Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 10:43, курсовая работа
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанной с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования, как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Характеристика понятия «педагогической запущенности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5
1.2. Психологические особенности детей с педагогической запущенностью………………………………….……………………………………
Глава 2. Диагностика педагогической запущенности…………………………….
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся……………………
2.2. Коррекционные технологии работы педагога-психолога с педагогически запущенными детьми………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………………
К мерам специальной помощи
мы относим конкретные
Основными задачами
в профилактической работе с педагогически
запущенными подростками
- формирование адекватной самооценки;
развитие познавательной и нравственно-эстетической культуры учащихся;
- развитие коммуникативных и поведенческих навыков;
- формирование
навыков самопознания и
Основные формы работы: телефон доверия, психологическая пауза и гимнастика, тренинг общения и ролевого поведения, достижения; школа трех «С» (самопознание, самовоспитание, самообразование); опережающие консультации, сеансы «Учись учиться»; индивидуальные консультации по психодиагностике, арттерапия, психолого-педагогический консилиум. [7, с.39].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной работы были проанализированы существующие подходы к понятию педагогической запущенности (Баженова В.Г., Овчаровой Р.В., Белкина А.С.,. и др.). Было установлено, что под педагогической запущенностью понимается состояние личности ребенка, обусловленное, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы. Следствием является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности, проявлениями которой будут труднообучаемость, трудновоспитуемость.
Особенностями проявления педагогической
запущенности в младшем школьном
возрасте являются: дисгармония мотивов
учения, неадекватный уровень притязаний,
низкая учебно-познавательная активность,
несбалансированность развития познавательных
процессов, слабое владение основными
способами учебных действий, неуспешность
учения, высокий уровень тревожности.
Специфика развития познавательной
сферы запущенных младших школьников
связана не с общим снижением
уровня интеллектуальных функций, а
с их своеобразием. Общее интеллектуальное
развитие детей находится на уровне
статистической нормы при нарушении
баланса его вербального и
невербального параметров в пользу
последнего. Доминирующими характеристиками
психоэмоционального состояния
детей являются эмоциональная возбудимость,
нестабильность, общая психическая
напряженность. Поведенческая сфера
педагогически запущенного
Психологическая коррекция педагогической запущенности в младшем школьном возрасте подразумевает комплексное воздействие на личность запущенного ребенка, его самосознание, общение и деятельность и должна затрагивать мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и поведенческую сферы личности. Эта особенность предполагает параллельность в работе с запущенным ребенком и его микросоциумом, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы, ее психологических и педагогических методов.
Для осуществления педагогической коррекции педагогической запущенности детей необходимы постоянная работа по снятию напряжения, понимание, доверие, анализ конфликтных ситуаций, позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребенка со сверстниками, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог, позитивное стимулирование, авансирование успеха, его создание, наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, опережающее консультирование, эмоциональное поглаживание, ожидание завтрашней радости, личностная перспектива ребенка. К методам психокоррекции, используемым в случаях педагогической запущенности детей относят когнитивную тренировку, развитие произвольности поведения, терапию искусством, игровую коррекцию поведения, ролевое научение, коммуникативную игру, статусное перемещение детей, замещение реального партнера по игре, демонстрацию групповой поддержки, снижение зависимости от учителя, десенсибилизацию к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных успехов, отреагирования школьных страхов, психологический массаж, идентификацию и др.
При разработке психокоррекционной программы
и организации индивидуальной работы
с педагогически запущенным младшим
школьников необходимо, прежде всего,
всесторонне изучить ребенка
и его развитие и выявить проблему
педагогической запущенности. К коррекционной
работе необходимо подключать всех специалистов
социально-психологической
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Профилактика педагогической запущенности учащихся