Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 13:57, курсовая работа
Цель: выявление особенности профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста. Задачи:
1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературе по проблеме исследования.
2.Изучить особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
3.Разработать и апробировать программу психологической профилактики и преодоления конфликтов детьми младшего школьного возраста
4.Оценить эффективность предложенной профилактической программы.
Введение
Глава Ι. Теоретические основы исследования профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.3.Специфика психологической профилактики конфликтного поведения детей
Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы
2.2 Программа психологической профилактики конфликтов в классном коллективе младших школьников
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
УПР.1
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?
Начните игры данного блока с простой
и достаточно интерактивной игры. Вам
понадобится мяч. Игра проходит в два этапа.
I ЭТАП. Участники образуют круг. Ведущий
бросает мяч и называет имя того, кто ловит
подачу. Затем этот участник также называет
имя игрока и бросает ему мяч. ( Важно, чтобы
мяч обязательно пролетал через внутригрупповое
пространство! ) Так до тех пор, пока имя
каждого не будет названо. Последний человек
называет имя ведущего, и круг замыкается.
А теперь повторите эту процедуру и уточните,
все ли игроки запомнили, от кого пришел
к ним мяч , и к кому был отправлен?
II ЭТАП. Мяч отправляется вновь по кругу
в той же последовательности. Однако, когда
3-4 игрока уже назвали своего адресата,
ведущий достает другой мяч ( игрушку )
и отправляет ее по тому же кругу ( при
этом первый мяч должен дойти до конца
своего пути, т.е. до ведущего ). И так поочередно
в путь отправляются все 5-6 мячей или игрушек
.
В какой-то момент в воздух одновременно
взлетают яркие цветные мячи, зайцы, и
все это сопровождается именами тех, кто
стоит в кругу.
ОБСУДИТЬ: трудно ли было следить за "связующими
нитями"? Что отвлекало? Что вызывало
опасение? Пришло ли чувство уверенности,
если " да ", то с чем оно было связано
? и т.д.
УПР.2
КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ
В данной игре выявляются лидерские способности
участников, характер взаимоотношений
в группе, а также личностно-ролевой потенциал
группы.
ФОРМА ИГРЫ: индивидуальная, парная, групповая.
ЗАДАНИЕ: Ваш корабль потерпел кораблекрушение.
Вы чудом спаслись и оказались в лодке
посреди Тихого океана. Все, что осталось
у вас - это 15 предметов. Ваша задача: выбрать
самые необходимые, чтобы спастись с их
помощью.
СИТУАЦИЯ 1. Один в лодке (табл., графа 1):
проанализируйте эти предметы по степени
важности. Напротив самого важного предмета
проставьте цифру 1, напротив второго по
значимости - 2 и т.д. Время заполнения 5-7
минут.
СИТУАЦИЯ 2. Двое в лодке (графа 2). Вы спаслись
вдвоем.
Проделайте аналогичную работу. Причем
результаты ранжирования должны быть
одинаковыми у вас и у вашего партнера.
Время работы 10 минут.
СИТУАЦИЯ 3. Все в лодке (графа 3). Попробуйте
прийти к
общему решению и проранжировать предметы,
необходимые для скорейшего спасения.
Время-12 минут.
|
В лодке |
Эксперты |
Ошибки |
Лидерство | ||||
один |
двое |
все |
одного |
двух |
всех |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Секстант |
||||||||
Лупа |
||||||||
Канистра с водой (пресной) |
||||||||
Москитная сетка |
||||||||
Аварийный запас продуктов - 1 ящик |
||||||||
Карта Тихого океана |
||||||||
Надувная подушка |
||||||||
Канистра с горючим (8 литров мазута) |
||||||||
Транзисторный приемник |
||||||||
Светонепроницаемый пластмассовый лист |
||||||||
Медицинский спирт (1л) |
||||||||
Нейлоновый шнур (10м) |
||||||||
Коробка шоколада |
||||||||
Рыболовные снасти |
||||||||
ИТОГО: |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Прежде
всего мы должны записать, как ранжируют
эти предметы эксперты-специалисты по
спасению людей ( графа 4 ): лупа ( 1 по значимости
и т.д. ), канистры с пресной водой, аварийный
запас продуктов- жизненно необходимые
предметы; коробка шоколада, светонепроницаемый
лист, рыболовные снасти, нейлоновый шнур,
медицинский спирт - менее важные; надувная
подушка, москитная сетка, карта Тихого
океана, транзисторный приемник, средство
для отпугивания акул, секстант- бесполезные.
Эксперты считают, что в первую очередь
необходимо подать о себе знать. Для этого
нужно вылить мазут за борт, отплыть на
безопасное расстояние, лупой навести
солнечный луч на пятно мазута и поджечь
его. Столб черного дыма виден на расстоянии
40-50км. Теперь вам понадобится пресная
вода, продукты, шоколад и т.д.
ПОДСЧЕТ ОШИБОК. Высчитайте разницу ( из
большего вычесть меньшее ) : и занесите
разницу в графу 7.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Подсчитайте итоговые
суммы по графам 5, 6, 7 ( отдельно ).
Если итоговая сумма не превышает 60 баллов,
то вы спаслись. Если же итоговая сумма
превысила 60 баллов, то - увы...
Для оценки лидерских качеств (графа 8),
необходимо высчитать разницу между "
ошибками всех и " ошибками одного "
(графы 5,7). Запишите результаты и общий
итог. Вы набрали :
- менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными
лидерскими качествами;
- 20 30 баллов: у вас достаточно высокий
уровень лидерства;
- 30-40 баллов: в вас есть задатки лидера,
но вы не стремитесь их проявлять;
- больше 40 баллов: для вас характерна позиция
конформизма.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: всегда ли хорошо,
когда человек обладает лидерскими качествами?
Как вы утонули: один, в паре, вместе со
всеми? И другие.
УПР. 3
ИМПУЛЬС ( " цепная реакция " )
Участники образуют круг, держась за руки.
Ведущий быстро, несильно, но ощутимо сжимает
руку соседа справа или слева. Тот так
же пожимает руку своего соседа и т.д. Пожатие
переходит от одного к другому, пока не
вернется к ведущему. Повторяется та же
процедура, но в другую сторону.
Задание усложняется : при передаче импульса
вправо, игрок озвучивает свое участие
междометием " Эх ! ", а влево- " Ух
! " , Если импульсы справа и слева "
встречаются " на каком-либо игроке,
то он восклицает " Хо -Хо! " и автоматически
пожатием рук отправляет импульсы обратно
по кругу.
ОБСУЖДЕНИЕ: трудно ли следить за импульсом
? Легко ли озвучивать свое участие ? Как
чувствует себя человек, на котором замкнулись
импульсы с обеих сторон ? Что мы ощущаем,
если сбиваемся ? и т.д.
УПР. 4
СКАЗКА О ТРОЙКЕ.
Участники объединяются для игры в тройки.
Каждый игрок присваивает себе обозначение
А или В или С. Затем ведущий сообщает задание
: тройка должна выработать общее решение
- в какой цвет покрасить забор ( или назначить
место встречи и т.д. ). Но ситуация осложняется
тем, что каждый игрок лишен одного из
каналов восприятия или передачи информации:
- А - игрок А слепой, зато он слышит и говорит;
- В - игрок В глухой, но может видеть и двигаться;
- С - игрок С паралитик: он все видит и слышит,
но при этом не может двигаться и говорить.
Для полноты ощущений предложите участникам
завязать глаза, заткнуть уши, привязать
себя к стулу и т.д. А вот теперь - за переговоры!
ОБСУЖДЕНИЕ: Какие чувства испытывает
человек, обделенный в плане общения ?
Как можно помочь этим людям ? Какую стратегию
изберут участники в достижении цели ?
УПР. 5
АНТИКИЛЛЕР ( МАФИЯ )
Участникам раздаются карточки с названием
роли; одному из игроков достается роль
киллера. Все закрывают глаза - "наступила
ночь", а киллер указывает ведущему,
кто из игроков станет жертвой. "Утром
" ведущий сообщает , кто убит. Игрокам
предстоит найти среди них киллера. При
этом должны соблюдаться два условия :
Возникают следующие
варианты развития сюжета:
а) оба игрока называют одного и того же
человека - киллера, т.е. версии оказались
верными. В этом случае киллер " умирает
"- покидает круг, но в ближайшую ночь
он назначает своего преемника;
б) оба игрока показывают на разных людей.
В этом случае умирают сами правдоискатели,
даже если один из названных действительно
был киллером ( о чем знает он сам и ведущий
).
ОБСУЖДЕНИЕ: какие чувства испытывает
человек, делающий признание и не уверенный
до конца в своей правоте? Что испытывает
изобличаемый? Как чувствует себя невинный
человек , которого обвинили в убийстве?
и другие.
УПР.6
РОЯЛИСТЫ И АНАРХИСТЫ
Игровое поле становится королевством.
Выбирается король или королева. В руки
ему дается символ власти: мяч. Король
неподвижен, т.е. они не могут передвигаться
по полю. Остальные- анархисты - свободны
в своих передвижениях. Однако король
имеет возможность привлекать анархистов
на свою сторону, делая их убежденными
сторонниками королевской власти- роялистами.
Для этого необходимо попасть мячом в
любого из игроков.
Новоявленный роялист с этих пор не может
передвигаться, однако он способен "
отмечать " мячом новых роялистов. Передача
мяча осуществляется через королеву (
короля ).
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
Легко ли менять убеждения по мановению
царственной руки? Что можно сделать, чтобы
избежать мяча? Как осуществляется процесс
увеличения числа роялистов? Были ли роялисты-
добровольцы? Как осуществлялась связь
и управление между сторонниками монархии?
А между анархистами? И т.д.
УПР.7
ГУСЕНИЦА
Не забудьте обзавестись воздушными шариками-
по одному на каждого участника.
ЗАДАНИЕ: найдутся шары: чем больше будет
шарик, тем в дальнейшем вам будет легче
с ним работать. Постарайтесь цепочкой,
соблюдая следующие условия:
- руки каждого участника лежат на плечах
впереди стоящего;
- воздушный шар зажат между животом одного
играющего и спиной другого;
- дотрагиваться до воздушного шара строго
воспрещается;
- первый в цепочке участник держит свой
шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи
рук вы все должны пройти по определенному
маршруту. Будьте готовы к тому, что вас
ожидают разнообразные препятствия: натянутые
веревки, перевернутые стулья, развороты
в самых неожиданных местах...Ваша задача:
пройти через все это и вернуться на исходные
позиции.
Игра учит доверию. Почти всегда партнеров
не видно, хотя слышны их голоса. Но успех
продвижения всех зависит от умения каждого
скоординировать свои усилия с действиями
остальных участников.
2.3 Анализ результатов исследования
В процессе проведения экспериментальной
работы подтвердилось, что в младшем школьном
возрасте у детей формируются дружеские
взаимодействия. И огромную роль в формировании
дружеских взаимодействий по праву принадлежит
учителю.
Американским психологом Дж. Морено был
предложен способ выявления межличностных
предпочтений в группах и техника фиксирования
эмоциональных предпочтений, которая
была названа им социометрией.
С помощью социометрий можно выяснить
количественную меру предпочтения, безразличия
или неприятия, которую обнаруживают члены
группы в процессе межличностного взаимодействия.
Социометрия широко используется для
выявления симпатий или антипатий. Между
членами группы, которые сами могут не
осознавать этих отношений и не отдавать
себе отчета в их наличии или отсутствии.
Социометрический метод весьма оперативен,
его результаты могут быть математически
обработаны и графически выражены.
Социометрическую карту группой дифференциации
группы детского сада, где девочки обозначены
кружками, мальчики - треугольниками. В
основу социометрического приема положен
"лобовой" вопрос: с кем бы ты хотел
играть? (Детям было предложено разложить
по шкафчикам 3 привлекательных предмета).
При этом возможно уточнение степени желательности
выбора (весьма охотно, охотно, безразлично,
не очень охотно, весьма неохотно). И ограничение
числа предлагаемых для выбора лиц. Дальнейший
анализ выбора при занесении его на матрицу
выбора показывает сложное переплетение
взаимных симпатий и антипатий, наличие
социометрических "звезд" (которых
выбирает большинство), "парнев" (от
которых все отказываются) и всю иерархию
промежуточных звеньев между этими полюсами
(приложение 1)
После того, как все дети раздали имеющиеся
у них предметы товарищам по группе, мы
определили кто, сколько и какие предметы
получил.
В соответствии с количеством полученных
предметов определяется социометрический
статус ребенка в группе при помощи следующей
формулы:
Где С – статус ребенка в группе, в системе
взаимоотношений со сверстниками, к –
количество привлекательных предметов,
полученных ребенком от товарищей по группе;
n – количество детей в тестируемой группе.
Оценка результатов:
10 баллов – показатель ребенка равен 100%,
8 – 9 баллов – показатель С находится
в пределах от 80% до 90%,
6 – 7 баллов – показатель С располагается
в интервале от 60% до 70%,
4 – 5 баллов - показатель С располагается
в пределах от 40% до 59%,
2 –3 баллов - показатель С находится в
интервале от 20% до 39%.
2 – 1 балл - показатель С находится в интервале
от 0% до 19%.
Выводы:
10 баллов – очень высокий,
8 – 9 баллов – высокий,
4 – 7 баллов – средний,
2 –3 баллов – низкий,
0 –1 баллов – очень низкий.
Формирование личных качеств детей младшего
школьного возраста в значительной степени
происходит в процессе их взаимоотношений.
Под влиянием взаимоотношений к детей
могут складываться как положительные,
так и отрицательные качества личности.
Ведущая роль в формировании правильных
взаимодействий между детьми в детском
саду принадлежит учителю.
Учитель должен знать, что для выявления
характера взаимоотношений детей следует
провести социометрический эксперимент,
рекомендованный Я.А.Коломенским, определить
принципы по которым одни дети становятся
авторитетами, лидерами, а другие оказывается
в положении отверженных. Учитель должен
правильно определить свою роль в формировании
правильных норм общения между детьми.
Ему нужно провести наблюдения направленные
на выявление особенностей тематики и
содержания игр и реальных взаимоотношений
между детьми, провести беседу с детьми,
с целью выявления мотивов игрового общения
со сверстниками.
В формирующей части эксперимента путем
специально организованной совместной
деятельности положительным образом повлиять
на структуру детских объединений (их
состав, стабильность) и характер взаимоотношений
в них. А затем уже определить сдвиги в
изменении позиции детей, происшедшие
под влиянием формирующих опытов.
Но учителю необходимо самому хорошо изучить
группу детей, выяснить, почему этот ребенок
оказался отверженным в группе. Найти
в нем такое хорошее качество, чтобы дети
поняли, что не такой уж он и плохой. А бывает,
что лидером становится совсем не тот
ребенок. Здесь также надо хорошо изучить
ребенка и дать понять в процессе беседы
с детьми, что за такие качества людей
не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать.
Таким образом, учитель должен понимать
и помнить, что ему принадлежит ведущая
роль в формировании дружеских взаимоотношений
у детей, т. к. в детском саду закладываются
основы всей дальнейшей жизни ребенка.
Важно чтобы уже в начальной школе он научился
ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться
с наиболее оптимальными решениями, признавать
себя правым и несправедливым.
Социометрический срез “Моя группа”.
Выяснилось, что класс разделен на две группы по половому признаку: группа мальчиков и группа девочек. И в группе мальчиков, и в группе девочек есть три человека вокруг которых и строятся отношения в группе. Взаимоотношения между полами напряженные и конфликтные. Мальчики избегают девочек, а девочки мальчиков.
Результаты этого исследования
конечно будут учитываться в дальнейшей
работе, однако этот метод дает лишь общее
представление о структуре отношений
в группе, способствует первоначальной
ориентировке исследователя. Социометрический
статус школьника не может полностью отразить
его социальный статус. В определении
социометрического статуса возможен субъективизм
или поверхностная оценка личности сверстника,
что как раз характерно в младшем подростковом
возрасте.
В целом, проанализировав взаимоотношения
в детском коллективе с помощью подобранной
системы приемов мы смогли выяснить, что
в группе нет детей с завышенной самооценкой,
в основном со средней.
Полученные нами в ходе эксперимента данные
занесены в таблицы. Оценка результатов
проходит по разработанной нами системе
оценок.
Таблица №1. Результаты исследования самооценки
детей экспериментальной группы:
|
Методика «Де Греефе» |
Методика Немова |
Социометрия |
Кол-во баллов |
Уровень |
1. Л. |
ВЫСОКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
СРЕДНЯЯ |
9 |
ВЫСОКАЯ |
2. З. |
СРЕДНЯЯ |
НИЗКАЯ |
СРЕДНЯЯ |
5 |
СРЕДНЯЯ |
3.С. |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
7 |
СРЕДНЯЯ |
4.Р. |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
4 |
СРЕДНЯЯ |
5.К. |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
6 |
СРЕДНЯЯ |
6.М. |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
5 |
СРЕДНЯЯ |
7.К. |
ВЫСОКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
СРЕДНЯЯ |
7 |
ВЫСОКАЯ |
8.Г. |
НИЗКАЯ |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
8 |
СРЕДНЯЯ |
9.Ж. |
НИЗКАЯ |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
4 |
СРЕДНЯЯ |
10С. |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
8 |
ВЫСОКАЯ |
Информация о работе Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста