Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 13:57, курсовая работа
Цель: выявление особенности профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста. Задачи:
1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературе по проблеме исследования.
2.Изучить особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
3.Разработать и апробировать программу психологической профилактики и преодоления конфликтов детьми младшего школьного возраста
4.Оценить эффективность предложенной профилактической программы.
Введение
Глава Ι. Теоретические основы исследования профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.3.Специфика психологической профилактики конфликтного поведения детей
Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы
2.2 Программа психологической профилактики конфликтов в классном коллективе младших школьников
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Стадия осознания конфликта
– конфликтующие стороны начинают осознавать,
а не только чувствовать столкновение
интересов. Здесь возможен ряд вариантов:
а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности
конфликтующих отношений и готовы отказаться
от взаимных претензий; б) один из участников
понимает неизбежность конфликта и взвесив
все обстоятельства, готов уступить; другой
участник идет на дальнейшее обострение;
рассматривает уступчивость др. стороны
как слабость; в) оба участника приходят
к выводу о непримиримости противоречий
и начинают мобилизацию сил для решения
конфликта в свою пользу [14; 156].
На основании изложенного можно сделать
вывод, что в течение длительного времени
отсутствовали единые взгляды на природу
и причины возникновения конфликтов; не
признавался сам факт существования противоречий
и конфликтов; само наличие конфликтов
воспринималось как негативное явление,
мешающее нормальному функционированию
педагогической системы и вызывающее
ее структурные нарушения.
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическаятактика “сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик (“диктат” или “опека”), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах “авторитарных” учителей и в старшем школьном возрасте [5; 122].
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
Конфликты деятельностивозникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще [11; 187].
Субъекты конфликта
— учитель и ученик — заведомо
не равны ни по своему ролевому
(должностному) положению, ни по уровню
личностного развития. Ребенок не
обладает достаточным
Присутствие при конфликте других учащихся
превращает некоторых из свидетелей в
«болельщиков» или, что еще хуже, в участников.
Конфликт разрастается, его масштаб увеличивается,
приобретая характер межролевой конфронтации.
Публичность конфликта имеет большой
воспитательный резонанс. Именно поэтому
за возникновение, ход и исход конфликта
отвечает педагог — он профессионал и
человек, умудренный жизненным опытом.
Поведение учащихся, обусловленное особенностями
их личности, как причина школьных конфликтов.
Академик И. С. Кон усматривает главное
препятствие на пути к взаимопониманию
учителей и учащихся в абсолютизации ролевых
отношений. «Учитель, озабоченный, прежде
всего, учебной успеваемостью, не видит
за отметками индивидуальности учащегося».
Идеальный ученик в его понимании тот,
кто более всего соответствует социальной
роли ученика — дисциплинированный, активный,
любознательный, трудолюбивый, исполнительный.
Одна из главных причин непонимания и
возникновения конфликтных отношений
между учителями и учащимися заключается
в том, что отношение ученика к учителю
гораздо более личностное, эмоциональное,
между тем как у учителей преобладает
«деятельностный» подход к ученикам (оценка
по результатам деятельности), то есть
функциональное отношение.
В профессиональной работе педагога проблема
конфликта приобретает особую сложность,
потому что развитие ребенка происходит
через преодоление объективных (не нами
и ими созданных) противоречий. Педагогический
конфликт не должен вносить дополнительных,
субъективно обусловленных трудностей
в процесс развития личности. Способность
не только безболезненно разрешать, но
и предупреждать возникновение конфликтов
— одна из величайших профессиональных
и человеческих способностей педагога.
Как много это значит для школы, семьи,
ребенка и для самого педагога [7; 194].
Возрастные особенности младших школьников
излагаются, как известно, в вузовских
курсах педагогики и, главным образом,
возрастной и педагогической психологии.
Поэтому отметим только те строго установленные
истины, которые необходимы для верного
толкования конфликтных ситуаций, участниками
которых является контингент младших
учащихся общеобразовательной школы.
Для школьника младших классов характерна
недолговечность, кратковременность эмоциональных
переживаний, если, конечно, речь идет
не о глубоких потрясениях и постоянных
угнетающих ребенка раздражителях. Эмоциональная
переключаемость и высокая степень конформности
способствуют защищенности психики младшего
школьника. Однако кратковременность
нервных переживаний учащихся этого возраста
не дает учителю оснований для неосторожных
форм давления на него под предлогом, что
все будет забыто. Лишь бы привести поведение или сознание его
в сиюминутно требуемое состояние.
Еще одна психологическая истина состоит
в том, что для детей начального школьного
возраста свойственна потребность в защите
со стороны взрослых и прежде всего учителя.
В любой стрессогенной ситуации он устремляет
свой взор в сторону учителя и ждет от
него помощи, поддержки. Тем сильнее потрясение,
если его ожидания не оправдываются, если
его оставляют с переживанием один на
один. И еще хуже, когда вместо помощи от
учителя ребенок получает противоположное
[5; 123].
Из теоретических положений по конфликтологии
отметим несколько педагогически значимых
разъяснений. Конфликтующими сторонами.
могут быть все участники учебно-воспитательного
процесса. В том числе и родители школьников,
руководители методических служб и управленческого
аппарата. По характеру возникновения
конфликты в младших классах могут быть
внезапными, непредсказуемыми. Это наиболее
опасный вариант конфликта, т. к. здесь
требуется безошибочная реакция педагога
в условиях дефицита времени. Именно в
подобных случаях импровизация часто
подводит учителя, и последствия внезапных
столкновений с непродуманными реакциями
со стороны учителя могут оказаться болезненными.
Кроме внезапных происходят и такие конфликты,
характер и протекание которых типичны.
Здесь в опыте учителя обычно уже имеются
более или менее отработанные сценарии
реагирования. Остается лишь откорректировать их в связи с
данной ситуацией [12; 22].
Наконец, в поле зрения учителя должны
быть ситуации, где предстоит создать
направленный конфликт, вовлечь своих
подопечных в его разрешение и этим обеспечить
продвижение вперед. Прежде чем перейти
к освещению конфликто-стрессогенных
ситуаций в учебно-воспитательном процессе
начальной школы, обозначим основные содержательные
блоки. Ответим на несколько вопросов:
а) какова частота конфликтов в работе
учителей с младшими школьниками, 6) между
кем реально возникают конфликты, в) каково
содержание конфликтных ситуаций, г) интерпретация
последствий конфликтно-стрессогенных
происшествий в жизни начальных классов
общеобразовательной школы.
Сравнение частоты возникновения стрессогенных
конфликтных ситуаций в младших, подростковых,
старших классах позвляет сделать заключение
о том, что 'младшие школьники существенно
реже своих старших товарищей оказываются
вовлеченными в события конфликтного
рода. Можно назвать статистически постоянную
при массовом опросе бывших школьников
относительно сохранившихся в памяти
на всю жизнь конфликтных столкновений
в период обучения в начальной школе. Около
половины опрашивамых не могут назвать
ни одного конфликтного события, которое
бы оставило в их памяти неприятный знак,
негативно сказавшийся на облике их бывшей
учительницы [10; 54].
Высказывания на эту тему выражаются в
формах, которые нельзя не воспринимать
как профессионально поучительные для
студентов, которым предстоит быть участниками,
организаторами разноплановых событий
с нервными их переживаниями той и другой
стороной.
Стрессогенные события в процессе обучения
младших школьников по существу не отличаются
многообразием. Доминирует три группы
взаимоотношений ученик-учитель, где возникают
психотравмы школьников. Происходят они
на уроке и касаются не методики в ее собственном
значении, а поведения учителя, т. е. его
тактики, стиля, реакции на поступки учащихся.
Вторую группу конфликтогенных ситуаций
в начальных классах образуют поступки
учителей, которые могут объединяться
термином «дискриминация» по отношению
к учащимся. Формы их проявления не отличаются
разнообразием. Поэтому не сложно каждому
студенту в процессе формирования своего
педагогического профессионализма составить
на этот счет своебразные кредо, самозапреты.
Как далее можно увидеть, дискриминационные
формы общения учителей начальных классов
с детьми достаточно живучи. И это особенно
важно для тех, кто намерен сократить или
исключить из своего стиля
работы с малышами психотравмирующие
формы общения.
Мало найдется проблем между людьми или
группами людей, которые можно было бы
решить в один миг.
Успешное разрешение конфликтов поэтому
обычно включают цикл, состоящий из определения
проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению
и оценке результата. В любой конкретной
ситуации следует выявить источник конфликта
до того, как заняться разработкой политики
по их разрешению.
Прежде всего, надо выяснить, что произошло.
В чем проблема? На этом этапе важно изложить
факты, чтобы все согласились с определением
проблемы. Чувства и ценностные оценки
должны четко отделяться от фактов. И руководитель
должен представить идеальное решение
со своей стороны. фактов.
Затем спросим у всех заинтересованных
лиц: какие чувства они испытывают и что
бы хотели увидеть в качестве идеального
решения? Возможно несколько вариантов
[19; 98].
Когда конфликт проанализирован, можно
переходить к совместному в духе сотрудничества
поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.
Конфликты есть деструктивные и конструктивные.
Деструктивный – когда он не касается
важных рабочих проблем, разделяет коллектив
на группы и т.д.
Конструктивный конфликт – когда открывается
острая проблема, приводит к столкновению
с реальной проблемой и путями ее решения,
помогает совершенствоваться. (Можно сравнить:
в споре рождается истина.)
При разрешении конфликтов между учителем
и учащимся необходимо помимо анализа
причин конфликта, учитывать возрастной
фактор
Наряду с деловыми конфликтными ситуациями
“учитель-ученик” нередки противоречия
и личностного характера.
Попадая в конфликтную ситуацию учитель
может направлять свою активность либо
на то, чтобы лучше понять своего собеседника,
либо на регуляцию собственного психологического
состояния с целью погашения конфликта
или его профилактики. В первом случае
разрешение конфликтной ситуации достигается
путем налаживания взаимопонимания между
людьми, устранения недомолвок, несогласованности.
Впрочем проблема понимания другого человека
довольно сложная.
Опытные педагоги знают, что следует сказать
(отбор содержания в диалоге), как сказать
(эмоциональное сопровождение разговора),
когда сказать, чтобы достигнуть цели
обращенной к ребенку речи (время и место),
при ком сказать и зачем сказать (уверенность
в результате) [18; 22].
В общении педагога с учениками большое
значение имеют не только содержание речи,
но и ее тон, интонация, мимика. Если при
общении взрослых интонация может нести
до 40% информации, то в процессе общения
с ребенком воздействие интонации существенно
увеличивается. Принципиально важно уметь
слушать и слышать ученика. Это не так
легко сделать по ряду причин: во-первых,
трудно ждать от ученика плавной и связной
речи, в силу чего взрослые часто прерывают
его, чем еще больше затрудняют высказывание
(“Ладно, все понятно, иди!”). Во-вторых,
учителям часто некогда выслушать ученика,
хотя у того есть потребность поговорить,
а когда учителю надо что-то узнать, ученик
уже потерял интерес к разговору.
Реально возникающий конфликт между педагогом
и учеником можно проанализировать на
трех уровнях:
Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями для учителя [19; 92].
1.3.Специфика психологической профилактики конфликтного поведения детей
Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях [8; 14].
Информация о работе Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста