Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 10:43, курсовая работа
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанной с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования, как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Характеристика понятия «педагогической запущенности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5
1.2. Психологические особенности детей с педагогической запущенностью………………………………….……………………………………
Глава 2. Диагностика педагогической запущенности…………………………….
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся……………………
2.2. Коррекционные технологии работы педагога-психолога с педагогически запущенными детьми………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………………
- неподготовленность к предстоящему обучению в школе, которая выражается вне соответствии уровня представлений ребенка об окружающей действительности возрастным возможностям, дисгармоничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости психических процессов, отсутствии или слабой мотивации учения, неумении выделять специальные учебные задачи в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности.
- отклонения в поведенческой сфере.
В младшем школьном возрасте педагогическая запущенность характеризуется:
- психологической и нравственной неподготовленностью ребенка к обучению, в основе которого лежит несбалансированность развития индивидуально-психологических качеств личности, вызванная дефектами воспитания в семье, недостатками обучения в детском саду или школе.
- неуспешностью, затрудненностью в учебе, а также других видах деятельности, наличием пробелов в знаниях, неразвитостью познавательных процессов, несформированностью общественно-значимых мотивов учения, предпочтение ребенком-школьником игры, или других видов деятельности, в которых ему сопутствует успех.
- нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами ребенка в учении, со слабостью его представлений об окружающем мире, нравственных правилах коллектива, отсутствием навыков общения, неправильной самооценкой, оценкой своего положения в группе сверстников.
Младший школьник как субъект
общения характеризуется
Запущенный ребенок безуспешно пытается различными дерзкими способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающим в силу школьной неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей часто возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в учении, которое распространяется и на отношение ребенка к окружающим. Нарушения в побудительном компонент коммуникативной активности (дисгармония мотивов) связаны с социальной неразвитостью ребенка, которая и порождает его странное поведение.
Показателями педагогической запущенности у подростков являются:
- нарушения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитые познавательные потребности),
- неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях. (МИХАЙЛОВА)
Глава 2. Диагностика педагогической запущенности
2.1 Профилактика педагогической запущенности учащихся
Правонарушениями
Задержка развития, неэтичное
поведение, неумение подчиняться требованиям
и соответствующей деятельности
(например учебной, игровой) со временем
перерастают в
Необходимо педагогическое сотрудничество учителя с родителями учащихся. Психолог и педагоги должны помочь им понять содержание профилактической работы, увидеть в ней свои функции. Речь идёт об устранении безнадзорности ребёнка в семье, его приучении у твёрдому распорядку дня, выполнению трудовых поручений, правил поведения, о поощрении его дружбы со сверстниками. Родители должны быть ориентированы на гуманное и требовательное отношение к ребёнку; на приложение максимальных усилий к нормализации обстановке в семье; перестройку семейных отношений в направлении взаимоуважения и взаимной требовательности, ответственности. При необходимости следует принять меры общественного и административного воздействия на родителей, ведущих неправильный образ жизни и уклоняющихся от воспитания детей. Поскольку причины педагогической запущенности детей обусловлены недостатками воспитательной работой семьи, детского сада и школы, то её успешное преодоление зависит от их тесного взаимодействия. Основными путями взаимодействия семьи, детского сада и педагогически запущенных детей являются:
Цель такого взаимодействия – перестройка семейного воспитания и образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогической запущенности у детей. Успешному решению задач профилактической работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционального-психологических перегрузок ребёнка), так и специальные:
Период раннего детства
в большей мере определяет будущее
человека. В зависимости от качества,
длительности и степени неблагоприятного
влияния отрицательные
1. Изменение условий семейного воспитания ребёнка
2. Совершенствование
3. Помощь ребёнку в личностном росте:
Характер протекания и изменения педагогической запущенности зависит от длительности её существования у ребёнка, но в любом случае педагог может рассчитывать на успех коррекционной работы. [11,с.107].
2.2. Коррекционные технологии работы педагога-психолога с педагогически запущенными детьми
Основными средствами педагогической
коррекции дисгармоний
тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка. Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждения игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъектов игровой деятельности оказывают такие коррегирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды. В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении (схемы, средства наглядности, опорные конспекты и т.д.), комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушения образа “Я “, неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги. Психологическая коррекция (психокоррекция) социально-педагогической запущенности детей. Эта группа методов коррекции классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный социум) и по предмету, на который мы будем указывать. К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства. Психокоррекция свойств субъекта общения производится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей. Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения функции доминирования учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного ребенка. Нарушения развития самосознания запущенного ребенка требуют применения таких методов, как психологический массаж, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развития позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения - “Я хочу”, “Я могу”, ”Я буду”. [7].
Информация о работе Профилактика педагогической запущенности учащихся