Профилактика эмоционального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 14:07, реферат

Описание работы

Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать". Активное занятие деятельностью в сфере торговых отношений способствует формированию таких личностных черт, как практицизм, расчетливость, ориентация на личную выгоду, потребительское отношение к другим людям.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Понятие профессиональной деструкции. Факторы,
влияющие на образование профессиональной деструкции4
Глава 2.Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений
деформаций личности 8
Глава 3. Профилактика эмоционального выгорания 15
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

Рефераткурсы.docx

— 84.98 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение                                        2

 Глава 1.Понятие профессиональной деструкции. Факторы,

влияющие на образование профессиональной деструкции                      4

Глава 2.Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений

деформаций личности                                                                            8

Глава 3. Профилактика эмоционального выгорания                                 15 

Заключение  23

Список используемой литературы                                  24

 

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать". Активное занятие деятельностью в сфере торговых отношений способствует формированию таких личностных черт, как практицизм, расчетливость, ориентация на личную выгоду, потребительское отношение к другим людям. Подобные специфические изменения в личности определяются содержанием, организацией и условиями осуществления деятельности, развиваются постепенно, со временем закрепляются и, в итоге, превращаются в относительно устойчивые психологические характеристики личности и являются признаками профессиональной деформации.

     Специфика  реабилитации детей с ограниченными  возможностями, сложность условий  ее осуществления, психоэмоциональные  и физические перегрузки благоприятствуют  сравнительно быстрому развитию  профессиональной деформации личности  сотрудника. Несомненно, внутриличностные  изменения, происходящие с человеком, отражаются на его поступках, стиле общения, предпочтениях, поведении.

Проблема влияния профессии на личность периодически возникала в сфере внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. О связи профессии с личностью работника писали еще древние философы, но особенно часто она обсуждалась в конце XIX и начале XX в. В последующем крупные психологи также неоднократно уделяли внимание этой проблеме, при этом многие подчеркивали важность и актуальность более детального и конкретного исследования как положительного, так и отрицательного влияния профессии на психику человека.

Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.

Цель: изучить эмоциональное выгорание как проявление профессиональной деформации и разработать методы профилактики.

Задачи:

1) проанализировать научное понятие профессиональной деструкции.

2) изучить  программы по коррекции деструкций.

3) Выявить особенности  синдрома выгорания у представителей, работающих с детьми с ограниченными  возможностями.

4) Разработать  методы  профилактики синдрома профессионального  выгорания.

В теоретическом отношении исследование опирается на труды известных ученых теоретиков, как в области педагогики, так и в смежных областях знаний: С.К. Шмурыгина, А.К. Маркова, Е.В. Руденского, М.В. Каминского, Т.А. Жалагина, В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова и мн.др.

 

Глава 1. Понятие профессиональнойдеформации. Факторы, влияющие на образование профессиональной деформации

 

В современных многочисленных исследованиях психолого-педагогической науки доказано, что профессиональное развитие специалиста и педагога сопровождается личностными приобретениями и потерями, т.е. развитие - это не только рост, совершенствование, но и разрушение – профессиональная деформации.

Профессиональная деформация (от лат. deformatio) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Такие нарушения могут формироваться в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями, значительно влияют на результаты его работы, являются факторами, сдерживающими его профессионально - квалификационный рост и развитие профессионализма, обусловливают «остановившееся профессиональное саморазвитие».

В современной системе социального обслуживания очень часто требования, предъявляемые к специалистам, наталкиваются на барьеры, обусловленные образованием профессионально нежелательных изменений, деструкций, препятствующие качественному выполнению деятельности и негативно сказывающиеся на развитии личности педагога и его здоровье. Исследователи влияния профессии на личность (Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк, Л.М.Митина, Р.М.Грановская, С.П. Безносов и др.) отмечают, что «многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности нередко приводит к развитию профессиональных деструкций, то есть к изменениям сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающимся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса».

Профессиональная деформация нарушает целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость. В ряду факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно выделить следующие:

1) объективные, связанные  с социально-профессиональной средой: социально экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной  средой;

2) субъективные, обусловленные  особенностями личности и характером  профессиональных взаимоотношений;

3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией  профессионального процесса, качеством  управления, профессионализмом руководителей.

Все эти факторы на развитие профессиональной деформации воздействуют в совокупности, но решающую роль играют субъективные факторы.

 

Профессиональными нарушениями могут быть:

  • авторитарность (авторитарный стиль работы; использование распоряжений, рекомендации, указаний; завышенная самооценка своего профессионализма);
  • демонстративность (демонстрация своего превосходства и чрезмерная эмоциональность как способы самоутверждения.);
  • дидактичность (использование шаблонных способов передачи знаний и опыта; монологичность и склонность к нравоучениям);
  • доминантность (превышение властных функций; нетерпимость к недостаткам детям; требовательность и безаппеляционность);
  • педагогическая индифферентность (проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жёсткости, игнорирование индивидуальных особенностей детей; негативное восприятие своей профессии);
  • педагогическая агрессия (пристрастное отношение к неуспевающим ученикам; склонность к оскорбительным замечаниям, насмешкам и занижению оценок);
  • поведенческий трансфер (проявление эмоциональных реакций и поведения, свойственных учащимся);
  • ролевой экспансионизм (погружённость в профессию; фиксация на собственных проблемах; преувеличение значения своей работы);
  • эмоциональное сгорание (состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое порождает негативное отношение к детям, безразличное к ним отношение; слабая эмоциональная включенность в деятельность и общение);

У профессиональной деформации имеется свои проявления:

- отрицательное самоотношение;

- негативное отношение  к детям;

- негативное отношение  к своей деятельности;

- снижение работоспособности;

- потеря интереса к  своей работе (рутина и бесполезная  трудовая повинность);

- проблемы в личной  жизни.

А.К. Марковой одной из тенденций профессиональных деструкций выделено появление деформаций личности (в частности, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции).

Профессиональные деформации, наиболее изученный вид профессиональных деструкций, по мнению многих авторов Э.Ф.Зеер, Э.Э. Сыманюк, Р.М. Грановская, С.П. Безносов, Л.М.Митина), проявляется, в первую очередь, в профессиональной среде типа «человек-человек». Работники связанные с деятельностью с детьми, а особенно с детьми с ограниченными  возможностями являются наиболее уязвимой категорией. Мы согласны с мнением Л.М. Митиной отметившей, что «профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля».

Профессиональная деформация, согласно определению Э.Ф. Зеера, «это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса».  Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессиональную позицию. Психологическими детерминантами развития профессионально обусловленных деструкций являются конфликты профессионального самоопределения, кризисы профессионального становления, профессиональная дезадаптация, а также стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация.

Все выше изложенное может привести к проявлениям синдрома профессионального выгорания. Поэтому в следующей главе рассмотрим как

эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности.

 

 

Глава 2. Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности

 

Что такое синдром профессионального выгорания. Начнем с традиционных определений. Обычно профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие».

Возникает профессиональное выгорание в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. A.Мороу (Morrow, 1981) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание: "Запах горящей психологической проводки".

В соответствии с научной позицией, мы рассмотрим профессиональное выгорание целостно - это глубокая профессиональная деформация личности.

Выгорать – значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни».

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе

Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Основными признаками эмоционального выгорания являются: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к детям, коллегам;  негативные установки по отношению к своей работе;  пренебрежение исполнением своих обязанностей; увеличение объема психостимуляторов; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности;  усиление пассивности; чувство вины.            

Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.            

Информация о работе Профилактика эмоционального выгорания