Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление особенности профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста. Задачи:
1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературе по проблеме исследования.
2.Изучить особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
3.Разработать и апробировать программу психологической профилактики и преодоления конфликтов детьми младшего школьного возраста
4.Оценить эффективность предложенной профилактической программы.

Содержание работы

Введение
Глава Ι. Теоретические основы исследования профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.3.Специфика психологической профилактики конфликтного поведения детей
Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы
2.2 Программа психологической профилактики конфликтов в классном коллективе младших школьников
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

преодоление конфликтов в доу.docx

— 113.35 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение 
Глава Ι. Теоретические основы исследования профилактики  конфликтного поведения детей  младшего школьного возраста 
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания 
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 
1.3.Специфика психологической профилактики  конфликтного поведения детей 
Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование профилактики  конфликтного поведения детей  младшего школьного возраста 
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы 
2.2 Программа психологической профилактики  конфликтов в классном коллективе младших школьников 
2.3 Анализ результатов исследования 
Заключение  
Список используемой литературы

Введение

Актуальность данной проблематики обусловлена постоянным интересом психологов и педагогов (Выготский Л.С., Леонтьв А.А., Макареноко А.С. и другие) к изучению причин возникновения конфликтов в педагогическом взаимодействии учителя и учеников, к поиску эффективных способов их преодоления. 
Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности, а управление - не исключение и, возможно, достаточно яркий пример, и даже одна из причин возникновения конфликтов.  
Конфликты на работе знакомы слишком многим. Организации с идеальными взаимоотношениями между сотрудниками, департаментами и собственниками встречаются в жизни так же часто, как и все идеалы. 
Конфликты закономерно приходят в нашу жизнь. Меняется жизнь, и меняются причины и формы конфликтов. Они могут ожидать нас в каждой встрече с новым человеком или с новой ситуацией. Избежать их невозможно, они необходимы для развития, для роста, иначе наступает застой. Межличностные отношения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию.  
Конфликтовать конструктивно — значит выявлять разногласия или противодействия, чтобы направить усилия всех конфликтующих сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей эти разногласия и противодействия; Техника созидательного управления конфликтом — полезнейший инструмент, который мобилизует творческий потенциал, освобождает человека от имеющихся личностных ограничений и облегчает выбор наилучшего варианта поведения.  
Эмоциональное состояние во время конфликта характеризуется нерешительностью и напряженностью, которые являются результатом несовместимых внутренних требований. Чтобы понять свои ощущения, позиции и привычные реакции по отношению к возникшему конфликту, необходимо задать самому себе некоторые вопросы. Поиск ответов на них способствует развитию самосознания и восстановлению целостности личности.  
Актуальность данной работы заключается в исследовании динамики отношений ученика и учителя в процессе возрастного развития младшего школьника на этапе формирования учебной деятельности. Представляется важным специальный анализ основного противоречия в отношениях учителя и ученика в первой фазе младшего школьного возраста, а также изучение специфики построения и разрешения продуктивного конфликта отношений как основного механизма развития детско-взрослых отношений в рамках нормативного развития возраста.  
Цель: выявление особенности  профилактики  конфликтного поведения детей  младшего школьного возраста. 
Объект: конфликтное поведение   в младшем школьном возрасте. 
Предмет: профилактика конфликтного поведения детей  младшего школьного возраста. 
Гипотеза: в младшем школьном возрасте у детей формируются дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит учителю, объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. 
Задачи:  
1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературе по проблеме  исследования. 
2.Изучить особенности конфликтного поведения  детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. 
3.Разработать и апробировать программу психологической профилактики и преодоления конфликтов детьми младшего школьного возраста 
4.Оценить эффективность предложенной  профилактической  программы. 
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов  работы в практической деятельности педагогов в начальной школе. 
Методы:  
1.Теоретические:  изучение психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов; 2.Эмпирические: беседа, эксперимент (констатирующий, преобразующий (формирующий) и контрольный), метод количественного и качественного анализа полученных данных.  
Исследование было проведено на базе средней общеобразовательной школы №21 г. Ставрополя. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста 7-8 лет (экспериментальная группа 10 человек и контрольная группа 10 человек). 
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы. 
Этапы исследования: 
1. Подготовительный - на данном этапе осуществлялся подбор и анализ литературы по данной теме, постановка цели, задач, объекта, предмета. 
2. Экспериментальный этап исследования - осуществлялся в рамках констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. 
3. Итоговый  – итоговый срез экспериментальной работы, анализ и сравнение результатов исследования, оформление работы. 

