Профилактика педагогической запущенности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанной с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования, как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Характеристика понятия «педагогической запущенности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5
1.2. Психологические особенности детей с педагогической запущенностью………………………………….……………………………………
Глава 2. Диагностика педагогической запущенности…………………………….
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся……………………
2.2. Коррекционные технологии работы педагога-психолога с педагогически запущенными детьми………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

 

                   Министерство образования и науки РФ

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный  университет»

в г.Анжеро-Судженске

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине: «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»

 

Профилактика  педагогической запущенности учащихся

 

 

 

 

Студентка ФПО                                                  Допущена к защите

4 курса, гр.691______ К.Н. Медведева           «__ »_________2012 г.

                                                                             _____________________

Научный                                                            Зав. кафедрой психологии

руководитель                                                     и педагогики, проф.,

                                                                            д-р. пед.наук,

_____________ А.Ю. Боброва                         Т.М. Чурекова

 

 

                                   Анжеро-Судженск 2012

                                          ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3                                                                                        

Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся, как психолого-педагогическая проблема

1.1. Характеристика понятия «педагогической запущенности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5

1.2. Психологические особенности детей с педагогической запущенностью………………………………….……………………………………             

Глава 2. Диагностика педагогической запущенности…………………………….

2.1. Профилактика педагогической  запущенности учащихся……………………

2.2. Коррекционные технологии работы педагога-психолога с педагогически запущенными детьми………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………...........                                                                                   

Список литературы…………………………………………………………………                                                                              

 

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанной с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием  авторитаризма в воспитательно-образовательной  среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению  к ребенку, а также слабой активностью  ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования, как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности.

Глубокие социально-экономические  преобразования, происходящие в современном  обществе, актуализируют проблемы связанные  с воспитанием подрастающего  поколения, заставляют размышлять о  будущем молодежи, процессом ее продуктивной социализации.

Одной из наиболее актуальных проблем в этой связи, выступает  проблема педагогической запущенности детей: по  данным  психолого-педагогических  исследований,  количество  учащихся,  которые  не  в  состоянии освоить  образовательные  программы  начальной  школы,  составляет 20-30% обучающихся,  а  около 70-80%  из  них  нуждаются  в  специальных  формах  и методах  обучения.

Помимо этого, на  сегодняшний  день  проблема  педагогически запущенных  детей  становится  актуальной  и  по  причине  увеличения  скрытогосоциального  сиротства.  При  этом уже в  начальной  школе  учителя, педагоги-психологи  и  педагоги  социальные сталкиваются  с  социально-педагогической  запущенностью  как качественной  характеристикой  личности  и  социальной  позиции  ребенка,         обусловленные  ситуацией  его  развития. По   мнению  исследователей, педагогически запущенные дети – это дети, которых систематические неудачи в учении  привели  к  снижению  учебной мотивации,  самооценки,  равнодушию  к успехам  и  неудачам  в  овладении  учебными  умениями.

Надо отметить, что в  научно-педагогической  литературе  нет однозначного  определения  понятия  педагогической  запущенности.   

В самом общем смысле, педагогическая запущенность характеризует  нормальных здоровых детей, не обладающих знаниями и умениями необходимыми для того, чтобы справиться с  требованиями,  предъявляемыми    родителями,  педагогами,  детским коллективом. Сказанное выше, таким образом, актуализирует и необходимость эффективной организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми.

Надо сказать, что вопросы   организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми, так или иначе, поднималась в работах различных авторов.

Например, Л.  М. Шипицына,  Л.  Я.  Олиференко,  Н.  Б.  Крылова видят эффективность такой работы при  использовании технологии  социально-педагогического  сопровождения  и  поддержки. Большинство исследователей указывают на то, что только комплексное  использование диагностических,  профилактических  и  коррекционных  мер  поможет  оказать действенную профессиональную  помощь  в  решении  проблемы  педагогической запущенности детей и минимизировать состояние риска как формы  школьной  дезадаптации. В основе педагогической запущенности лежат многие социально-педагогические проблемы, что требует их социального изучения. Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  1. понятие, сущность и основные группы социально-педагогической запущенности детей;
  2. основные причины формирования социально-педагогической запущенности детей;
  3. пути предупреждения и преодоления социально-педагогической запущенности;

В направлении изучения педагогической запущенности проводились исследования М.А. Алемаскиным, С.А. Беличевой, П.П. Блонским, В.П. Кащенко, И.В. Козубовской, Э.Г. Костяшкиным, С.С. Моложавым, В.Н. Мясищевым, А.А. Невским, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, и другими.

 

Цель: изучить особенности учащихся с педагогической запущенностью и выявить её причины

Объект исследования: педагогическая запущенность

Предмет исследования: педагогически запущенные дети

 

Задачи исследования:

- проанализировать существующие подходы к понятию «педагогическая запущенность» в различных источниках

-     выявить причины  педагогической запущенности детей

-     выявить меры по  профилактике педагогической запущенности  детей

Методы исследования:

Теоретические: анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические: беседы с подростками  и педагогами, эксперимент, наблюдение, диагностика, анкетирование, моделирование.

 

Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся как психолого-педагогическая проблема

 

    1. Характеристика понятия «педагогической запущенности» в психолого-педагогической литературе.

 

Педагогическая запущенность –  это такое отставание в развитии ребенка, которое обусловлено условиями  его жизни и воспитания. Длительный дефицит информации, отсутствие психической  стимуляции в сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка. Тем не менее при правильном и своевременном индивидуальном подходе к такому ребенку, достаточной интенсификации развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих сверстников.(Дубровина).

Педагогическая запущенность есть  состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойства субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе “Я”.

Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.

Причины педагогической запущенности учащихся:

• низкий педагогический и культурный уровень родителей;

• неблагополучие в семье (конфликтность, аморальность, асоциальность поведения родителей);

• отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье, безнадзорность ребенка в быту;

• нарушение единства требований к ребенку, их последовательности;

• неправильное отношение к ребенку (подавление личности, угрозы, физическое наказание, заласкивание, чрезмерная опека);

•  незнание или невыполнение требований по подготовке ребенка к обучению в школе, оказанию ему помощи в учении.

• слабое знание педагогами ребенка, условий его воспитания в семье;

• недостаточная работа по психолого-педагогической подготовке родителей дошкольников (младших школьников);

• недостаточная дифференциация работы по подготовке детей к обучению в школе (организация их учения);

• отставания ребенка в общем развитии (общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире);

• болезненность;

• нравственная невоспитанность;

• пробелы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения;

• неподготовленность к ведущему виду деятельности.

Педагогическая запущенность бывает нескольких видов:

Нравственно-педагогическая - искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных чувств, несформированность навыков нравственного поведения.

Интеллектуально-педагогическая - слабость развития познавательных процессов, нежелание, неумение учиться.

Нравственно-эстетическая - искажение, невоспитанность представлений о прекрасном и безобразном, нежелание, неумение созидать прекрасное в поведении, деятельности, в отношениях с окружающими.

Медико-педагогическая - отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень знаний о гигиене быта, поведении, возникновении отрицательных привычек, патологических влечений и пр.

Нравственно-трудовая - искажение представлений о труде, о его роли в жизни общества, нежелание, неумение трудиться в соответствии со своими возможностями и требованиями общества.

Таким образом, успех преодоления  психологических трудностей вхождения  младшего школьника в систему  отношений «учитель - коллектив - личность»  имеет прямую связь с предупреждением  социально-педагогической запущенности, с преодолением отрицательных тенденций, возникающих еще в дошкольный период. Роль учителя в этом деле трудно переоценить. [4, с. 20].

Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать  труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность  ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность  в учении демонстрируется как  неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и  смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное  развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов. [10].

В педагогической литературе разработаны  различные подходы к типологии  классификации педагогической запущенности школьника. Рассмотрим классификацию, предлагаемую А.Г. Холодюком. В ней уровни педагогической запущенности характеризуются сформулированной системой отношений к труду, людям и себе, т.е. "поэзия личности". Вследствие этого выделяются следующие уровни:

1 уровень: Активно-негативная поэзия  личности.

Информация о работе Профилактика педагогической запущенности учащихся