Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 14:07, реферат
Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать". Активное занятие деятельностью в сфере торговых отношений способствует формированию таких личностных черт, как практицизм, расчетливость, ориентация на личную выгоду, потребительское отношение к другим людям.
Введение 2
Глава 1.Понятие профессиональной деструкции. Факторы,
влияющие на образование профессиональной деструкции4
Глава 2.Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений
деформаций личности 8
Глава 3. Профилактика эмоционального выгорания 15
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Распространенной является модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих:
Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.
Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов, как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию.
Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни.
Внутренние (личностные) ресурсы
противодействия профессиональному выгоранию.
К ресурсам личности относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.
Можно выделить четыре уровня личностных ресурсов противодействия выгоранию:
а) Эмоционально-волевой. Эмоциональное противодействие (преодоление) – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний, неполного реагирования и другое.
б) Когнитивный. Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Психологическая компетентность, позитивность и рациональность мышления, гибкость мышления, поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.
в) Поведенческий (деятельностный). Поведенческое (деятельностное) противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности.
3.Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.
4.Духовный уровень. К этому уровню относятся три психологических ресурса.
Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Это активное ожидание и готовность встретиться с тем, что может появиться на свет. Надеяться – значит, в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это рождение не произошло.
Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера – рациональная интерпретация настоящего.
Душевная сила – мужество. Душевная сила – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в иррациональную веру. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет», когда весь мир хочет услышать «да».
Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» можно считать способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведет к ряду профессиональных и личностных деформаций, к числу которых относится синдром профессионального выгорания.
Смысл жизни может быть утрачен «в силу непропорциональности тех психических и личностных затрат, той цены, которую личность платит за свои реальные достижения… Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни… Когда цена бывает слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, личность также перестает испытывать удовлетворение, а это, в свою очередь, разрушает смысл ее жизни».
Обновление смыслов профессиональной деятельности происходит постоянно, обостряясь в периоды кризисов. Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели – все это является факторами преодоления профессионального выгорания. Человеку необходима гибкость в построении новых смыслов, помогающих адаптироваться к изменившимся условиям.
Оптимальный смысл жизни представляет собой генеральную линию жизни, задающую высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогает ему максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать свою жизненную силу.
Внешние (социальные) ресурсы противодействия выгоранию.
К наиболее выраженным внешним ресурсам относятся сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени».
Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде какого-либо увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Напротив, при сильных рабочих стрессах, перегрузке в семье, нехватке либо саморазрушающей трате свободного времени внутренние ресурсы истощаются.
Например, поддержка может являться «сквозным ресурсом», пронизывая все три уровня. В таком случае человек получает поддержку от коллег или начальства на работе, от близких дома и от друзей.
Глава 3. Профилактика эмоционального выгорания.
В настоящее время исследователи в области профессионального выгорания пришли к выводу, что выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки его можно корректировать.
Возможность развития синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработать профилактические меры, которые бы снижали риск выгорания и нейтрализовали его негативные последствия.
Успешная реабилитация детей с ограниченными возможностями напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами специалистов и педагогов, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другое. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами.
Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций.
С другой стороны профессии, относящиеся к категории «человек-человек» относятся к духовно опасным. Взгляд на специалиста или педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет их к эмоциональному выгоранию. Поэтому большое значение для них имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья специалистов и педагогов в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.
Таким образом, синдром профессионального выгорания у представителей различных профессий имеет некоторые особенности, связанные со спецификой профессиональной деятельности.
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны быть направлены на снятие действия стрессора — снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков синдром профессионального выгорания у кого-либо из специалистов представляется необходимым обратить внимание на улучшение условий труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).
Большая роль в борьбе с синдром профессионального выгорания принадлежит, прежде всего, самому работнику.
Соблюдая перечисленные ниже
рекомендации, сотрудник не только сможет
предотвратить возникновение синдром
профессионального выгорания, но и достичь
снижения степени его выраженности.
1) Определение краткосрочных
и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает
обратную связь, свидетельствующую о том,
что человек находится на правильном пути,
но и повышает долгосрочную мотивацию.
Достижение краткосрочных целей — успех,
который повышает степень самовоспитания.
2) Использование тайм-аутов.
Для обеспечения психического и физического
благополучия очень важны тайм-ауты, то
есть отдых от работы и других нагрузок.
Иногда необходимо «убежать» от жизненных
проблем и развлечься, нужно найти занятие,
которое было бы увлекательным и приятным.
3) Овладение умениями и навыками
саморегуляции. Овладение такими психологическими
умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные
акты, определение целей и положительная
внутренняя речь, способствует снижению
уровня стресса, ведущего к выгоранию.
Например, определение реальных целей
помогает сбалансировать профессиональную
деятельность и личную жизнь.
4) Профессиональное развитие
и самосовершенствование. Одним
из способов предохранения от
является обмен
5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни
очень много ситуаций, когда мы не можем
избежать конкуренции. Но слишком уж большое
стремление к успеху в бизнесе создает
тревогу, делает человека излишне агрессивным,
что способствует, в свою очередь, возникновению
синдрома профессионального выгорания.
6) Эмоциональное общение.
Когда человек анализирует свои чувства
и делится ими с другими, вероятность выгорания
значительно снижается или этот процесс
не так явно выражен. Поэтому рекомендуется,
чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях
обменивались мнениями с коллегами и искали
у них профессиональной поддержки. Если
работник делится своими отрицательными
эмоциями с коллегами, те могут найти для
него разумное решение возникшей у него
проблемы.