Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление особенности профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста. Задачи:
1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературе по проблеме исследования.
2.Изучить особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
3.Разработать и апробировать программу психологической профилактики и преодоления конфликтов детьми младшего школьного возраста
4.Оценить эффективность предложенной профилактической программы.

Содержание работы

Введение
Глава Ι. Теоретические основы исследования профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.3.Специфика психологической профилактики конфликтного поведения детей
Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы
2.2 Программа психологической профилактики конфликтов в классном коллективе младших школьников
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

преодоление конфликтов в доу.docx

— 113.35 Кб (Скачать файл)

УПР.1 
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? 
Начните игры данного блока с простой и достаточно интерактивной игры. Вам понадобится мяч. Игра проходит в два этапа. 
I ЭТАП. Участники образуют круг. Ведущий бросает мяч и называет имя того, кто ловит подачу. Затем этот участник также называет имя игрока и бросает ему мяч. ( Важно, чтобы мяч обязательно пролетал через внутригрупповое пространство! ) Так до тех пор, пока имя каждого не будет названо. Последний человек называет имя ведущего, и круг замыкается. А теперь повторите эту процедуру и уточните, все ли игроки запомнили, от кого пришел к ним мяч , и к кому был отправлен? 
II ЭТАП. Мяч отправляется вновь по кругу в той же последовательности. Однако, когда 3-4 игрока уже назвали своего адресата, ведущий достает другой мяч ( игрушку ) и отправляет ее по тому же кругу ( при этом первый мяч должен дойти до конца своего пути, т.е. до ведущего ). И так поочередно в путь отправляются все 5-6 мячей или игрушек . 
В какой-то момент в воздух одновременно взлетают яркие цветные мячи, зайцы, и все это сопровождается именами тех, кто стоит в кругу. 
ОБСУДИТЬ: трудно ли было следить за "связующими нитями"? Что отвлекало? Что вызывало опасение? Пришло ли чувство уверенности, если " да ", то с чем оно было связано ? и т.д. 
УПР.2 
КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ 
В данной игре выявляются лидерские способности участников, характер взаимоотношений в группе, а также личностно-ролевой потенциал группы. 
ФОРМА ИГРЫ: индивидуальная, парная, групповая. 
ЗАДАНИЕ: Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы чудом спаслись и оказались в лодке посреди Тихого океана. Все, что осталось у вас - это 15 предметов. Ваша задача: выбрать самые необходимые, чтобы спастись с их помощью. 
СИТУАЦИЯ 1. Один в лодке (табл., графа 1): проанализируйте эти предметы по степени важности. Напротив самого важного предмета проставьте цифру 1,  напротив второго по значимости - 2 и т.д. Время заполнения 5-7 минут. 
СИТУАЦИЯ 2. Двое в лодке (графа 2). Вы спаслись вдвоем. 
Проделайте аналогичную работу. Причем результаты ранжирования должны быть одинаковыми у вас и у вашего партнера. Время работы 10 минут. 
СИТУАЦИЯ 3. Все в лодке (графа 3). Попробуйте прийти к 
общему решению и проранжировать предметы, необходимые для скорейшего спасения. Время-12 минут.

 
Предметы в лодке

В лодке

Эксперты

Ошибки

Лидерство

 

один

двое

все

 

одного

двух

всех

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Секстант

               

Лупа

               

Канистра с водой (пресной)

               

Москитная сетка

               

Аварийный запас продуктов - 1 ящик

               

Карта Тихого океана

               

Надувная подушка

               

Канистра с горючим (8 литров мазута)

               

Транзисторный приемник

               

Светонепроницаемый пластмассовый лист

               

Медицинский спирт (1л)

               

Нейлоновый шнур (10м)

               

Коробка шоколада

               

Рыболовные снасти

               

ИТОГО:

               

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Прежде всего мы должны записать, как ранжируют эти предметы эксперты-специалисты по спасению людей ( графа 4 ): лупа ( 1 по значимости и т.д. ), канистры с пресной водой, аварийный запас продуктов- жизненно необходимые предметы; коробка шоколада, светонепроницаемый лист, рыболовные снасти, нейлоновый шнур, медицинский спирт - менее важные; надувная подушка, москитная сетка, карта Тихого океана, транзисторный  приемник, средство для отпугивания акул,  секстант- бесполезные. 
Эксперты считают, что в первую очередь необходимо подать о себе знать. Для этого нужно вылить мазут за борт, отплыть на безопасное расстояние, лупой навести солнечный луч на  пятно мазута и поджечь его. Столб черного дыма виден на расстоянии 40-50км. Теперь вам понадобится пресная вода, продукты, шоколад и т.д. 
ПОДСЧЕТ ОШИБОК. Высчитайте разницу ( из большего вычесть меньшее ) : и занесите разницу в графу 7. 
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Подсчитайте итоговые суммы по графам 5, 6, 7 ( отдельно ). 
Если итоговая сумма не превышает 60 баллов, то вы спаслись. Если же итоговая сумма превысила 60 баллов, то - увы... 
Для оценки лидерских качеств (графа 8), необходимо высчитать разницу между " ошибками всех и " ошибками одного " (графы 5,7). Запишите результаты и общий итог. Вы набрали :  
- менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными          лидерскими качествами; 
- 20 30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства; 
- 30-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять; 
- больше 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма. 
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: всегда ли хорошо, когда человек обладает лидерскими качествами? Как вы утонули: один, в паре, вместе со всеми? И другие. 
УПР. 3 
ИМПУЛЬС ( " цепная реакция " ) 
Участники образуют круг, держась за руки. Ведущий быстро, несильно, но ощутимо сжимает руку соседа справа или слева. Тот так же пожимает руку своего соседа и т.д. Пожатие переходит от одного к другому, пока не вернется к ведущему. Повторяется та же процедура, но в другую сторону. 
Задание усложняется : при передаче импульса вправо, игрок озвучивает свое участие междометием " Эх ! ", а влево- " Ух ! " , Если импульсы справа и слева " встречаются " на каком-либо игроке, то он восклицает " Хо -Хо! " и автоматически пожатием рук отправляет импульсы обратно по кругу. 
ОБСУЖДЕНИЕ: трудно ли следить за импульсом ? Легко ли озвучивать свое участие ? Как чувствует себя человек, на котором замкнулись импульсы с обеих сторон ? Что мы ощущаем, если сбиваемся ? и т.д. 
УПР. 4 
СКАЗКА О ТРОЙКЕ. 
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий сообщает задание : тройка должна выработать общее решение - в какой цвет покрасить забор ( или назначить место встречи и т.д. ). Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного из каналов восприятия или передачи информации: 
- А - игрок А слепой, зато он слышит и говорит; 
- В - игрок В глухой, но может видеть и двигаться; 
- С - игрок С паралитик: он все видит и слышит, но при этом не может двигаться и говорить. 
Для полноты ощущений предложите участникам завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу и т.д. А вот теперь - за переговоры! 
ОБСУЖДЕНИЕ: Какие чувства испытывает человек, обделенный в плане общения ? Как можно помочь этим людям ? Какую стратегию изберут участники в достижении цели ? 
УПР. 5 
АНТИКИЛЛЕР ( МАФИЯ ) 
Участникам раздаются карточки с названием роли; одному из игроков достается роль киллера. Все закрывают глаза - "наступила ночь", а киллер указывает ведущему, кто из игроков станет жертвой. "Утром " ведущий сообщает , кто убит. Игрокам предстоит найти среди них киллера. При этом должны соблюдаться два условия :

  1. Одновременно должны два человека заявить свои версии на то, кто является киллером.
  2. Выступления этих правдоискателей сопровождается словами: "Я хочу сделать признание...".

 

  Возникают следующие  варианты развития сюжета: 
а) оба игрока называют одного и того же человека - киллера, т.е. версии оказались верными. В этом случае киллер " умирает "- покидает круг, но в ближайшую ночь он назначает своего преемника; 
б) оба игрока показывают на разных людей. В этом случае умирают сами правдоискатели, даже если один из названных действительно был киллером ( о чем знает он сам и ведущий ). 
ОБСУЖДЕНИЕ: какие чувства испытывает человек, делающий признание и не уверенный до конца в своей правоте? Что испытывает изобличаемый? Как чувствует себя невинный человек , которого обвинили в убийстве? и другие. 
УПР.6 
РОЯЛИСТЫ И АНАРХИСТЫ 
Игровое поле становится королевством. Выбирается король или королева. В руки ему дается символ власти: мяч. Король неподвижен, т.е. они не могут передвигаться по полю. Остальные- анархисты - свободны в своих передвижениях. Однако король имеет возможность привлекать анархистов на свою сторону, делая их убежденными сторонниками королевской власти- роялистами. Для этого необходимо попасть мячом в любого из игроков. 
Новоявленный роялист с этих пор не может передвигаться, однако он способен " отмечать " мячом новых роялистов. Передача мяча осуществляется через королеву ( короля ). 
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.  
Легко ли менять убеждения по мановению царственной руки? Что можно сделать, чтобы избежать мяча? Как осуществляется процесс увеличения числа роялистов? Были ли роялисты- добровольцы? Как осуществлялась связь и управление между сторонниками монархии? А между анархистами? И т.д. 
УПР.7 
ГУСЕНИЦА 
Не забудьте обзавестись воздушными шариками- по одному на каждого участника. 
ЗАДАНИЕ: найдутся шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем вам будет легче с ним работать. Постарайтесь цепочкой, соблюдая следующие условия: 
- руки каждого участника лежат на плечах впереди стоящего; 
- воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого; 
- дотрагиваться до воздушного шара строго воспрещается; 
- первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. 
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых неожиданных местах...Ваша задача: пройти через все это и вернуться на исходные позиции. 
Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя слышны их голоса. Но успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

2.3 Анализ результатов  исследования

В процессе проведения экспериментальной работы подтвердилось, что в младшем школьном возрасте у детей формируются дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит учителю. 
Американским психологом Дж. Морено был предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была названа им социометрией. С помощью социометрий можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий или антипатий. Между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены. 
Социометрическую карту группой дифференциации группы детского сада, где девочки обозначены кружками, мальчики - треугольниками. В основу социометрического приема положен "лобовой"  вопрос: с кем бы ты хотел играть? (Детям было предложено разложить по шкафчикам 3 привлекательных предмета). При этом возможно уточнение степени желательности выбора (весьма охотно, охотно, безразлично, не очень охотно, весьма неохотно). И ограничение числа предлагаемых для выбора лиц. Дальнейший анализ выбора при занесении его на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических "звезд" (которых выбирает большинство), "парнев" (от которых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами (приложение 1)  
После того, как все дети раздали имеющиеся у них предметы товарищам по группе, мы определили кто, сколько и какие предметы получил. 
В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребенка в группе при помощи следующей формулы: 
 
Где С – статус ребенка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками, к – количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; n – количество детей в тестируемой группе. 
Оценка результатов: 
10 баллов – показатель ребенка равен 100%, 
8 – 9 баллов – показатель С находится в пределах от 80% до 90%, 
6 – 7 баллов – показатель С располагается в интервале от 60% до 70%, 
4 – 5 баллов - показатель С располагается в пределах от 40% до 59%,  
2 –3  баллов - показатель С находится в интервале от 20% до 39%. 
2 – 1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%. 
Выводы: 
10 баллов – очень высокий, 
8 – 9 баллов – высокий, 
4 – 7 баллов – средний, 
2 –3 баллов – низкий, 
0 –1 баллов – очень низкий. 
Формирование личных качеств детей младшего школьного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений к детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит учителю. 
Учитель должен знать, что для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Учитель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми. 
Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками. 
В формирующей части эксперимента путем  специально организованной совместной деятельности положительным образом повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже определить сдвиги в изменении позиции детей, происшедшие под влиянием формирующих опытов. 
Но учителю необходимо самому хорошо изучить группу детей, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что не такой уж он и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо хорошо изучить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать. 
Таким образом, учитель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в начальной школе он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

Социометрический срез  “Моя группа”.

Выяснилось, что  класс разделен на две группы по половому признаку: группа мальчиков и группа девочек. И в группе мальчиков, и в группе девочек есть три человека вокруг которых и строятся отношения в группе. Взаимоотношения между полами напряженные и конфликтные. Мальчики избегают девочек, а девочки мальчиков.

Результаты этого исследования конечно будут учитываться в дальнейшей работе, однако этот метод дает лишь общее представление о структуре отношений в группе, способствует первоначальной ориентировке исследователя. Социометрический статус школьника не может полностью отразить его социальный статус. В определении социометрического статуса возможен субъективизм или поверхностная оценка личности сверстника, что как раз характерно в младшем подростковом возрасте. 
В целом, проанализировав взаимоотношения в детском коллективе с помощью подобранной системы приемов мы смогли выяснить, что в группе нет детей с завышенной самооценкой, в основном со средней. 
Полученные нами в ходе эксперимента данные занесены в таблицы. Оценка результатов проходит по разработанной нами системе оценок.   
Таблица №1. Результаты исследования самооценки детей экспериментальной группы:

 
Методы  
Ф.И.

Методика «Де Греефе»

Методика Немова 
«Какой Я?»

Социометрия

Кол-во баллов

Уровень

1. Л.

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

СРЕДНЯЯ

9

ВЫСОКАЯ

2. З.

СРЕДНЯЯ

НИЗКАЯ

СРЕДНЯЯ

5

СРЕДНЯЯ

3.С.

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

7

СРЕДНЯЯ

4.Р.

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

4

СРЕДНЯЯ

5.К.

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

6

СРЕДНЯЯ

6.М.

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

5

СРЕДНЯЯ

7.К.

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

СРЕДНЯЯ

7

ВЫСОКАЯ

8.Г.

НИЗКАЯ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

8

СРЕДНЯЯ

9.Ж.

НИЗКАЯ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

4

СРЕДНЯЯ

10С.

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

8

ВЫСОКАЯ

Информация о работе Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста