Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 14:07, реферат
Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать". Активное занятие деятельностью в сфере торговых отношений способствует формированию таких личностных черт, как практицизм, расчетливость, ориентация на личную выгоду, потребительское отношение к другим людям.
Введение 2
Глава 1.Понятие профессиональной деструкции. Факторы,
влияющие на образование профессиональной деструкции4
Глава 2.Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений
деформаций личности 8
Глава 3. Профилактика эмоционального выгорания 15
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Наиболее ярко выгорание проявляется
в случаях, когда коммуникации отягощены
эмоциональной насыщенностью, как правило,
на почве стресса.
Причины СЭВ могут быть классифицированы
на две группы:
1) субъективные (
2) объективные (ситуационные)
напрямую связанные со служебными обязанностями,
например: с увеличением профессиональной
нагрузки, недостаточным пониманием должностных
обязанностей, неадекватной социальной
и психологической поддержкой и т.д.
Стадии синдрома
выгорания
Продолжительная и чрезмерная
функциональная нагрузка при наличии
напряженных межличностных отношений,
имеющих яркую эмоциональную окраску,
является основной предпосылкой формирования
синдрома выгорания. Это происходит постепенно,
в три стадии.
1. Эмоциональное
истощение – первая стадия профессионального
выгорания. Она проявляется в эмоциональном
перенапряжении, чувстве нехватки сил
до конца рабочего дня и на следующий день,
и как результат — в сниженном эмоциональном
фоне. Восприятие приглушается, утрачивается
острота чувств, возникает ощущение «пустоты»,
равнодушие ко всему окружающему, в первую
очередь к профессиональной деятельности.
На этой стадии синдром выгорания еще
может рассматриваться в качестве защитного
механизма, поскольку позволяет человеку
дозировать и экономно расходовать свои
энергетические ресурсы.
2. Затем начинают раздражать люди, с которыми
приходится работать, теряется интерес
к общению. В кругу своих коллег начавший
«выгорать» профессионал с пренебрежением
или цинизмом рассказывает о некоторых
своих клиентах или подчиненных. Это характерно
для второй стадия выгорания – деперсонализации. Она
проявляется в деформации (обезличивании)
межличностных отношений. В одних случаях
повышается негативизм, активизируются
циничные установки и чувства в повседневных
контактах как с коллегами, так и с клиентами.
В других случаях, наоборот, повышается
зависимость от других. Причем «выгорающий»
сам не понимает причины своего раздражения
и начинает искать их вокруг себя, как
правило, на работе.
3. На третьей стадии – редукции
личностных достижений – отмечается
резкое падение самооценки, которое может
проявиться в тенденции к негативному
оцениванию себя, своих профессиональных
достижений и успехов, к редуцированию
собственного достоинства, в негативизме
относительно служебных обязанностей,
снижении профессиональной мотивации,
снятии с себя ответственности, ограничении
своих возможностей и обязанностей в отношении
других. На последней стадии возможны
психосоматические реакции и злоупотребление
психоактивными веществами (алкоголем,
наркотиками).
Так как «выгорание» нарастает постепенно,
человек часто продолжает работать
в том же режиме с тяжелыми психологическими
перегрузками до тех пор, пока не наступят
критические его проявления: физические,
психологические и поведенческие.
К физическим проявлениям
относятся:
— снижение аппетита;
— обострение хронических заболеваний;
— сильная усталость, утомление после
активной профессиональной деятельности,
при этом обычный для человека отдых не
приводит его в норму;
— частые головные боли, постоянные колебания
давления;
— нарушения сна или полная бессонница
и др.
Психологические симптомы
проявляются в:
— повышенной раздражительности, чувстве
усталости и депрессии;
— разочаровании в работе и личной жизни;
— потере самоуважения и уверенности
в себе;
— снижении интереса к работе;
— чувстве неадекватности, безнадежности,
бессмысленности происходящего и необъяснимой
вины;
— частой смене настроения;
— немотивированном беспокойстве о будущем;
— личной отстраненности, то есть значимые
события, происходящие вокруг человека,
вызывают у него слабый эмоциональный
отклик либо просто его не волнуют;
— чувстве несостоятельности, безысходности,
потере веры в завтрашний день и др.
Поведенческие проблемы
могут быть следующие:
— эмоциональные «взрывы», немотивированная
смена настроения;
— пренебрежение профессиональными и
семейными обязанностями;
— снижение самокритичности;
— отрицательный настрой по отношению
к выполняемой работе, отсутствие инициативы,
мотивации;
— падение продуктивности труда;
— ограничение общения с коллегами, друзьями
и знакомыми;
— трудности при общении с окружающими,
появление негативного отношения к клиентам;
— утрата чувства юмора, негативное отношение
к себе;
— злоупотребление алкоголем, никотином,
кофеином и др.
Наличие у человека одного или нескольких
таких признаков указывает на начавшийся
процесс «выгорания».
Такая участь может постигнуть не только
одного человека, но и целый коллектив.
Выгорающий коллектив можно опознать
по следующим симптомам:
— высокая текучесть кадров (частая смена
персонала);
— низкая вовлеченность сотрудников в
работу;
— поиск сотрудниками «виновного во всех
грехах»;
— появление группировок среди сотрудников
(часто это парные группировки);
— режим зависимости, который проявляется
в виде гнева на руководство или своей
беспомощности и безнадежности в различных
ситуациях;
— недостаток сотрудничества, взаимопомощи
среди коллег;
— прогрессирующее падение инициативы
и трудовой дисциплины;
— рост чувства неудовлетворенности от
работы;
— проявления негативизма относительно
роли или функции отдела или организации
в целом.
Чем больше признаков и чем ярче они выражены,
тем серьезнее ситуация.
Таким образом, синдром выгорания не только
негативно сказывается на профессиональной
деятельности, но и в целом снижает качество
жизни человека.
Профилактика синдрома
выгорания
Профилактика СЭВ должна быть
комплексной и вестись в разных направлениях.
Руководитель может помочь своему подчиненному
в этом нелегком деле — борьбе с эмоциональным
выгоранием. Например:
1. Предельно четко разъяснить
каждому сотруднику его место
в структуре, функции, права и
должностные обязанности.
2. Отслеживать особенности отношений
между сотрудниками и создавать благоприятный
психологический климат в коллективе.
Доброжелательные деловые отношения между
коллегами предпочтительнее перед строгим
соблюдением субординации.
3. Обговаривать с сотрудниками
перспективы их
4. Выработать традиции во всем: деловой
стиль одежды, еженедельные совещания
с коллегами, совместный коллективный
отдых и пр.
5. Структурировать работу и организовать
рабочие места так, чтобы дело стало значимым
для исполнителя.
6. Обсудить с сотрудником возможность
перехода в смежную профессиональную
область, чтобы его прежние знания, умения
и навыки нашли новое применение.
7. Создать в организации
8. Сделать акцент не на том, что сотрудник
уже знает, умеет, освоил, а на том, что
является для него направлением роста,
чтобы профессия стала восприниматься
как инструмент развития.
9. Оказывать помощь вновь
10. Оптимизировать
11. Особое значение имеют
12. При этом для руководителя
не менее важно заниматься
самообразованием и
Как и во многих других случаях,
спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Для борьбы с эмоциональным выгоранием
нужно, чтобы сам человек изменил позицию
«жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина
своей жизни», который сам несет ответственность
за все, что с ним происходит, а значит,
сам довел (или позволил довести) себя
до такого состояния. А помочь при этом
могут следующие способы:
1. Постановка реальных целей, достижение
определенных результатов, что повышает
долгосрочную мотивацию. Нельзя
«объять необъятное». Правильно
расставленные приоритеты и
2. Наличие достаточных перерывов во время
работы на отдых и еду. Сверхурочная работа,
а также работа дома после окончания рабочего
дня, во время выходных и отпусков — это
повышение степени риска развития СЭВ.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции.
Доступные способы — это прогулки, тренажерный
зал, общение с природой, искусством, которые
позволяют расслабиться и отвлечься.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование.
Одним из способов предохранения от СЭВ
является обмен профессиональной информацией
с коллегами или представителями других
служб. Сотрудничество дает ощущение более
широкого мира, чем тот, который существует
внутри отдельного коллектива. Для этого
с успехом используются различные курсы
повышения квалификации, конференции
и др.
