Профилактика педагогической запущенности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанной с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования, как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Характеристика понятия «педагогической запущенности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5
1.2. Психологические особенности детей с педагогической запущенностью………………………………….……………………………………
Глава 2. Диагностика педагогической запущенности…………………………….
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся……………………
2.2. Коррекционные технологии работы педагога-психолога с педагогически запущенными детьми………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

Она характеризуется гармоничностью. Искажена система нравственных ценностей, проявляется в словах, действиях, во внешнем виде - это устойчивая агрессивная форма поведения. Нравственные убеждения - ассоциативные. Дети имеют  опыт негуманных взаимоотношений. У  них существует озлобленность, недоверие, страх, жадность, стремление к унижению других. Совместным действием они обостряют ситуацию риска. Мотивы общения с взрослыми и сверстниками зависят от направления совместной деятельности: при учебе и труде - дезорганизация действий, при антиобщественной деятельности - стремление к действиям сообща. Дети не имеют положительного разрешения конфликтов, усугубляя, вовлекают в ситуацию риска как можно больше детей. Они совершают поступки, граничащие с преступлениями. Нарушения норм и правил поведения носят личностно-направленный характер, т.е. направлены против конкретной личности либо определенной группы школьников.

Для таких детей характерны: леность, безразличное отношение к учебным неуспехам. Стремление к большей самостоятельности, верности, справедливости, самокритичность соседствуют с упрямством, раздражительностью, несдержанностью, агрессивностью, грубостью, лживостью и эгоизмом. Высокая самооценка, уровень притязаний завышен, он - аутсайдер. У таких детей отсутствуют доверительные отношения в семье и школе. Но они уважают взрослых, которые заинтересованы в их делах, проблемах. Личность такого ребенка характеризуется отрицательной направленностью содержания, устойчивостью в реализации нравственных знаний, идеалов и норм в предпреступном поведении ребенка. Проявление инициативности и избирательности проявляется в нарушении правил - как показатель "активности", противоположный истинной активности, направленной на самосовершенствование личности.

2 уровень: Пассивно-негативная  поэзия.

Она характеризуется: системой эгоистических  отношений. Под влиянием искаженных нравственных знаний подростки оправдывают  эгоистичное отношение к труду, людям, которое одновременно направлено на сохранение своей позиции стороннего наблюдателя. Они не отстаивают свои убеждения, безразличны к нарушениям школьной дисциплины, склонны их провоцировать, обычно они переживают чувство стыда, подавленности, если оно раскрыто или  безразличны к последствиям своих  действий. Они удовлетворены оценкой "три": переживая свои неуспехи в учебной деятельности, хотят  быть незаметными в совместной деятельности и общении, нелюбознательны. Избегают нарушений дисциплины, противоправных действий, жестокости в обращении, не ищут материальной выгоды. Допускают правонарушения на уровне проступков. При разрешении конфликтной ситуации ищут выгоды для себя. Неустойчивое поведение увеличивает степень риска в неконтролируемых ситуациях, вероятны нарушения правил поведения в полезной деятельности. Они стремятся к установлению доверительных отношений, но сами проявляют озлобленность, лживость, мошенничество. Дают обещание, а сами его не выполняют. У них неустойчивая самооценка и уровень притязаний так же неустойчивый, статус в межличностных отношениях "непопулярный". Дружеских связей не имеют, общественных поручений избегает, но если они от имени класса, то проявляют активность. Могут делать вид, что безразлично относятся к делам своих сверстников, а сами скрыто наблюдают за ними, иногда даже завидуя. В целом такие дети характеризуются отрицательной направленностью содержания личности, неустойчивостью проявления контрнормальных нравственных знаний в представлении и убеждении в нарушении школьной дисциплины.

3 уровень: Неустойчиво-негативная  поэзия.

Она характеризуется: пониманием подростком содержания нравственных норм взаимоотношений, их нравственной аргументации с чужих  слов, противоречивостью нравственных суждений, неустойчивыми убеждениями, дети испытывают угрызения совести, если их действия причинили вред, стремятся  к соблюдению нравственных норм, однако в действиях непоследовательны, поведение ситуативно. Неудовлетворены своими оценками и местом в системе межличностных отношений, самооценка неустойчивая и уровень притязаний занижен. Болезненно переживают кажущиеся неуважения, а сами допускают грубость, высокомерие, бестактность. Мотивы общения со сверстниками и взрослыми проявляются в стремлении к самоутверждению, в желании завоевать доверие, быть понятым, найти признание, получить положительную оценку. Но иногда эти попытки бывают эгоистичны, и это сказывается на статусе ребенка в системе межличностных отношений «принятый» и «непопулярный». Проявляют желание выполнять общественные поручения, но редко доводят их до конца. На требования отвечают требованием. Будучи инициатором нарушений, они не признают своей причастности к ним. Мотивы поведения эгоистичны, но могут оказать помощь попавшему в затруднительную ситуацию. Стремятся разрешить конфликт в свою пользу. Избегают участия в кражах, драках, нарушениях в дисциплине, но и не удерживают других. Они редко нарушают школьную дисциплину, граничащие проступками легко подвергаются отрицательному влиянию, но и воспитательному воздействию. [16].

 

 

1.2.  Психологические особенности детей с педагогической запущенностью

В психологическом портрете запущенного ребенка обнаруживаются противоречия между его потребностью в принятии и признании и его  неадаптированостью в социальной микросреде; между стремлением ребенка к  успеху, неиспользованными возможностями  и нарушениями образа «Я»; его  неадекватностью и дисгармониями  психического развития, неуспешностью  и компенсаторным поведением. Эти  и другие противоречия личностного развития запущенного ребенка, связанные со спецификой воспитательного микреоциума, создают предпосылки к постоянным неконтролируемым микроконфликтам в семье и школе. Накопление у ребенка своеобразных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций приводит к нарушению его душевного равновесия, что выражается в неуравновешенности, подавленности, угнетенности, вялости, плаксивости, раздражительности, в проявлениях немотивированного страха, тревоги у одних и расторможенности, повышенной активности, неуправляемости у других. Такие состояния, характерные для социально-педагогической запущенности, дезорганизуют ребенка, вызывают неадекватные реакции на педагогические воздействия, делают его педагогически трудным.

Автор В.Г. Баженов выделяет три  группы детей по степени педагогической запущенности:

B первую группу входят школьники,  степень педагогической запущенности  которых незначительна. У них  отрицательные черты и качества  неустойчивы. Интерес к школе  у них сохраняется, отношение  к учебе в основном положительное.  Нет конфликтов с учителями  и сверстниками. Детей этой группы  отличает легкая внушаемость,  неустойчивость, неуверенность в  себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять  своим отрицательным ситуативным  желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность.  Положение таких детей в коллективе  может быть благополучным, они,  как правило, не оказываются  в изоляции.

Детей второй группы характеризует  низкая успеваемость, конфликтные отношения  со сверстниками, учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных  семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты  недостаточно, в начальных классах  они не осваивают учебные действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.

Детей третьей группы характеризует  отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень  слабая успеваемость. Изолированность  в классе они компенсируют в общении  с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное [2].

Автор М.А. Алемаскин также выделяет 3 группы детей по степени педагогической запущенности

У детей первой группы нет устойчивых отклонений в нравственном развитии, отрицательные качества проявляются  ситуативно, сохраняются разнообразные интересы. Они озорные, ленивые, неорганизованные, слабовольные, ищут легкие пути достижения целей, легко раскаиваются и обещают исправиться.

У детей второй группы отклонения в нравственном развитии, низкая успеваемость, конфликты с коллективом и  учителями, живут в неблагополучных  семьях, безделье скрывают безразличием, познавательный интерес неразвит, так  как не усвоены учебные действия, к труду - пренебрежение. У них  легкая внушаемость, интерес к безумным зрелищам, частой смене впечатлений. Они озлоблены, недоброжелательны, вызывающе себя ведут, но не совершают  откровенно хулиганские поступки.

У детей третьей группы степень  педагогической запущенности ярко выражена. Систематически проявляются отрицательные  качества, искажения в нравственном развитии. Они курят, сквернословят, к физическому труду относятся  отрицательно, открыто противопоставляют  себя коллективу, не стремятся стать  лучше. В коллективе - изолированы, авторитет  поддерживают при помощи силы, не способны к длительным волевым усилиям, склонны  к аффектным вспышкам, имеют деформированные желания и намерения. Обе классификации схожи, так как в основе имеют описательный подход к личности ребенка, его особенностям поведения и развития, общения и овладения различными видами деятельности. [1].

Педагогически запущенные школьники  характеризуются следующими особенностями  учебной деятельности: неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень  обучаемости, связанные с несбалансированным развитием индивидуально-психических  качеств личности. Низкий уровень  развития культуры, познавательных интересов  и мотивации, неподготовленность к  обучению, «застревание» на игровой и других видах деятельности, в которых ему сопутствует относительный успех. Социально-психологическая дезадаптации в школе проявляется и слабом овладении новой социальной ролью ученика, недоразвитие социальной чувствительности, нарушения общения со сверстниками, эмоциональное отвержение и, как следствие, негативное психоэмоциональное состояние. Школьная тревожность характерна для всех младших школьников; разница состоит в уровне ее проявления и предмете переживания. Обычные дети тревожатся по поводу достижения наилучших результатов, а запущенные — по поводу плохих результатов. Она определяется как органической слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низкой работоспособностью, обусловленной препубертатной астенией, которая характеризуется:

1) переориентацией интересов на внешкольное окружение;

2) поведением с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т. д.);

3) неблагоприятными микросредовыми условиями (семейное, асоциальное окружение) как основа реакции имитации либо протеста;

4) неадекватными условиями обучения, препятствующие усвоению программы.

Личность педагогически  запущенного ребенка характеризуется  неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активности во взаимодействии с окружением. Субъективно эти особенности  личности переживаются запущенным ребенком как особый образ -Я и выражаются в неадекватной самооценке и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в стремлении к его принятию и признанию самого себя, успеху как базовой потребности личности и социальной дезадаптации. Неразрешимость этого противоречия, с одной стороны, вызывает внутреннюю и внешнюю конфликтность ребенка, компенсаторно-защитные реакции, а с другой — усугубляет его недостатки, приводит к возникновению комплекса неполноценности. Педагогически запущенные младшие школьники, как правило, характеризуются неадекватной самооценкой — либо завышенной, либо заниженной. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях; в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм.

Запущенные дети выполняют  предложенные учителем задания, используя  лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих  проблем. У них плохое внимание, быстрая  утомляемость. Они остро реагируют  па неудачи, не уверены в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям. Выявлены существенные различия в уровне возбудимости и  гиперактивности, выражающиеся в слабой концентрации внимания, повышенном моторном беспокойстве и отвлекаемости, отсутствии страха в ситуациях повышенного риска, игнорировании социальных требований и культурных норм поведения. В отношениях со взрослыми запущенные дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состоянии равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато проявляют избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности.

Запущенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам  с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его  основных потребностей быть личностью (для младших школьников — это  потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) оказывает на него разрушающее  влияние. Запущенные младшие школьники  излишне чувствительны к отношению  окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают, прежде всего, с оценивающей деятельностью  учителя («плохой ученик», «плохая  успеваемость», «неуемный», «слабо учится»). Обычные дети, ориентируясь на позитивные оценки взрослых («молодец», «умница») их новой деятельности — учения, во-первых, выделяют эти характеристики как основные, во-вторых, положительно оценивают эти качества у себя («Я умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»). Позиция хорошего ученика, умеющего и желающего подчиняться, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обусловливает, с одной стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой — сдержанность и высокий самоконтроль. Запущенный ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, не принятым, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

 

На разных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику и признаки проявления

В дошкольном возрасте это:

- неуспешность в ролевой игре, как ведущем виде деятельности, проявляющаяся в наличии трудностей при налаживании игровых отношений со сверстниками; предпочтение несложных по содержанию предметных игр, несостоятельность в других видах деятельности.

Информация о работе Профилактика педагогической запущенности учащихся