Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста.
3) описать игры и упражнения, направленные на развитие воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 89.31 Кб (Скачать файл)

       Воображение, как и всякая другая психическая  деятельность, проходит в

онтогенезе человека определенный путь развития.  О.  М.  Дьяченко  показала, что детское воображение в своем развитии подчинено  тем  же  самым  законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие,  память  и внимание,   воображение   из   непроизвольного    (пассивного)    становится произвольным (активным),  постепенно   превращается  из  непосредственного  в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со  стороны  ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства  у  ребенка, чье  творческое  воображение  развилось  достаточно  быстро  (а  такие  дети составляют примерно одну пятую  часть  детей  этого  возраста),  воображение представлено  в  двух  основных  формах:  а)  произвольное,  самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б)  возникновение  воображаемого  плана ее реализации. [8]

      Помимо  своей  познавательно-интеллектуальной  функции  воображение  у детей  выполняет  еще  одну,  аффективно-защитную  роль.  Оно   предохраняет растущую, легко  ранимую  и  слабо  защищенную  душу  ребенка  от  чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной  функции  воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче  и  успешнее  решает  возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том,  что через  воображаемую  ситуацию  может   происходить   разрядка   возникающего напряжения и  своеобразное,  символическое  разрешение  конфликтов,  которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. [9].

       У  детей  дошкольного  возраста  обе   важные   функции   воображения

развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в  развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение  как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает  превращаться в  произвольный,  знаково-опосредствованный   процесс   и   разделяется   на познавательное и аффективное.

      Познавательное  воображение формируется благодаря  отделению  образа  от предмета  и обозначению  образа  с  помощью  слова.  Аффективное  воображение  складывается в результате  образования  и  осознания  ребенком  своего  «Я», психологического отделения  себя от других людей и от  совершаемых поступков.

       На  первом   этапе   развития   воображение   связано   с   процессом

«опредмечивания» образа действием.  Через  этот  процесс  ребенок  научается управлять своими образами,  изменять,  уточнять  и  совершенствовать  их,  а следовательно,   регулировать   свое   собственное    воображение.    Однако планировать его заранее, составлять в уем программу предстоящих действий  он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

      Детское  аффективное воображение с возраста 2,5-3 года –  4-5  лет  развивается  по несколько иной логике. Вначале  отрицательные  эмоциональные  переживания  у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими  сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают  угрозы его «Я» (рассказы-фантазии  детей  о  себе  как  о  якобы  обладающих  особо выраженным положительными качествами). [10].

      Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения  возникают замещающие действия, которые  в  результате  своего  осуществления  способны снять   возникшее   эмоциональное   напряжение;   формируется   и   начинает практически действовать механизм  проекции,  благодаря  которому  неприятные знания  о  себе,  собственные  отрицательные,  нравственно  и   эмоционально неприемлемые качества и  поступки  начинают  ребенком  приписываться  другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около  6-7  лет  развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из  них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенно обогащение  опыта ребенка, насыщение этого  опыта новыми знаниями о различных  областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности,  тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2.  Постепенное расширение  и углубление познавательных  интересов внутри одной и той  же сферы действительности. Для  того чтобы успешно развивать  познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется  их малыш, а уже затем оказывать  влияние на формирование его  интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

      Возникающее  у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных  интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

      Накопление  знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими

особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к  тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

      У младшего  дошкольника воображение идет  за предметом и все, что он

создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый  из  играющих  говорит  по  несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять

своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.

      У многих детей надо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности  перед детьми необходимо ставить  различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы.

      Говоря  о проблеме творческих способностей  детей, нам бы хотелось

подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных

усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со сторон семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества.

      Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Рассмотрим проявление воображения в игровой деятельности дошкольников. 

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических и других знаков и к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, скроить из материала накопленных представлений новые образы. [11]        

 Игра взрослого человека  и ребенка, связанная с деятельность  воображения, выражает тенденцию, потребность  в преобразовании окружающей  действительности. Проявляясь в  игре, эта способность к творческому  преобразованию действительности  в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать  действительность, заключается основное  значение игры.        

 Значит ли это, что  игра, переходя в воображаемую  ситуацию, является отходом от  реальности? И да, и нет. В игре  есть отлет от действительности, но есть и проникновение в  нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности  в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра  живет и что она воплощает  в действии, она черпает из  действительности. Игра выходит  за пределы одной ситуации, отвлекается  от одних сторон действительности, с тем чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие. В игре нереально только то, что для нее несущественно; в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, - в ней подлинно, реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.        

 В игре у ребенка  формируется воображение, которое  заключает в себе и отлет  от действительности, и проникновение  в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию в действии, ее изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.         

 Основное значение  игры, связанной с деятельностью  воображения, состоит в том, что  у ребенка развивается потребность  в преобразовании окружающей  действительности, способность к созданию нового. [12]        

 В психологии принято  отмечать, что воображение ребенка  складывается в игре. На первых  порах оно неотделимо от восприятия  предметов и выполнения с ними  игровых действий. Ребенок скачет  верхом на палочке, и в этот  момент он всадник, а палка  – лошадь. Но при отсутствии  предмета, пригодного для скакания, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.        

 В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное  значение имеет сходство предмета-заместителя  с предметом, который он замещает.         

 У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. [13]        

 Постепенно необходимость  во внешних опорах исчезает. Происходит  интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.        

 С другой стороны, игра  может происходить без видимых  действий, целиком в плане представления. [14]        

 Важнейшее значение  в развитии воображения детей  имеет ролевая игра. В игровой  деятельности ребенок учится  замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию  воображения. В играх детей старшего  дошкольного возраста уже необязательны  предметы-заместители, так же как  необязательны и многие игровые  действия. Дети научаются отождествлять  предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в  своем воображении. Игра может  протекать во внутреннем плане. [15]        

Информация о работе Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте