Профессиональное консультирование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности профессионального консультирования на примере ООО «Кристалл».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику профессионального консультирования;
- рассмотреть профориентационное консультирование;
- охарактеризовать профессионально-психологическое консультирование безработных;
- дать анализ профессионального консультирования в ООО «Кристалл»;
- предложить рекомендации профессионального консультанта по улучшению ситуации в ООО «Кристалл».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ……………………………………………………….…6
1.1 Понятие профессионального консультирования………………….......……….6
1.2 Профориентационное консультирование……………………...………………9
1.3 Профессионально-психологическое консультирование безработных……...12
2. Профессиональное консультирование в ООО «КРИСТАЛЛ»…………………………………………………………………..…18
2.1 Общая характеристика организации…………………………………………..18
2.2 Профессионально консультирование в ООО «Кристалл»…………………..19
2.3 Повышение эффективности управления в ООО «Кристалл»……………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

- потребность в профессиографической информации.

Таким образом, проблемы клиента, так или иначе, связаны  с его профессиональным самоопределением и развитием профессиональной карьеры, профессиональной деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы.

Поводы для обращения  за консультацией могут быть следующими:

- самостоятельное обращение клиента к психологу-консультанту. Данный вариант обращения за помощью является более эффективным и оптимальным для работы консультанта в связи с тем, что клиент осознает наличие возникшей проблемы и имеет высокую мотивацию для ее разрешения.

- приглашение на консультацию психологом по результатам динамического наблюдения. Этот способ организации профконсультирования обусловлен необходимостью профилактической работы психолога с различными группами риска и требует предварительного формирования мотивации к беседе с консультантом, снятию возможного напряжения и беспокойства;

- направление на консультацию родителями, администрацией. В данной случае консультант выступает в роли посредника и для успешного решения задач консультирования необходима соответствующая предварительная подготовка, формирование мотивации у клиента, снятие негативных установок по отношению к предстоящей работе с психологом. При отсутствии мотивации у клиента проведение консультации нецелесообразно

 

1.2 Профориентационное консультирование

 

Профориентационное консультирование - это вид психологической помощи людям в выборе профессии и соответствующего профессионального учебного заведения на основе формирования личного профессионального плана, в котором согласованы склонности оптанта, его способности и спрос на рынке труда.

В процессе проведения профориентационной консультации психолог, в зависимости от запроса клиента, может выбирать различные формы консультационной работы  [6, с. 131]:

- информационно-справочная: предоставление сведений об условиях и путях трудоустройства, требованиях приема на работу и учебу, возможностях освоения профессий и специальностей и др.;

- психодиагностическая: психологическое обследование, оценка индивидуальных особенностей личности, выявление их соответствия требованиям профессии и определение профессиональной пригодности;

- психокоррекционная: коррекция личного профессионального плана, путей, способов и средств профессионального самоопределения, а также отклонений в психической сфере и поведении оптанта.

Главная цель психологической  профориентационной консультации - помочь субъекту выбора профессии осознать особенности его личности, интересы, склонности, мотивы выбора профессии, понять потребности и возможности общества и дать обоснованные рекомендации по выбору путей учебы и сферы деятельности, т.е. помочь найти пути достижения оптимального соответствия между личностью и профессией.

Достижение данной цели возможно в случае ответа на вопросы: что человек хочет, выбирая профессию («хочу»), что он может («могу») и что  пользуется спросом на рынке труда («надо»).

Индивидуальная профориентационная консультация проводится по определенной схеме для решения следующих задач:

- установить контакт с оптантом;

- собрать сведения, необходимые для построения или коррекции его профессионального плана;

- принять решение относительно подходящего для оптанта типа профессии и учебного заведения;

- аргументировать данное решение, разработать альтернативные варианты профессионального плана;

- окончательно согласовать с оптантом принятые решения, обобщить результаты, внести необходимые уточнения.

Результатом профконсультации оптанта должен быть сформированный профессиональный план. Профессиональный план можно считать сформированным, если оптант выбрал профессию и учебное  заведение, в котором он собирается ее получить, а также может назвать  место, где будет работать, если не поступит в данное учебное заведение.

В процессе подготовки профессионального  плана и выбора профессии оптант может совершить целый ряд  ошибок. Задача консультанта - предупредить выбор, основанный на следующих, наиболее типичных ошибках:

- неумение извлекать информацию о профессии и путях ее получения;

- неумение разбираться в себе, в своих интересах, склонностях, способностях;

- недостаточный объем знаний о существующих профессиях;

- не учитываются потребности в профессии в данном регионе;

- выбор профессии без учета своих возможностей, физического состояния, здоровья;

- ориентация на профессии высшей категории;

- выбор профессии под влиянием друзей, родственников, знакомых, «за компанию»;

- увлечение только внешней стороной профессии;

- перенос отношения  к человеку - представителю профессии - на саму профессию;

- пренебрежение одним видом труда и возвышение другого;

- устаревшее представление о профессии;

- отождествление учебного предмета с профессией;

- выбор профессии по местоположению вуза;

- отношение к профессии как к неизменной.

Причины ошибочного выбора профессии [13, с. 86]:

- недостаточный объем знаний о существующих профессиях

- неумение извлекать информацию о профессии и путях ее получения

- неумение разбираться в себе, в своих интересах, склонностях, способностях…

- не учитываются потребности в профессии в данном регионе

- выбор профессии без учета своих возможностей, физическое состояние здоровья;

- ориентация на профессии высшей категории;

- выбор профессии под влиянием друзей;

- увлечение внешней стороной профессии;

- перенос отношения к человеку на профессию;

- пренебрежение одним видом труда и возвышение другого;

- устаревшее представление о профессии;

- отождествление учебного предмета с профессией;

- выбор профессии по местоположению вуза;

- отношение к профессии как к неизменной;

       

        1.3 Профессионально-психологическое консультирование безработных

 

         Профессионально-психологическое консультирование безработных - это профессиональная психологическая помощь, которую оказывает психолог-консультант в целях содействия клиенту в решении проблемы индивидуальной занятости с учетом его состояния здоровья, потребностей, желаний, способностей и конкретной ситуации на рынке труда.

Цель профконсультирования безработных граждан - оказание помощи клиенту в выборе, перемене профессии, подборе профиля переобучения с учетом поля выбора профессии.

По целевому признаку консультации могут быть диагностическими, медико-психологическими, информационными, корректирующими, развивающими, формирующими. Но поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер.

Задачи профконсультанта в этой области профконсультирования следующие [7, с. 155]:

- информирование клиента, доведение до него профессиографической информации;

- проведение диагностики индивидуально-психологических особенностей клиента;

- оказание помощи безработному в преодолении негативных переживаний по поводу потери работы;

- оценка соответствия индивидуальных качеств человека требованиям конкретной специальности и должности;

- определение степени профпригодности;

- предупреждение негативных последствий пребывания в статусе безработного («заученная беспомощность», свыкание с ситуацией, агрессивность, снижение самооценки и др.);

- формирование необходимых навыков поиска работы и трудоустройства (составление автобиографии, резюме, подготовка к собеседованию с работодателем, техника переговоров по телефону, обучение приемам самопрезентации и пр.);

- психологическая поддержка в условиях преодоления ситуации безработицы;

- включение безработного в систему социально-профессиональных отношений.

Негативные психические состояния  безработных можно представить  следующим образом:

- во-первых, состояния, характеризующиеся адаптивными психическими реакциями, такими как, тревожность, волнение, стресс, депрессия и др.;

- во-вторых, состояния, характеризующиеся психическими травмами, как результат неэффективной адаптации психики к стрессовым ситуациям трудоустройства.

Тревога - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

У безработного тревога  обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и профессиональном самоопределением. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличении их значимости, силы и угрожающего характера.

С возникновением тревоги, отмечает Л.П. Гримак, изменением самого характера поведения, включаются дополнительные физиологические механизмы адаптации к изменившимся условиям. Снижение интенсивности чувства тревоги свидетельствует о достаточности, соответствии поведенческих и физиологических форм реакций в ответ на нарушение равновесных взаимоотношений организма со средой.

Тревога, несоразмерная  с вызвавшим её явлением и событием, препятствует формированию нормального  адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в физиологических системах организма.

Тревога лежит в основе любых  изменений состояния и поведения, вызванных психическим стрессом.

В результате проведенных экспериментов, Ф.Б.Березин выделил типы адаптивных состояний, так называемого тревожного ряда, сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги.

В этом ряду установлено  шесть трудных состояний:

- ощущение внутренней напряжённости - является началом вышеуказанного «тревожного ряда» и соответствует наименьшей степени тревоги. Напряжённость, настороженность, а при достаточной выраженности и тягостный душевный дискомфорт - вот переживания, характерные для первого этапа. Это всего лишь сигнал, позволяющий обратить внимание на поиск приближающейся или вероятной угрозы.

Гиперстезические реакции. Определённый вид ранее нейтральных раздражителей приобретает особые воздействующие свойства, вызывая нарастание тревоги. Вокруг значимого раздражителя начинают концентрироваться целые группы стимулов, бывших ранее безразличными. В результате человеку начинают «действовать на нервы» события и обстоятельства, которым ранее он не придавал никакого значения. На этом этапе появляется много добавочных, неадекватных стимулов генерализующих чувство тревоги.

Собственно тревога - центральное состояние в рассматриваемом ряду.

Проявляется как переживание неопределённой угрозы, чувство неясной (неосознаваемой) опасности. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с недостатком информации о потенциально опасной ситуации, или является результатом того, что получаемая информация о причинах тревоги находится в противоречии с установками субъекта, его представлениями о собственной личности («со мной не может этого быть», «это не для меня» и т.п.).

Страх. Неосознаваемость причин тревоги затрудняет их поиск и устранение, не даёт возможности организовать деятельность по ликвидации угрозы. Психологическая неприемлемость ситуации заставляет человека искать причины тревоги. Довольно часто они усматриваются в конкретных ситуациях (страх одиночества, страх необходимости общения, страх неудачи и т.п.).

Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - следующий этап роста чувства «тревожности». У человека в таком состоянии складывается впечатление о невозможности избежать угрозы. Ощущение безысходности, неотвратимости, чувство надвигающейся катастрофы вызывают повышенную двигательную активность, стремление разрядить атмосферу, панические поиски помощи.

Тревожно-боязливое возбуждение - такое название получило крайнее выражение расстройств тревожного ряда. Вызываемое тревогой поведение достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности в этих случаях практически исчезает.

Кэррол Е. Изард отмечает: «Важно понимать, что в состоянии  тревоги, мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или патерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на наше восприятие, мысли и поведение».

Стресс - неспецифические, физиологические, психологические и поведенческие реакции человека в ответ на разнообразные экстремальные воздействия ситуации потери работы.

Основные черты психологического стресса [16, с. 92]:

- стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

- стресс - значительно более напряженное состояние, чем обычное мотивационное, оно требует для своего возникновения восприятие и осознание личностной значимости ситуации или события;

- явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна;

- в основе стресса при определенной ситуации лежат субъективные причины, связанные с особенностями конкретной личности.

Информация о работе Профессиональное консультирование в организации