Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста.
3) описать игры и упражнения, направленные на развитие воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 89.31 Кб (Скачать файл)

Затем свои сказки рассказывают трое-четверо детей. Воспитатель отмечает, соответствует ли изложенная ситуация картинке, как оформлен сюжет, отличаются ли сказки друг от друга. После этого меняет фигурки в рамочках    (например,    в    первой    оказываются   три   дерева    и   два   бегущих человечка, во второй-дом, в третьей - два стоящих человечка) и предлагает "прочитать" новую сказку.

Игру можно проводить несколько раз, усложняя ситуацию от конкретной к абстрактной (от схематических изображений человечков, домиков, деревьев к цветным кружкам и полоскам разной длины).  

 

Игра "Чудесные превращения"

Игра проводится со всей группой детей.

Дидактическая задача. Научить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Материал. Карточки с изображениями заместителей предметов (1-2 для каждой игры), на каждой карточке нарисованы три полоски разной длины, два-три кружка разного цвета. Листы бумаги и цветные карандаши для рисования.

Ход игры. Воспитатель предлагает игру "Чудесные превращения" и объясняет ее содержание: рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе соответствующую картинку (можно несколько).

Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по цвету или по величине), оригинальность содержания и композиции.

Игра может повторяться неоднократно с разными карточками.  

 

Игра "Где чей дом?"

В игре может принимать участие любое количество детей.

Дидактическая задача. Научить детей воображать ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов.

Материал. Картинки, на которых схематически изображен домик: высокий и узкий, широкий и низкий и т.п.

Ход игры. Воспитатель показывает одну картинку и предлагает придумать, кто из зверей живет в этом доме, что он там делает, кто ходит к нему в гости и т.п.

Каждый ребенок составляет свою историю, например, говорит, что в узком домике живет жираф или страус.

Дети придумывают истории, в которых участвуют реальные и фантастические звери. Взрослый может сначала предложить нарисовать выдуманное животное, а потом рассказать про него историю.

По каждой картинке рассказы составляют 3-5 детей.

При оценке ответов следует обращать внимание на их полноту и соответствие схеме.  

  

Игра "Чудесный лес"

В игре принимает участие любое количество детей.

Дидактическая задача. Научить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал. Одинаковые листы бумаги (для каждого играющего), где нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры. Воспитатель раздает детям листы бумаги; предлагает нарисовать лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы: цвет, деревья, бабочки, птички и т.д.

Когда дети нарисуют лес, воспитатель собирает листы и вместе с детьми рассматривает рисунки, отмечает оригинальные, наиболее соответствующие

схеме.

Для задания можно использовать материал на любую тему:   "Чудесное

море", "Чудесная поляна", "Чудесный парк" и т.п.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.        

 В жизни человека  воображение выполняет ряд специфических  функций. Первая из них состоит  в том, чтобы представлять действительность  в образах. Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных  состояний. Третья функция воображения  связана с его участием в  произвольной регуляции познавательных  процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в  формировании внутреннего плана  действий. Пятая функция – это  планирование и программирование  деятельности.        

 В психологии выделяют  следующие виды воображения: непроизвольное  или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное  или активное воображение: воссоздающее  или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.        

 Воображение играет  в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется  гораздо чаще и допускает значительно  более легкое отступление от  действительности, нарушение жизненной  реальности. Неустанная работа воображения  – это один из путей, ведущих  к познанию и освоению детьми  узкого личного опыта.        

 В первой половине  дошкольного детства у ребенка  преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные  впечатления в виде образов.        

 В старшем дошкольном  возрасте, когда появляется произвольность  в запоминании, воображение из  репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.        

 Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается  из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.        

 Помимо своей познавательно-интеллектуальной  функции воображение у детей  выполняет еще одну, аффективно-защитную  роль.        

 Познавательное воображение  формируется благодаря отделению  образа от предмета и обозначению  образа с помощью слова. Аффективное  воображение складывается в результате  образования и осознания ребенком  своего «Я», психологического отделения  себя от других людей и от  совершаемых поступков.

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте