Профилактика педагогической запущенности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанной с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования, как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Характеристика понятия «педагогической запущенности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5
1.2. Психологические особенности детей с педагогической запущенностью………………………………….……………………………………
Глава 2. Диагностика педагогической запущенности…………………………….
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся……………………
2.2. Коррекционные технологии работы педагога-психолога с педагогически запущенными детьми………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

К мерам специальной помощи мы относим конкретные                 психопрофилактические и психокорреционные занятия, проводимые на основе общей и симптоматической диагностики; формирование мотивации достижений подростка; снятие нервно-психического напряжения, эмоциональных расстройств, которые будут способствовать социально-педагогической реабилитации и более оптимальной средовой адаптации педагогически запущенного ученика; мероприятия по охране интересов и прав подростка.

Основными задачами в профилактической работе с педагогически  запущенными подростками являются: стимулирующая психодиагностика личности; снятие состояния психологического дискомфорта;

-     формирование  адекватной самооценки;

развитие    познавательной    и    нравственно-эстетической культуры учащихся;

-     развитие коммуникативных  и поведенческих навыков;

-     формирование  навыков самопознания и самовоспитания.

Основные формы работы: телефон доверия, психологическая  пауза и гимнастика, тренинг общения  и ролевого поведения, достижения; школа  трех «С» (самопознание, самовоспитание, самообразование); опережающие консультации, сеансы «Учись учиться»; индивидуальные консультации по психодиагностике, арттерапия, психолого-педагогический консилиум. [7, с.39].

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы были проанализированы существующие подходы к понятию  педагогической запущенности (Баженова В.Г., Овчаровой Р.В., Белкина А.С.,. и др.). Было установлено, что под педагогической запущенностью понимается состояние личности ребенка, обусловленное, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы. Следствием является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности, проявлениями которой будут труднообучаемость, трудновоспитуемость.

Особенностями проявления педагогической запущенности в младшем школьном возрасте являются: дисгармония мотивов  учения, неадекватный уровень притязаний, низкая учебно-познавательная активность, несбалансированность развития познавательных процессов, слабое владение основными  способами учебных действий, неуспешность учения, высокий уровень тревожности. Специфика развития познавательной сферы запущенных младших школьников связана не с общим снижением  уровня интеллектуальных функций, а  с их своеобразием. Общее интеллектуальное развитие детей находится на уровне статистической нормы при нарушении  баланса его вербального и  невербального параметров в пользу последнего. Доминирующими характеристиками психоэмоционального состояния  детей являются эмоциональная возбудимость, нестабильность, общая психическая  напряженность. Поведенческая сфера  педагогически запущенного младшего школьника характеризуется несамостоятельностью, неуверенностью, неорганизованностью, пассивностью, слабоволием, либо упрямством, негативизмом, подавленностью, раздражительностью, агрессивностью. 

Психологическая коррекция педагогической запущенности в младшем школьном возрасте подразумевает комплексное  воздействие на личность запущенного ребенка, его самосознание, общение и деятельность и должна затрагивать мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и поведенческую сферы личности. Эта особенность предполагает параллельность в работе с запущенным ребенком и его микросоциумом, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы, ее психологических и педагогических методов.

Для осуществления педагогической коррекции педагогической запущенности детей необходимы постоянная работа по снятию напряжения, понимание, доверие, анализ конфликтных ситуаций, позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребенка со сверстниками, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог, позитивное стимулирование, авансирование успеха, его создание, наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, опережающее консультирование, эмоциональное поглаживание, ожидание завтрашней радости, личностная перспектива ребенка. К методам психокоррекции, используемым в случаях педагогической запущенности детей относят когнитивную тренировку, развитие произвольности поведения, терапию искусством, игровую коррекцию поведения, ролевое научение, коммуникативную игру, статусное перемещение детей, замещение реального партнера по игре, демонстрацию групповой поддержки, снижение зависимости от учителя, десенсибилизацию к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных успехов, отреагирования школьных страхов, психологический массаж, идентификацию и др.

При разработке психокоррекционной программы  и организации индивидуальной работы с педагогически запущенным младшим  школьников необходимо, прежде всего, всесторонне изучить ребенка  и его развитие и выявить проблему педагогической запущенности. К коррекционной  работе необходимо подключать всех специалистов социально-психологической службы, коррекционная программа должна включать в себя работу не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алемаскин М.А., Морозова Т.А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в средних профтехучилищах: Метод, рекомендации /Гос. ком. СССР по ПТО. - М., 1986. – 261 с.
  2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных детей. – К.: Освіта, 1986. – 250 с.
  3. Беличев С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1993.-62 стр.
  4. Белкин А.С. Б 43  Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
  5. Климова – Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск: Народная асвета, 1981.-174 стр.
  6. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально эмоциональные проблемы./ Под науч. Ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.-108с.
  7. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 2000.-с.54
  8. А. К. Лукина Работа с педагогически запущенными детьми: методические рекомендации. Красноярск: РИО КрасГУ, 2003.86с.
  9. Михайлова Е.Н. Основы коррекционной педагогики. Учебно-справочное пособие. -Томск: Томский государственный педагогический университет, 2000.: 61с.
  10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с.
  11. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике./2003г.
  12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999.-160 стр.
  13. Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: Т 2.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 312 с.: ил.
  14. Социальная педагогика./ Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.-416 стр.
  15. Умом и сердцем: Мысли о воспитании./ Cоставитель Н.И. Монахов. – М.: Политиздат, 1980.-383 стр.
  16. Философия: учебник для ВУЗов./ Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-576 стр.
  17. Холодюк А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьников. – М.: Наука, 1991. – 156 с.
  18. Шуман С.Г. Родительские тревоги. – М.: Педагогика, 1989.-175 стр.

Информация о работе Профилактика педагогической запущенности учащихся