5. Исключение ненужной
6. Эмоциональное общение. Когда человек
анализирует свои чувства и делится ими
с другими, если есть поддержка близких
людей, «чувство локтя» в коллективе вероятность
«выгорания» значительно снижается. Рекомендуется,
чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях
обменивались мнениями с коллегами, искали
у них профессиональную поддержку. При
этом, во-первых, снижается психоэмоциональное
напряжение, а во-вторых, общими усилиями
они могут найти разумное решение возникшей
проблемы или трудной ситуации.
7. Поддержание хорошей физической формы.
Доказана тесная связь между состоянием
тела и разумом. Хронический стресс воздействует
на человека. Очень важно поддерживать
хорошую физическую форму с помощью физических
упражнений, сбалансированного регулярного
питания и полноценного сна не менее 7-9
ч в сутки.
Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать
следующим правилам:
— стараться рассчитывать и обдуманно
распределять свои нагрузки;
— научиться переключаться с одного вида
деятельности на другой;
— проще относиться к конфликтам на работе;
— не пытаться всегда и во всем быть первым,
лучшим и т.д.
Итак, «синдром профессионального
выгорания» — процесс, при котором ежедневное
воздействие факторов стресса, связанных
с оказанием помощи другому человеку,
постепенно приводит к проблемам с собственным
здоровьем психологического и физического
характера. Он может затронуть не только
отдельного сотрудника, но и организацию
в целом. Профилактика СЭВ, основанная
на рассмотренных принципах, должна способствовать
улучшению социально-психологического
климата и эмоционального состояния в
трудовых коллективах, повышению удовлетворенности
трудом у работников судебной системы.
Эмоциональное выгорание
не болезнь и не диагноз (хотя есть и противоположная
точка зрения), а тем более не приговор.
Так что чем раньше начать с ним борьбу,
тем она будет эффективнее и перспективнее.
А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить.
Украшают и обогащают жизнь интересное
общение, искусство, музыка, литература,
природа, юмор. В зависимости от того, как
человек относится к себе и к своей жизни,
он будет либо «звездой», либо «свечкой»,
чья участь — гореть и плакать.
Приложения 2
Семинар - тренинг по профилактике эмоционального (профессионального) выгорания педагогов.
Цель семинара: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов и специалистов.
Задачи семинара:
• актуализировать процесс самоанализа сотрудников;
• познакомить с приемами саморегуляции;
• научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;
• оптимизировать самооценку педагогов и специалистов;
• снять эмоциональное напряжение;
• сформировать позитивное мышление (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Материалы и оборудование:
— интерактивная доска, проектор или компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдовой презентации (теоретическая часть семинара);
— слайдовая презентация; — заранее приготовленные картинки из журналов для проведения разминки (упражнение 1 «Картинка»);
— карточки с незаконченными фразами для проведения упражнения 3 «Откровенно говоря»
— калоши, желательно цветные и большого размера, и карточки с ситуациями;
рефлексивный кубик (см. приложение 3 на диске) к упражнению 5 «Калоши счастья»;
— заранее нарисованное дерево на ватмане, магнитная доска, листочки двух цветов к упражнению 6 «Плюс-минус»;
— магнитофон и записи спокойной релаксационной музыки (на данном семинаре были использованы музыкальные композиции альбома «Эолия. Любовь на ветру»), релаксационный текст, бумага формата А4, фломастеры, карандаши, маркеры к упражнению 7 «Сад моей души»;
— заранее приготовленные карточки с аффирмациями к упражнению 8 «Моя аффирмация»
— заранее распечатанная анкета для учителей «Обратная связь»
— памятки-буклеты
Условия реализации: специально оборудованный кабинет психолога с приглушенным освещением, мягкими стульями.
Участники: педагоги, специалисты, работающие с детьми родителями.
Ход семинара - тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания
1. Разминка (10 мин.)
Упражнение «Картинка» Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.
Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.
Инструкция. Выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились. Расскажите, почему вы выбрали эти картинки. (Учителя объясняют свой выбор.)