Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 14:07, реферат
Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать". Активное занятие деятельностью в сфере торговых отношений способствует формированию таких личностных черт, как практицизм, расчетливость, ориентация на личную выгоду, потребительское отношение к другим людям.
Введение 2
Глава 1.Понятие профессиональной деструкции. Факторы,
влияющие на образование профессиональной деструкции4
Глава 2.Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений
деформаций личности 8
Глава 3. Профилактика эмоционального выгорания 15
Заключение 23
Список используемой литературы 24
7) Поддержание хорошей
физической формы. Между телом
и разумом существует тесная
связь. Хронический стресс
Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, испытывающие четыре распространенных мифа
Миф первый: "Жить надо для людей".
Основная идея этого мифа - "человек должен жертвовать собой ради других". У таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи. Они запрещают себе обычные чувства: у них не может быть просто любви и просто работы - лишь великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть.
Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом - выше их сил.
Советы для "светочей":
Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.
На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что - коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.
Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько "доверенных людей", которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу их помощи.
Миф второй: "Если не я, то кто же?"
Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь, когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбирая специальность педагога, медсестры, социального работника. Другие спасают "на общественных началах": у них обязательно есть куча знакомых-неудачников - друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик... Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть поглубже, окажется, что "спасение утопающих" для них - единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.
Советы для "спасателей":
Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.
Если вы "профессиональный спасатель", возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.
Лучший способ позаботиться о человеке - помочь ему понять, что он может решать проблемы самостоятельно. Попробуйте действовать именно так, а не взваливайте на себя груз чужих забот.
Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: "Так ли уж ему это нужно?" и "Может, он справится сам?".
Миф третий: "Я должен быть для всех хорошим".
Про таких людей говорят: "Хочет быть червонцем". Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе, сказать "нет": ведь люди могут обидеться! Окружающие этим с упоением пользуются, и постепенно под улыбкой "червонца" разгораются обида и гнев, выжигающие человека изнутри.
Воплощение этого мифа - герой фильма "Осенний марафон". Он боится обидеть старую знакомую и редактирует ее бездарный текст, когда "горит" собственный перевод; боится обидеть и жену, и любовницу... Итог - все горит синим пламенем.
Советы для "червонцев":
Есть замечательный афоризм: "Успокойся: ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!" Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на той стене, куда чаще всего обращается ваш взгляд.
Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав. Научитесь говорить "нет!", не испытывая при этом ни раздражения, ни вины. Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, - таким образом, человек манипулирует вами.
Миф четвертый: "Работа превыше всего!"
Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне: "Все выше, и выше, и выше...". Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются на работе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.
Советы для трудоголиков:
Помните: "Бессердечье к себе – это тоже увечье". Вы имеете право на свободное время!
Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте на рабочем месте все деловые бумаги и мысли.
Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.
Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: "Суббота, 19.00 - театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)". Строго контролируйте выполнение
Синдром профессионального выгорания представляет собой сложный, многоплановый конструкт, состоящий из целого ряда негативных психологических переживаний, вызванных длительными и интенсивными межличностными коммуникациями, эмоционально насыщенными или когнитивно сложными.
Таким образом, синдром выгорания представляет собой ответную реакцию на продолжительные стрессы, возникающие в процессе межличностных коммуникаций, и ярче всего данный синдром проявляется у представителей профессий, относящихся к системе «человек – человек».
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях, скорее всего, невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Поэтому необходимо:
Заключение
Резюмируя, можно сказать, что необходимо вести психологическую работу по профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания у специалиста и педагогам для повышения эффективности труда.
Практическое обучение направлено на развитие ресурсов противодействия «выгоранию», формирование духовного благополучия и психологического (душевного) комфорта.
Основные направления в моей работе по (некотоые из них представлены в приложении) психологической профилактики синдрома профессионального выгорания:
-теоретический: формирование знаний о профессиональном «выгорании», симптомах и факторах, способствующих его появлению (просвещение в различных формах: семинары, беседы, лекции);
-диагностический: выявление группы риска. Отслеживание результатов профилактической деятельности;
-прикладной: проведение превентивных тренингов, ориентированных на предупреждение синдрома выгорания, формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости. Направления работы: индивидуальные консультации по результатам диагностики, индивидуальное консультирование, тренинг профилактики профессионального «выгорания», реабилитационная помощь «выгоревшим» специалистам (консультирование, тренинги).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Лекция для педагогов.
«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ».
Часто можно
увидеть такую картину: человек
с энтузиазмом начинает какое-
В таких случаях обычно
говорят, что человек «сгорел». В медицине
такое состояние человека называют «синдромом
эмоционального выгорания». Что же представляет
собой данное состояние? Чем оно вызывается?
И что делать с теми, у кого обнаружены
симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем
ответить в ходе нашей лекции.
Определение и история
вопроса
Термин «синдром
эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание,
выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским
психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опубликованных
в печати исследованиях чаще всего дается
следующее определение СЭВ: это состояние
физического, эмоционального и умственного
истощения, проявляющееся в профессиональной
сфере. Характеризуется физическим утомлением,
чувством эмоциональной усталости и опустошенности,
в отдельных случаях – бесчувствием и
негуманным отношениям к клиентам и подчиненным,
ощущением некомпетентности в профессиональной
сфере, неуспеха в ней и в личной жизни,
пессимизмом, снижением удовлетворенности
от повседневной работы и пр.
Факторы, определяющие
развитие синдрома выгорания
«Синдром эмоционального выгорания»
характерен только для представителей
коммуникативных профессий, или, как еще
принято их называть, профессий типа «человек
– человек». По данным отечественных и
зарубежных исследователей, данный синдром
встречается в 30 – 90% случаев всех категорий
руководителей, судей, педагогов, продавцов,
медицинских работников и т.д. в зависимости
от конкретной профессиональной деятельности,
типа личности, объективных возможностей
психологической адаптации к реальным
ситуациям.