Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление особенности профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста. Задачи:
1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературе по проблеме исследования.
2.Изучить особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
3.Разработать и апробировать программу психологической профилактики и преодоления конфликтов детьми младшего школьного возраста
4.Оценить эффективность предложенной профилактической программы.

Содержание работы

Введение
Глава Ι. Теоретические основы исследования профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.3.Специфика психологической профилактики конфликтного поведения детей
Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы
2.2 Программа психологической профилактики конфликтов в классном коллективе младших школьников
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

преодоление конфликтов в доу.docx

— 113.35 Кб (Скачать файл)

-    корректировка результатов педагогического воздействия; 
-    самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.

  • Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:
  • высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
  • открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;

информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;

  • демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.

Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение [17;  101].

  • Приведем ряд ситуаций и поведение социального педагога при их возникновении:
  • невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня “трудности” материала и др.);
  • неправильное выполнение учебных поручений скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);
  • эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);
  • эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).

В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.

  • Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
  • воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
  • не делать поспешных выводов;
  • при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
  • научиться ставить себя на место другой стороны;
  • не давать конфликту разрастись;
  • проблемы должны решаться теми, кто их создал;
  • уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
  • всегда искать компромисс;
  • преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
  • Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

Выводы к 1 главе 
Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. 
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами.

  • Теоретический анализ психолого-педагогической конфликтологии приводит к следующим предварительным выводам:
  • в основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может носить конструктивный и деструктивный характер;
  • у большинства педагогов сохраняется настороженное отношение к конфликтам среди учащихся;
  • конфликтов не следует “бояться”, поскольку они закономерны;
  • конфликты среди подростков в силу их возрастных особенностей- явление распространенное и обычное;
  • к конфликту часто приводит высокий эмоциональный “накал” в общении;
  • причиной конфликта может служить утверждение своего “Я”;
  • внутриличностный конфликт может стать причиной межличностного конфликта;
  • вмешиваться педагогам в конфликт целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько для оказания помощи подростку в познании самого себя, своего товарища, своего учебного коллектива;
  • прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;
  • конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия;
  • социальному педагогу необходимы глубокие специальные знания для успешного управления конфликтами среди подростков.

Конфликты могут инициироваться не только объективными, но и субъективными условиями. К объективным обстоятельствам относится, то, что существует более или менее независимо от педагогического процесса, и что создает потенциальную возможность конфликта. Субъективные условия составляют уровень воспитанности и развития детей, осознание степени конфликтности ситуации ее участниками, их морально-ценностные ориентации.

 

Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование преодоления конфликтов в классном коллективе младших школьников

2.1 Методика и  организация опытно-экспериментальной  работы 

 Изучив и проанализировав  особенности преодоления конфликтов  в коллективе учащихся  начальных классов, попробуем экспериментально выявить обоснованность применения адаптационной модели по формированию безконфликтных межличностных отношений младших школьников. Данное исследование проводилось в 3 этапа.

  • Констатирующий эксперимент, выявили особенности формирования коллектива в начальной школе в экспериментальном классе.
  • На формирующем этапе эксперимента использовали программу формирования коллективных отношений в экспериментальном классе.
  • Контролирующий эксперимент: провели ещё один контрольный срез, целью которого является сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента.

Экспериментальная база исследования: 2 «В» класс СОШ № 21 г.Ставрополя в количестве 24 детей. 
Были поставлены следующие задачи:

  • - создать атмосферу и условия для самораскрытия личности  каждого ребенка;
  • - обеспечить школьников средствами самопознания;
  • - повысить представления школьника о собственной значимости;
  • - преодоление отрицательных эмоций по отношению друг к другу.
  • Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе.
  • Определить основные мотивы, лежащие в остове общения ребенка со сверстниками.
  • Определить степень устойчивости избирательных отношений между детьми.
  • Изучить роль учителя в развитии взаимоотношений детей младшего школьного возраста.

Чтобы процесс самораскрытия развивался постепенно и естественно, без давления,  курс  занятий был разделен на три этапа: 
1. Налаживание контакта  с детьми. 
2. Сплочение плюс первые элементы самораскрытия. 
3. Более глубокое самораскрытие и самопознание личности каждого ребенка. 
Примерная структура каждого занятия была такой: 
1. «Разогревающие» игры, упражнения, направленные на налаживание контактов друг с другом, на создание положительной эмоциональной атмосферы; 
2.  Беседа в кругу о предыдущем занятии, обсуждение результатов письменных тестов, заданий каждого ребенка, сделанных на прошлом занятии, мое объективное мнение о характере каждого ребенка, советы над чем надо работать. 
3. Двигательные игры, упражнения на сплочение. 
4. Психодиагностика (рисуночные тесты, беседа, методики, сочинения), выполнение устных заданий, направленных на самораскрытие личности. 
5. Обратная связь. 
Продолжительность каждого занятия - 90 минут. 
МЕТОДИКА  ИССЛЕДОВАНИЯ. 
Одной из наблюдающихся в психологии тенденций является комплексное применение ряда методических приемов в рамках одного исследования. В ходе работы использовались сочинения, различные методики, опросники, рисуночные тесты, наблюдение, беседа, упражнения. 
Основными методами в моем исследовании были: 
- наблюдение 
- психодиагостика 
- доверительная беседа 
- обратная связь  
Такие методы, как  двигательные упражнения, упражнения на сплочение использовались как вспомогательные, в совокупности с другими методами, хотя применялись на всех этапах и на всем протяжении исследования. 
Наблюдение. 
Этот метод является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмперических данных. Невмешательство психолога в ситуацию выступает важной характеристикой метода и очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения.

Социометрический срез  “Моя группа”.

Социометрический срез, анкета и опросник были использованы в начале занятий для сбора первичных данных.  Метод социометрического среза помог в изучении структуры личных отношений в группе детей, в определении социального статуса каждого школьника. Социометрический срез позволяет определить популярность одних школьников и непопулярность других, выявить наличие малых групп и характер внутрегрупповых и межгрупповых отношений.

Тесты на самооценку, самоотношение.

Для выявления самооценки и самоотношения использовались разные методики: методика “Кто я?”, сочинение о себе. 
“Кто я?” Цель этой методики состоит в выявлении социальной роли ребенка, особенностей  его характера, жизненных перспектив. Я проводила эту методику, что бы понять, кем они себя считают, какие суждения ставят на первое место, какие на последнее. 
Сочинение о себе.  
Перед сочинением я дала такое задание: “напишите несколько слов о себе, о своем характере”. Цель этого задания - выяснить как оценивают себя школьники, о каких сторонах характера больше упоминают, о сильных или о слабых, а затем выяснить как хорошо они друг друга знают (после написания самохарактеристик они вслух зачитываются, и все должны понять, кто его написал). 
Для того, чтобы узнать межличностные отношения в классе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д. 
Младшие школьники,  с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями. 
Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. 
Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается. 
Из всего можно сделать вывод, что сам по себе класс не будет дружным. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Учитель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.

2.2 Программа психологической  профилактики  конфликтов в классном коллективе младших школьников 

 Далее  была проведена серия  игр.

а) начало работы

В своей работе для изучения личности младшего школьника использовалось 3 рисуночных теста: автопортрет, несуществующее животное, семья. Эти тесты выявляют яркие индивидуальные отличия детей и позволяют наиболее глубоко понять душевное состояние человека, его видение мира, социальную ориентацию. Мы использовали эти методики не только для того, чтобы изучить личностные особенности и отклонения детей, но и для того чтобы рассказать им какие у них проблемы, над чем им надо работать в дальнейшем. То есть после интерпретации  с ними проводилась беседа и ознакомление их с  анализом их рисунков, что дает стимул к дальнейшему их самовоспитанию.  
В соответствии с темой работы я провела социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским. Мы провели с детьми игру «Секрет», в основу которой положена методика «выбор в действии».

Методика проведения игры

Перед началом игры я давала каждому ребенку инструкцию: «Сейчас я дам тебе три игрушки. Ты можешь положить их те детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить и тем детям, которых нет сегодня». Результаты заносились в заранее заготовленную матрицу.  
Доверительная беседа 
Доверительное общение наряду с другими своими функциями может выступать в качестве исходной внешней формой познания личности самой себя, своих черт, особенностей, переживания. Доверительная беседа, тема которой является личность одного из партнеров, позволяет одному  партнеру более глубоко осмыслить те или иные свои поступки, характерные черты, стимулирующие процессами познания.  
Доверительная беседа проводилась в середине занятий в два этапа: 
1. Обсуждение результатов заданий детей, сделанных на предыдущем занятии. То есть я даю им информацию, стимул к размышлению.  
2. Выполнение устных заданий, направленных на самораскрытие личности каждого ребенка. 
Таким образом, можно предположить, что самоанализ и самопознание являются в значительной степени продуктом доверительного общения личности со значимыми другими. 
Любое наше действие всегда, так или иначе, отражается в ответных поступках людей, окружающих нас. Человек постоянно находится в системе взаимных действий самых разных субъектов общения. Но грамотно выстроить общение удается тому, кто не только помнит об ответных реакциях, но и заранее планирует и просчитывает их. С этой точки зрения сам процесс человеческих взаимодействий напоминает партию в шахматы. 
Совместная деятельность, как правило, рассматривается как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на освоение объектов материальной и духовной культуры. 
Для формирования положительных взаимоотношений младших школьников более эффективным является игровой метод. Развитие групповой активности в предложенной нами подборке игр основано на определении места каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения, на нахождении новых путей для сотрудничества, на умении доверять и доверяться. Все это в совокупности развивает в человеке способность ориентироваться в новой обстановке, не боясь показаться смешным. 
Эти игры помогают ребёнку: 
- лучше узнать себя самого, понять свое отличие от других; 
- найти и укрепить новые средства и пути для взаимной поддержки людей в групповом взаимодействии; 
- развивать такие способности, которые одновременно учат и лидирующей роли, и роли рядового участника в ситуациях группового решения; 
- развивать способность к открытому взаимодействию с миром, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Информация о работе Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста