Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть особенности профессионального консультирования на примере ООО «Кристалл».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику профессионального консультирования;
- рассмотреть профориентационное консультирование;
- охарактеризовать профессионально-психологическое консультирование безработных;
- дать анализ профессионального консультирования в ООО «Кристалл»;
- предложить рекомендации профессионального консультанта по улучшению ситуации в ООО «Кристалл».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ……………………………………………………….…6
1.1 Понятие профессионального консультирования………………….......……….6
1.2 Профориентационное консультирование……………………...………………9
1.3 Профессионально-психологическое консультирование безработных……...12
2. Профессиональное консультирование в ООО «КРИСТАЛЛ»…………………………………………………………………..…18
2.1 Общая характеристика организации…………………………………………..18
2.2 Профессионально консультирование в ООО «Кристалл»…………………..19
2.3 Повышение эффективности управления в ООО «Кристалл»……………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33
- потребность в профессиографической информации.
Таким образом, проблемы клиента, так или иначе, связаны с его профессиональным самоопределением и развитием профессиональной карьеры, профессиональной деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы.
Поводы для обращения за консультацией могут быть следующими:
- самостоятельное обращение клиента к психологу-консультанту. Данный вариант обращения за помощью является более эффективным и оптимальным для работы консультанта в связи с тем, что клиент осознает наличие возникшей проблемы и имеет высокую мотивацию для ее разрешения.
- приглашение на консультацию психологом по результатам динамического наблюдения. Этот способ организации профконсультирования обусловлен необходимостью профилактической работы психолога с различными группами риска и требует предварительного формирования мотивации к беседе с консультантом, снятию возможного напряжения и беспокойства;
- направление на консультацию родителями, администрацией. В данной случае консультант выступает в роли посредника и для успешного решения задач консультирования необходима соответствующая предварительная подготовка, формирование мотивации у клиента, снятие негативных установок по отношению к предстоящей работе с психологом. При отсутствии мотивации у клиента проведение консультации нецелесообразно
1.2 Профориентационное консультирование
Профориентационное
В процессе проведения профориентационной консультации психолог, в зависимости от запроса клиента, может выбирать различные формы консультационной работы [6, с. 131]:
- информационно-справочная: предоставление сведений об условиях и путях трудоустройства, требованиях приема на работу и учебу, возможностях освоения профессий и специальностей и др.;
- психодиагностическая: психологическое обследование, оценка индивидуальных особенностей личности, выявление их соответствия требованиям профессии и определение профессиональной пригодности;
- психокоррекционная: коррекция личного профессионального плана, путей, способов и средств профессионального самоопределения, а также отклонений в психической сфере и поведении оптанта.
Главная цель психологической профориентационной консультации - помочь субъекту выбора профессии осознать особенности его личности, интересы, склонности, мотивы выбора профессии, понять потребности и возможности общества и дать обоснованные рекомендации по выбору путей учебы и сферы деятельности, т.е. помочь найти пути достижения оптимального соответствия между личностью и профессией.
Достижение данной цели возможно в случае ответа на вопросы: что человек хочет, выбирая профессию («хочу»), что он может («могу») и что пользуется спросом на рынке труда («надо»).
Индивидуальная
- установить контакт с оптантом;
- собрать сведения, необходимые для построения или коррекции его профессионального плана;
- принять решение относительно подходящего для оптанта типа профессии и учебного заведения;
- аргументировать данное решение, разработать альтернативные варианты профессионального плана;
- окончательно согласовать с оптантом принятые решения, обобщить результаты, внести необходимые уточнения.
Результатом профконсультации оптанта должен быть сформированный профессиональный план. Профессиональный план можно считать сформированным, если оптант выбрал профессию и учебное заведение, в котором он собирается ее получить, а также может назвать место, где будет работать, если не поступит в данное учебное заведение.
В процессе подготовки профессионального плана и выбора профессии оптант может совершить целый ряд ошибок. Задача консультанта - предупредить выбор, основанный на следующих, наиболее типичных ошибках:
- неумение извлекать информацию о профессии и путях ее получения;
- неумение разбираться в себе, в своих интересах, склонностях, способностях;
- недостаточный объем знаний о существующих профессиях;
- не учитываются потребности в профессии в данном регионе;
- выбор профессии без учета своих возможностей, физического состояния, здоровья;
- ориентация на профессии высшей категории;
- выбор профессии под влиянием друзей, родственников, знакомых, «за компанию»;
- увлечение только внешней стороной профессии;
- перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию;
- пренебрежение одним видом труда и возвышение другого;
- устаревшее представление о профессии;
- отождествление учебного предмета с профессией;
- выбор профессии по местоположению вуза;
- отношение к профессии как к неизменной.
Причины ошибочного выбора профессии [13, с. 86]:
- недостаточный объем знаний о существующих профессиях
- неумение извлекать информацию о профессии и путях ее получения
- неумение разбираться в себе, в своих интересах, склонностях, способностях…
- не учитываются потребности в профессии в данном регионе
- выбор профессии без учета своих возможностей, физическое состояние здоровья;
- ориентация на профессии высшей категории;
- выбор профессии под влиянием друзей;
- увлечение внешней стороной профессии;
- перенос отношения к человеку на профессию;
- пренебрежение одним видом труда и возвышение другого;
- устаревшее представление о профессии;
- отождествление учебного предмета с профессией;
- выбор профессии по местоположению вуза;
- отношение к профессии как к неизменной;
1.3 Профессионально-психологическо
Профессионально-
Цель профконсультирования безработных граждан - оказание помощи клиенту в выборе, перемене профессии, подборе профиля переобучения с учетом поля выбора профессии.
По целевому признаку консультации могут быть диагностическими, медико-психологическими, информационными, корректирующими, развивающими, формирующими. Но поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер.
Задачи профконсультанта в этой области профконсультирования следующие [7, с. 155]:
- информирование клиента, доведение до него профессиографической информации;
- проведение диагностики индивидуально-психологических особенностей клиента;
- оказание помощи безработному в преодолении негативных переживаний по поводу потери работы;
- оценка соответствия индивидуальных качеств человека требованиям конкретной специальности и должности;
- определение степени профпригодности;
- предупреждение негативных последствий пребывания в статусе безработного («заученная беспомощность», свыкание с ситуацией, агрессивность, снижение самооценки и др.);
- формирование необходимых навыков поиска работы и трудоустройства (составление автобиографии, резюме, подготовка к собеседованию с работодателем, техника переговоров по телефону, обучение приемам самопрезентации и пр.);
- психологическая поддержка в условиях преодоления ситуации безработицы;
- включение безработного в систему социально-профессиональных отношений.
Негативные психические
- во-первых, состояния, характеризующиеся адаптивными психическими реакциями, такими как, тревожность, волнение, стресс, депрессия и др.;
- во-вторых, состояния, характеризующиеся психическими травмами, как результат неэффективной адаптации психики к стрессовым ситуациям трудоустройства.
Тревога - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
У безработного тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и профессиональном самоопределением. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличении их значимости, силы и угрожающего характера.
С возникновением тревоги, отмечает Л.П. Гримак, изменением самого характера поведения, включаются дополнительные физиологические механизмы адаптации к изменившимся условиям. Снижение интенсивности чувства тревоги свидетельствует о достаточности, соответствии поведенческих и физиологических форм реакций в ответ на нарушение равновесных взаимоотношений организма со средой.
Тревога, несоразмерная с вызвавшим её явлением и событием, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в физиологических системах организма.
Тревога лежит в основе любых
изменений состояния и
В результате проведенных экспериментов, Ф.Б.Березин выделил типы адаптивных состояний, так называемого тревожного ряда, сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги.
В этом ряду установлено шесть трудных состояний:
- ощущение внутренней напряжённости - является началом вышеуказанного «тревожного ряда» и соответствует наименьшей степени тревоги. Напряжённость, настороженность, а при достаточной выраженности и тягостный душевный дискомфорт - вот переживания, характерные для первого этапа. Это всего лишь сигнал, позволяющий обратить внимание на поиск приближающейся или вероятной угрозы.
Гиперстезические реакции. Определённый
вид ранее нейтральных
Собственно тревога - центральное состояние в рассматриваемом ряду.
Проявляется как переживание неопределённой угрозы, чувство неясной (неосознаваемой) опасности. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с недостатком информации о потенциально опасной ситуации, или является результатом того, что получаемая информация о причинах тревоги находится в противоречии с установками субъекта, его представлениями о собственной личности («со мной не может этого быть», «это не для меня» и т.п.).
Страх. Неосознаваемость причин тревоги затрудняет их поиск и устранение, не даёт возможности организовать деятельность по ликвидации угрозы. Психологическая неприемлемость ситуации заставляет человека искать причины тревоги. Довольно часто они усматриваются в конкретных ситуациях (страх одиночества, страх необходимости общения, страх неудачи и т.п.).
Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - следующий этап роста чувства «тревожности». У человека в таком состоянии складывается впечатление о невозможности избежать угрозы. Ощущение безысходности, неотвратимости, чувство надвигающейся катастрофы вызывают повышенную двигательную активность, стремление разрядить атмосферу, панические поиски помощи.
Тревожно-боязливое возбуждение - такое название получило крайнее выражение расстройств тревожного ряда. Вызываемое тревогой поведение достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности в этих случаях практически исчезает.
Кэррол Е. Изард отмечает: «Важно понимать, что в состоянии тревоги, мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или патерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на наше восприятие, мысли и поведение».
Стресс - неспецифические, физиологические, психологические и поведенческие реакции человека в ответ на разнообразные экстремальные воздействия ситуации потери работы.
Основные черты
- стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
- стресс - значительно более напряженное состояние, чем обычное мотивационное, оно требует для своего возникновения восприятие и осознание личностной значимости ситуации или события;
- явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна;
- в основе стресса при определенной ситуации лежат субъективные причины, связанные с особенностями конкретной личности.
Информация о работе Профессиональное консультирование в организации