 

 

Глава Ι. Теоретические основы исследования профилактики  конфликтного поведения детей  младшего школьного возраста

1.1 Определение  конфликта, содержание, типы и способы  протекания 

Для того, чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Бесполезно рассказывать о технологии использования конфликта, человеку, который имеет лишь житейское представление о конфликтном процессе. 
Конфликт — чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни — между людьми, социальными группами, классами, государствами [5;  122]. 
Поскольку наше исследование касается межличностных (и межролевых) отношений в сфере образования, и мы работаем на стыке педагогики, психологии и социологии, нельзя не отметить, что понятие «конфликт» употребляется нами в широкой трактовке — в него включаются такие явления, как разногласия, противоречивые намерения, несовпадающие установки и экспектации (ожидания), соревнование, конкуренция, враждебность и другие подобные противоречивые отношения и действия. 
Конфликт (лат. coflictus — столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие. Существуют различные определения конфликтов, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает  форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия.  Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения.  
Так, например, межличностный (межгрупповой) конфликт можно определить как ситуацию, в которой взаимодействующие люди или преследуют несовместимые цели, или придерживаются несовместимых (взаимоисключающих) ценностей и норм, или одновременно стремятся в острой конкурентной борьбе к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.  
Конфликты могут протекать в двух взаимосвязанных формах — противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон (на индивидуальном и групповом уровнях). Характер межличностных (и межролевых) отношений проливает свет на внутренний (социально-психологический) механизм, состояние и направление развития сферы образования.  
Конфликтность отношений между педагогами и учащимися начальных классов — весьма распространенное явление. Можно успокаивать себя мыслью, что конфликты с хорошими учителями стимулируют поисковую активность школьников, это, мол, конструктивные конфликты, а с плохими — деструктивные конфликты, они приводят к развитию отрицательного отношения к учителю, школе, учению [7;  194]. 
Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия [5;  123]. 
Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса. 
Типологическое подразделение конфликтов:

  • "подлинный" — когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;
  • "случайный или условный" — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
  • "смещенный" — когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением конфликтных истинных отношений, но в какой-л. символической форме;
  • "неверно приписанный" — когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;
  • "скрытый" — когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;

"ложный" — конфликт, не имеющий объективных оснований  и возникающий в результате  ложных представлений или недоразумений [12;  22]. 
Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна. 
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы. 
То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

  • Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.   Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.

В практике социального педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива. 
На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития . 
Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личность, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им  умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову “конфликт”, в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних [10;  54]. 
Большинство ученых считает, что конфликт – это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Другие определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством как явление создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе школьников, старшеклассников особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю борьбу, порождающую внешние, объективно данные противоречия, как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов, как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения [8;  14]. 
Установлено, что противоречия, возникающие среди младших школьников, не всегда приводит к конфликту. От умелого и чуткого педагогического руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение конфликта зависит подчас от той позиции, которую занимает педагог по отношению к ней (авторитарная, нейтральная, избежание конфликтов целесообразное вмешательство в конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать – своеобразная “техника безопасности” педагогической деятельности. 
Различают два подхода в подготовке к разрешению конфликтов:

  • изучение имеющегося передового педагогического опыта;
  • второй – овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их предупреждения и преодоления; (путь более трудоемкий, но более эффективный, так как дать “рецепты” на всевозможные типы конфликтов невозможно).

В.М.Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:

  • позиция авторитарного вмешательства в конфликт – педагог, не будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
  • позиция нейтралитета – педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
  • позиция избежания конфликта – педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
  • позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.

Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать и управлять конфликтом. 
Однако педагогу достаточно часто не хватает культуры и техники взаимодействия с воспитанниками, что приводит к взаимному отчуждению. Человек с высокой техникой общения характеризуется стремлением не только верно разрешать конфликт, но и понять его причины. Для разрешения конфликтов среди младших школьников весьма уместен метод убеждения как путь примирения сторон. Он помогает показать младшим школьникам нецелесообразность некоторых форм, которые они используют для разрешения конфликта (драки, присвоение кличек, запугивание и т.п.). В то же время педагоги, используя этот метод, допускают типичную ошибку, ориентируясь только на логику своих доказательств, не учитывая взглядов и мнений самого младшего школьника. Ни логика, ни эмоциональность не достигают цели, если педагог игнорирует взгляды и опыт воспитанника [15;  78].

  • По своей направленности конфликты делятся на следующие виды:
  • социально-педагогические – они проявляются как в отношениях между группами, так и с отдельными людьми. В основе этой группы лежат конфликты – нарушения в области взаимоотношений. Причины взаимоотношений могут быть следующими: психологическая несовместимость, т.е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающего у одной из сторон или одновременно у каждой из них неприятные эмоциональные состояния. Причинами может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих;
  • психолого-педагогические конфликты – в их основе лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений;
  • социальный конфликт – ситуативные конфликты от случая к случаю;

психологический конфликт – происходит вне общения с людьми, происходит внутри личности [14;  198]. 
Выделяют конфликты по степени их реакции на происходящее:

  • быстротекущие конфликты – отличаются большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих. Иногда такого рода конфликты заканчиваются тяжелыми и трагическими исходами. В основе таких конфликтов чаще всего лежат особенности характера, психического здоровья личности;
  • острые длительные конфликты – возникают в тех случаях, когда противоречия достаточно устойчивые, глубокие, труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Разрешать такие конфликты непросто;
  • слабовыраженные вялотекущие конфликты – характерны для противоречий, носящих не очень острый характер, либо для столкновений, в которых активна только одна из сторон; вторая стремится обнаружить четко свою позицию или избегает, по мере возможности, открытой конфронтации. Разрешение такого рода конфликтов сложно, многое зависит от инициатора конфликта.
  • слабовыраженные быстропротекающие конфликты – наиболее благоприятная форма столкновения противоречий, однако легко спрогнозировать конфликт можно только в том случае, если он был единственный. Если после этого появляются подобные конфликты внешне протекающие мягко, то прогноз может быть неблагоприятным.

Различают конфликтные педагогические ситуации по времени: постоянные и временные (дискретные, одноразовые); по содержанию совместной деятельности: учебные, организационные, трудовые, межличностные и др.; по сфере психологического протекания: в деловом и неформальном общении. Деловые конфликты возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые – на основе противоречий в личностных интересах. Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы и т.п. [12;  32].

  • В конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным формам защитного поведения:
  • агрессия (проявляется в конфликтах по “вертикали”, т.е. между учеником и учителем, между учителем и администрацией школы и т.п.; она может быть направлена на других людей и на самого себя, нередко принимает форму самоунижения, самообвинения);
  • проекция (причины приписываются всем окружающим, свои недостатки видятся во всех людях, это позволяет справиться с излишним внутренним напряжением);
  • фантазия (что не удается выполнить в реальности, начинает достигаться в мечтах; достижение желаемой цели происходит в воображении);
  • регрессия (происходит подмена цели; снижается уровень притязаний; при этом мотивы поведения остаются прежними);
  • замена цели (психологическое напряжение направляется в другие области деятельности);
  • уход от неприятной ситуации (человек неосознанно избегает ситуации, в которых потерпел неудачу или не смог осуществить выполнение намеченных задач).
  • В динамике развития конфликта существует ряд стадий:
  • Предполагающая стадия – связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся: а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи; в) инфорационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью. Отсутствие необходимой информации в широких общественных масштабах провоцирует появление слухов, домыслов, порождает тревогу (у подростков – увлечение рок-музыкой, как наркотиками); г) разные способности, возможности, условия жизни – все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку. Главное, чтобы в любом классе, коллективе, группе никто не чувствовал себя обделенным, “человеком второго сорта”; д) стиль организации жизни и управления коллективом.
  • Стадия зарождения конфликта – столкновение интересов различных групп или отдельных людей. Оно возможно в трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.
  • Стадия созревания конфликта – столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к “атаке” или к “отступлению” от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения. О созревании конфликта может свидетельствовать и психологическая атмосфера коллектива, группы.

Информация о работе Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста