Профилактика педагогической запущенности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанной с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования, как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Характеристика понятия «педагогической запущенности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5
1.2. Психологические особенности детей с педагогической запущенностью………………………………….……………………………………
Глава 2. Диагностика педагогической запущенности…………………………….
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся……………………
2.2. Коррекционные технологии работы педагога-психолога с педагогически запущенными детьми………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

- неподготовленность к предстоящему обучению в школе, которая выражается вне соответствии уровня представлений ребенка об окружающей действительности возрастным возможностям, дисгармоничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости психических процессов, отсутствии или слабой мотивации учения, неумении выделять специальные учебные задачи в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности.

- отклонения в поведенческой сфере.

В младшем школьном возрасте педагогическая запущенность характеризуется:

- психологической и нравственной неподготовленностью ребенка к обучению, в основе которого лежит несбалансированность развития индивидуально-психологических качеств личности, вызванная дефектами воспитания в семье, недостатками обучения в детском саду или школе.

- неуспешностью, затрудненностью в учебе, а также других видах деятельности, наличием пробелов в знаниях, неразвитостью познавательных процессов, несформированностью общественно-значимых мотивов учения, предпочтение ребенком-школьником игры, или других видов деятельности, в которых ему сопутствует успех.

- нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами ребенка в учении, со слабостью его представлений об окружающем мире, нравственных правилах коллектива, отсутствием навыков общения, неправильной самооценкой, оценкой своего положения в группе сверстников.

Младший школьник как субъект  общения характеризуется активностью, способностью к самооценке, определенным социальным статусом и уровнем адаптации  в группе сверстников. У запущенных младших школьников просматриваются  тенденции непонимания со стороны  окружающих, неудовлетворенной потребности  в признании, трудностей общения, противоречивого  отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают  негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная  расторможенность или заторможенность. Становление младшего школьника  как субъекта общения зависит  от взаимоотношений с учителем, от отношения ребенка к учебной  деятельности и уровня развития его  социально-коммуникативных качеств  и свойств личности.

Запущенный ребенок безуспешно пытается различными дерзкими способами  добиться социального признания, а  в результате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающим в силу школьной неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей часто возникает  противоречие между нереальным уровнем  притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в учении, которое  распространяется и на отношение  ребенка к окружающим. Нарушения  в побудительном компонент коммуникативной активности (дисгармония мотивов) связаны с социальной неразвитостью ребенка, которая и порождает его странное поведение.

Показателями  педагогической запущенности у подростков являются:

- нарушения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитые познавательные потребности),

- неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях. (МИХАЙЛОВА)

 

Глава 2. Диагностика педагогической запущенности

2.1 Профилактика педагогической запущенности учащихся

Правонарушениями несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности. Эта линия поведения нередко берёт своё начало в раннем детстве и при неблагоприятном стечении обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Задержка развития, неэтичное  поведение, неумение подчиняться требованиям  и соответствующей деятельности (например учебной, игровой) со временем перерастают в недисциплинированность, нежелание считаться с общественными  нормами. Возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности детей. Работа школьного психолога в первую очередь должна быть направлена на гуманизацию педагогического процесса, формирование культуры общения и эмпатического понимания в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик», «ученик и социум», «ученик-родители».

Необходимо педагогическое сотрудничество учителя с родителями учащихся. Психолог и педагоги должны помочь им понять содержание профилактической работы, увидеть в ней свои функции. Речь идёт об устранении безнадзорности ребёнка в семье, его приучении у твёрдому распорядку дня, выполнению трудовых поручений, правил поведения, о поощрении его дружбы со сверстниками. Родители должны быть ориентированы на гуманное и требовательное отношение к ребёнку;  на приложение максимальных усилий к нормализации обстановке в семье; перестройку семейных отношений в направлении взаимоуважения и взаимной требовательности, ответственности. При необходимости следует принять меры общественного и административного воздействия на родителей, ведущих неправильный образ жизни и уклоняющихся от воспитания детей. Поскольку причины педагогической запущенности детей обусловлены недостатками воспитательной работой семьи, детского сада и школы, то её успешное преодоление зависит от их тесного взаимодействия. Основными путями взаимодействия семьи, детского сада и педагогически запущенных детей являются:

  • совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;
  • совместное программирование содержания профилактической работы;
  • совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы предупреждения педагогической запущенности;

Цель такого взаимодействия – перестройка семейного воспитания и образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогической запущенности у детей. Успешному решению задач профилактической работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционального-психологических перегрузок ребёнка), так и специальные:

  • организация успеха ребёнка в ролевой игре;
  • учение, руководство его поведением путём опоры на положительные качества;
  • формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни деятельности в коллективе;
  • преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности, интеллектуального развития, нравственного и эмоционально-волевого развития;

Период раннего детства  в большей мере определяет будущее  человека. В зависимости от  качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки  в поведении могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания. В профилактике педагогической запущенности детей должны принимать участие не только психологи и педагоги, но непосредственно родители. Профилактика запущенности может вестись в двух направления. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т.е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможения отрицательных качеств, свойств, сторон личностей. Во-вторых, это предупреждение ее развития, т.е. возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношения, снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка. Можно предложить учителям начальных классов примерную программу организации индивидуальной работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности, состоящих из трех основных направлений помощи:

 

1. Изменение условий семейного воспитания ребёнка

  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры  взаимоотношений;
  • создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;
  • индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребёнка;
  • контроль за организацией нормального режима жизни и деятельности ребёнка, устранение его безнадзорности;
  • помощь в организации разумной деятельности ребёнка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;
  • меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала в семье;

 

2. Совершенствование воспитательно-образовательной  работы с классом:

  • коррекция отношения педагога к ребёнку, рекомендация методов работы с ним, активное использование методики позитивного стимулирования учащихся, снятие психологических перегрузок;
  • гуманизация межличностных в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
  • рационализация воспитательно-образовательной работы в классе;
  • взаимодействие педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе;

3. Помощь ребёнку в  личностном росте:

  • организация психологического обследования ребёнка и оказание ему необходимой психологической помощи;
  • индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферы;
  • включение ребёнка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
  • преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;
  • организация успеха ребёнка в усвоении школьной программы;
  • руководство общением ребёнка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
  • работа по формированию мотивации достижений.

Характер протекания и  изменения педагогической запущенности зависит от длительности её существования  у ребёнка, но в любом случае педагог  может рассчитывать на успех коррекционной  работы. [11,с.107].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Коррекционные технологии работы педагога-психолога с педагогически запущенными детьми

Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольного поведения являются сочувствие, понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно- образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей ребенка. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в себя, свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать высокую

тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения,    неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка. Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждения игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъектов игровой деятельности оказывают такие коррегирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды. В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении (схемы, средства наглядности, опорные конспекты и т.д.), комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушения образа “Я “, неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги. Психологическая коррекция (психокоррекция) социально-педагогической запущенности детей. Эта группа методов коррекции классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный социум) и по предмету, на который мы будем указывать. К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства. Психокоррекция свойств субъекта общения производится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей. Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения функции доминирования учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного ребенка. Нарушения развития самосознания запущенного ребенка требуют применения таких методов, как психологический массаж, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развития позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения - “Я хочу”, “Я могу”, ”Я буду”. [7].

Информация о работе Профилактика педагогической запущенности учащихся