном домике жил-был мальчик. Однажды он вышел погулять и встретил другого мальчика. Они решили вместе пойти гулять в лес. В лесу дети бегали, играли в прятки, а потом разошлись по домам". (Желательно, чтобы образец был детализирован, например, можно описать, как выглядел домик, как звали мальчиков, кого они встретили в лесу и т.п.).
Информация о работе Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте