Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 10:43, курсовая работа
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанной с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования, как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Характеристика понятия «педагогической запущенности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5
1.2. Психологические особенности детей с педагогической запущенностью………………………………….……………………………………
Глава 2. Диагностика педагогической запущенности…………………………….
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся……………………
2.2. Коррекционные технологии работы педагога-психолога с педагогически запущенными детьми………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………………
Министерство образования и науки РФ
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
в г.Анжеро-Судженске
Кафедра психологии и педагогики
Курсовая работа по дисциплине: «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»
Профилактика педагогической запущенности учащихся
Студентка ФПО
4 курса, гр.691______ К.Н. Медведева «__ »_________2012 г.
Научный
руководитель
д-р. пед.наук,
_____________ А.Ю. Боброва
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Характеристика понятия
«педагогической запущенности» в психолого-педагогической
литературе……………………………………………………
1.2. Психологические особенности
детей с педагогической запущенностью………………………………….………
Глава 2. Диагностика педагогической запущенности…………………………….
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся……………………
2.2. Коррекционные технологии работы
педагога-психолога с педагогически запущенными
детьми………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая запущенность
является одной из самых распространенных
девиаций развития детей и подростков,
связанной с особенностями
Глубокие социально-
Одной из наиболее актуальных проблем в этой связи, выступает проблема педагогической запущенности детей: по данным психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Помимо этого, на сегодняшний день проблема педагогически запущенных детей становится актуальной и по причине увеличения скрытогосоциального сиротства. При этом уже в начальной школе учителя, педагоги-психологи и педагоги социальные сталкиваются с социально-педагогической запущенностью как качественной характеристикой личности и социальной позиции ребенка, обусловленные ситуацией его развития. По мнению исследователей, педагогически запущенные дети – это дети, которых систематические неудачи в учении привели к снижению учебной мотивации, самооценки, равнодушию к успехам и неудачам в овладении учебными умениями.
Надо отметить, что в научно-педагогической литературе нет однозначного определения понятия педагогической запущенности.
В самом общем смысле, педагогическая запущенность характеризует нормальных здоровых детей, не обладающих знаниями и умениями необходимыми для того, чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми родителями, педагогами, детским коллективом. Сказанное выше, таким образом, актуализирует и необходимость эффективной организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми.
Надо сказать, что вопросы организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми, так или иначе, поднималась в работах различных авторов.
Например, Л. М. Шипицына, Л. Я. Олиференко, Н. Б. Крылова видят эффективность такой работы при использовании технологии социально-педагогического сопровождения и поддержки. Большинство исследователей указывают на то, что только комплексное использование диагностических, профилактических и коррекционных мер поможет оказать действенную профессиональную помощь в решении проблемы педагогической запущенности детей и минимизировать состояние риска как формы школьной дезадаптации. В основе педагогической запущенности лежат многие социально-педагогические проблемы, что требует их социального изучения. Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
В направлении изучения педагогической запущенности проводились исследования М.А. Алемаскиным, С.А. Беличевой, П.П. Блонским, В.П. Кащенко, И.В. Козубовской, Э.Г. Костяшкиным, С.С. Моложавым, В.Н. Мясищевым, А.А. Невским, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, и другими.
Цель: изучить особенности учащихся с педагогической запущенностью и выявить её причины
Объект исследования: педагогическая запущенность
Предмет исследования: педагогически запущенные дети
Задачи исследования:
- проанализировать существующие подходы к понятию «педагогическая запущенность» в различных источниках
- выявить причины
педагогической запущенности
- выявить меры по
профилактике педагогической
Методы исследования:
Теоретические: анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: беседы с подростками и педагогами, эксперимент, наблюдение, диагностика, анкетирование, моделирование.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся как психолого-педагогическая проблема
Педагогическая запущенность – это такое отставание в развитии ребенка, которое обусловлено условиями его жизни и воспитания. Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка. Тем не менее при правильном и своевременном индивидуальном подходе к такому ребенку, достаточной интенсификации развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих сверстников.(Дубровина).
Педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойства субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе “Я”.
Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.
Причины педагогической запущенности учащихся:
• низкий педагогический и культурный уровень родителей;
• неблагополучие в семье (конфликтность, аморальность, асоциальность поведения родителей);
• отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье, безнадзорность ребенка в быту;
• нарушение единства требований к ребенку, их последовательности;
• неправильное отношение к ребенку (подавление личности, угрозы, физическое наказание, заласкивание, чрезмерная опека);
• незнание или невыполнение требований по подготовке ребенка к обучению в школе, оказанию ему помощи в учении.
• слабое знание педагогами ребенка, условий его воспитания в семье;
• недостаточная работа по психолого-педагогической подготовке родителей дошкольников (младших школьников);
• недостаточная дифференциация работы по подготовке детей к обучению в школе (организация их учения);
• отставания ребенка в общем развитии (общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире);
• болезненность;
• нравственная невоспитанность;
• пробелы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения;
• неподготовленность к ведущему виду деятельности.
Педагогическая запущенность бывает нескольких видов:
Нравственно-педагогическая - искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных чувств, несформированность навыков нравственного поведения.
Интеллектуально-педагогическая - слабость развития познавательных процессов, нежелание, неумение учиться.
Нравственно-эстетическая - искажение, невоспитанность представлений о прекрасном и безобразном, нежелание, неумение созидать прекрасное в поведении, деятельности, в отношениях с окружающими.
Медико-педагогическая - отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень знаний о гигиене быта, поведении, возникновении отрицательных привычек, патологических влечений и пр.
Нравственно-трудовая - искажение представлений о труде, о его роли в жизни общества, нежелание, неумение трудиться в соответствии со своими возможностями и требованиями общества.
Таким образом, успех преодоления психологических трудностей вхождения младшего школьника в систему отношений «учитель - коллектив - личность» имеет прямую связь с предупреждением социально-педагогической запущенности, с преодолением отрицательных тенденций, возникающих еще в дошкольный период. Роль учителя в этом деле трудно переоценить. [4, с. 20].
Педагогическая запущенность
обусловлена, прежде всего, недостатками
воспитательно-образовательной
В педагогической литературе разработаны различные подходы к типологии классификации педагогической запущенности школьника. Рассмотрим классификацию, предлагаемую А.Г. Холодюком. В ней уровни педагогической запущенности характеризуются сформулированной системой отношений к труду, людям и себе, т.е. "поэзия личности". Вследствие этого выделяются следующие уровни:
1 уровень: Активно-негативная
Информация о работе Профилактика педагогической запущенности учащихся