Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 22:54, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста.
3) описать игры и упражнения, направленные на развитие воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Затем свои сказки рассказывают трое-четверо детей. Воспитатель отмечает, соответствует ли изложенная ситуация картинке, как оформлен сюжет, отличаются ли сказки друг от друга. После этого меняет фигурки в рамочках (например, в первой оказываются три дерева и два бегущих человечка, во второй-дом, в третьей - два стоящих человечка) и предлагает "прочитать" новую сказку.
Игру можно проводить несколько раз, усложняя ситуацию от конкретной к абстрактной (от схематических изображений человечков, домиков, деревьев к цветным кружкам и полоскам разной длины).
Игра "Чудесные превращения"
Игра проводится со всей группой детей.
Дидактическая задача. Научить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Материал. Карточки с изображениями заместителей предметов (1-2 для каждой игры), на каждой карточке нарисованы три полоски разной длины, два-три кружка разного цвета. Листы бумаги и цветные карандаши для рисования.
Ход игры. Воспитатель предлагает игру "Чудесные превращения" и объясняет ее содержание: рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе соответствующую картинку (можно несколько).
Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по цвету или по величине), оригинальность содержания и композиции.
Игра может повторяться неоднократно с разными карточками.
Игра "Где чей дом?"
В игре может принимать участие любое количество детей.
Дидактическая задача. Научить детей воображать ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов.
Материал. Картинки, на которых схематически изображен домик: высокий и узкий, широкий и низкий и т.п.
Ход игры. Воспитатель показывает одну картинку и предлагает придумать, кто из зверей живет в этом доме, что он там делает, кто ходит к нему в гости и т.п.
Каждый ребенок составляет свою историю, например, говорит, что в узком домике живет жираф или страус.
Дети придумывают истории, в которых участвуют реальные и фантастические звери. Взрослый может сначала предложить нарисовать выдуманное животное, а потом рассказать про него историю.
По каждой картинке рассказы составляют 3-5 детей.
При оценке ответов следует обращать внимание на их полноту и соответствие схеме.
Игра "Чудесный лес"
В игре принимает участие любое количество детей.
Дидактическая задача. Научить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал. Одинаковые листы бумаги (для каждого играющего), где нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры. Воспитатель раздает детям листы бумаги; предлагает нарисовать лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы: цвет, деревья, бабочки, птички и т.д.
Когда дети нарисуют лес, воспитатель собирает листы и вместе с детьми рассматривает рисунки, отмечает оригинальные, наиболее соответствующие
схеме.
Для задания можно использовать материал на любую тему: "Чудесное
море", "Чудесная поляна", "Чудесный парк" и т.п.
Заключение
Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
В жизни человека
воображение выполняет ряд
В психологии выделяют
следующие виды воображения: непроизвольное
или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации
(слуховые и зрительные); произвольное
или активное воображение: воссоздающее
или репродуктивное и
Воображение играет
в жизни ребенка большую роль,
чем в жизни взрослого, проявляется
гораздо чаще и допускает
В первой половине
дошкольного детства у ребенка
преобладает репродуктивное
В старшем дошкольном
возрасте, когда появляется
Воображение из
Помимо своей познавательно-
Познавательное воображение
формируется благодаря
Информация о работе Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте