Профилактика эмоционального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 14:07, реферат

Описание работы

Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать". Активное занятие деятельностью в сфере торговых отношений способствует формированию таких личностных черт, как практицизм, расчетливость, ориентация на личную выгоду, потребительское отношение к другим людям.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Понятие профессиональной деструкции. Факторы,
влияющие на образование профессиональной деструкции4
Глава 2.Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений
деформаций личности 8
Глава 3. Профилактика эмоционального выгорания 15
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

Рефераткурсы.docx

— 84.98 Кб (Скачать файл)

7) Поддержание хорошей  физической формы. Между телом  и разумом существует тесная  связь. Хронический стресс воздействует  на человека, поэтому очень важно  поддерживать хорошую физическую  форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома профессионального выгорания.

Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, испытывающие четыре распространенных мифа

Миф первый: "Жить надо для людей".

Основная идея этого мифа - "человек должен жертвовать собой ради других". У таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи. Они запрещают себе обычные чувства: у них не может быть просто любви и просто работы - лишь великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть.

Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом - выше их сил.

Советы для "светочей":

Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.

На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что - коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.

Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько "доверенных людей", которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу их помощи.

 

Миф второй: "Если не я, то кто же?"

Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь, когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбирая специальность педагога, медсестры, социального работника. Другие спасают "на общественных началах": у них обязательно есть куча знакомых-неудачников - друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик... Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть поглубже, окажется, что "спасение утопающих" для них - единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.

Советы для "спасателей":

Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.

Если вы "профессиональный спасатель", возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.

Лучший способ позаботиться о человеке - помочь ему понять, что он может решать проблемы самостоятельно. Попробуйте действовать именно так, а не взваливайте на себя груз чужих забот.

Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: "Так ли уж ему это нужно?" и "Может, он справится сам?".

Миф третий: "Я должен быть для всех хорошим".

Про таких людей говорят: "Хочет быть червонцем". Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе, сказать "нет": ведь люди могут обидеться! Окружающие этим с упоением пользуются, и постепенно под улыбкой "червонца" разгораются обида и гнев, выжигающие человека изнутри.

Воплощение этого мифа - герой фильма "Осенний марафон". Он боится обидеть старую знакомую и редактирует ее бездарный текст, когда "горит" собственный перевод; боится обидеть и жену, и любовницу... Итог - все горит синим пламенем.

Советы для "червонцев":

Есть замечательный афоризм: "Успокойся: ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!" Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на той стене, куда чаще всего обращается ваш взгляд.

Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав. Научитесь говорить "нет!", не испытывая при этом ни раздражения, ни вины. Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, - таким образом, человек манипулирует вами.

Миф четвертый: "Работа превыше всего!"

Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне: "Все выше, и выше, и выше...". Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются на работе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.

Советы для трудоголиков:

Помните: "Бессердечье к себе – это тоже увечье". Вы имеете право на свободное время!

Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте на рабочем месте  все деловые бумаги и мысли.

Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.

Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: "Суббота, 19.00 - театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)". Строго контролируйте выполнение

 

Синдром профессионального выгорания представляет собой сложный, многоплановый конструкт, состоящий из целого ряда негативных психологических переживаний, вызванных длительными и интенсивными межличностными коммуникациями, эмоционально насыщенными или когнитивно сложными.

Таким образом, синдром выгорания представляет собой ответную реакцию на продолжительные стрессы, возникающие в процессе межличностных коммуникаций, и ярче всего данный синдром проявляется у представителей профессий, относящихся к системе «человек – человек».

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях, скорее всего, невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Поэтому необходимо:

 

  • Необходимо помогать специалистам и педагогам вырабатывать объективные критерии, которые они могут использовать для оценки результативности своей профессиональной деятельности, вместо того, чтобы продолжать использовать старые критерии, которые носят скорее  оценочный (личностный) характер.
  • Не смешивать профессиональные проблемы с личными, работать на работе, а отдыхать дома, учиться снимать стресс и быстро перестраиваться. Но универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания, нет и быть не может, поскольку протекание процесса и способы выхода из создавшегося положения зависят, прежде всего, от структуры и психологических особенностей личности.
  • Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Резюмируя, можно сказать, что необходимо вести психологическую работу по профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания у специалиста  и педагогам для повышения эффективности труда.

Практическое обучение направлено на развитие ресурсов противодействия «выгоранию», формирование духовного благополучия и психологического (душевного) комфорта.

Основные направления в  моей работе по (некотоые из них представлены в приложении) психологической профилактики синдрома профессионального выгорания:

-теоретический: формирование знаний о профессиональном «выгорании», симптомах и факторах, способствующих его появлению (просвещение в различных формах: семинары, беседы, лекции);

-диагностический: выявление группы риска. Отслеживание результатов профилактической деятельности;

-прикладной: проведение превентивных тренингов, ориентированных на предупреждение синдрома выгорания, формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости. Направления работы: индивидуальные консультации по результатам диагностики,  индивидуальное консультирование, тренинг профилактики профессионального «выгорания», реабилитационная помощь «выгоревшим» специалистам (консультирование, тренинги).

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Stewart Ian and Joines Vann. TA Today . A New Introduction to 
    Transactional Analysis. Nottingham: Life space 1987
  2. Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие.- Спб., Питер, 2009.
  3. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 1988. - № 5.
  4. Аминов Н.Л., Морозова Н.А.,Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. Социальная работа. Под ред. И Зимней. Вып. 2,М.,1992.
  5. Березин Ф. Б., Соколова Е. Д., Т. В. Барлас Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия.// MateriaMedica. 1996. N 1(9).
  6. Бойко В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.,1983г.
  7. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996.
  8. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2003.
  9. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005.
  10. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - Режим доступа: http:/www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6
  11. Соковнина М.С., Соболева Е.С.  Сборник: Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 8.Научные сообщения в городской научно-практической конференции. Научные редакторы доктор психологических наук, профессор А.К. Колеченко, старший преподаватель Н.В.Пунченко. – Спб.: СПбАППО,2004,
  12. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М.: Генезис, 2000.
  13. Ян Стюарт, Вэнн Джойс. Современный транзактный анализ. Издательство «Социально-психологический центр», Санкт-Петербург, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Лекция для педагогов.

«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ».

 
        Часто можно  увидеть такую картину: человек  с энтузиазмом начинает какое-то  дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его  пыл исчезает, результаты — все  хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается  какой-то вялый и неживой. Или  руководитель принимает на работу  сотрудника, который быстро включается  в работу, показывает хороший  результат, работа у него «горит», а затем человек перестает  работать в полную силу, у него  портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет  плохо, и никакие меры не действуют  или дают краткосрочный результат…  Или мы сами увлекаемся какой-то  идеей, ставим перед собой серьезную  цель и с воодушевлением беремся  за работу, а потом у нас  «опускаются руки», цель перестает  быть интересной, и мы чувствуем  себя опустошенными... 
      В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем ответить в ходе нашей лекции.

 
 Определение и история вопроса

 
  Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр.

 
 Факторы, определяющие развитие синдрома выгорания

 
  «Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей, судей, педагогов, продавцов, медицинских работников и т.д. в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям.

Информация о работе Профилактика эмоционального выгорания