Профилактика трудновоспитуемости школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - процесс профилактики отклонений в поведении учащихся.
Предмет исследования - формы и методы деятельности социального педагога по устранению причин, способных вызвать появление трудновоспитуемости учащихся.
Цель исследования - рассмотреть формы и методы профилактики возникновения трудновоспитуемости детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема возникновения явления трудновоспитуемости и меры по предупреждению отклонений в поведении учащихся
§1. Термин "трудновоспитуемость", причины возникновения трудновоспитуемости
§2. Классификация трудных детей
2.1 Девиантное поведение и его формы
2.2 Аффективные дети
2.3 Педагогически запущенные дети
§ 3. Сущность профилактической работы по преодолению возникновения трудновоспитуемых школьников
§4. Основные направления деятельности социального педагога по профилактике трудновоспитуемости детей и подростков
Выводы по I главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Профилактика трудновоспитуемости школьников.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Профилактика трудновоспитуемости школьников.

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Проблема возникновения явления трудновоспитуемости и меры по предупреждению отклонений в поведении учащихся
  • §1. Термин "трудновоспитуемость", причины возникновения трудновоспитуемости
  • §2. Классификация трудных детей
  • 2.1 Девиантное поведение и его формы
  • 2.2 Аффективные дети
  • 2.3 Педагогически запущенные дети
  • § 3. Сущность профилактической работы по преодолению возникновения трудновоспитуемых школьников
  • §4. Основные направления деятельности социального педагога по профилактике трудновоспитуемости детей и подростков
  • Выводы по I главе
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Введение

"Трудный" ребенок растет неполноценным. Он живет в своем мире, мире  переживаний, фантазий, страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны учителя, родителей и детей. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической и социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением и т.д. В силу этого проблема трудновоспитуемости продолжает оставаться одной из центральных психолого-педагогических проблем современной науки и практики.

Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению трудновоспитуемых детей.

Термин "трудновоспитуемость" вошел в науку в 30-е годы ХХ века. Он означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина такой сопротивляемости - чаще всего отставание личности в положительном развитии.

Проблему трудновоспитуемости рассматривали в своих работах А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Н. Сорока-Росинский, Э.Г. Костяшкин, Ю.П. Азаров, В. Леви. Значительный вклад в разработку проблемы внесли такие педагоги и психологи, как А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская, И.А. Невский, Л.М. Злобин.

Одним из решений проблемы трудновоспитуемости детей и подростков выступает комплекс мер, методов и форм, направленных на реализацию задачи исключения явлений, способствующих возникновению отклонений поведения среди несовершеннолетних, т.е. их профилактики. Меры профилактического характера являются неотъемлемой частью современной социальной защиты семьи и детей. Вместе с тем, долгое время система образования и воспитания подрастающего поколения делала основной упор в работе с такими детьми на стационарные учреждения закрытого типа и органы внутренних дел, не принимая во внимание реабилитационно-педагогические аспекты профилактики трудновоспитуемости у несовершеннолетних. Кризисная ситуация развития социума остро поставила вопросы изменения стратегии профилактической работы, совершенствования ее содержания, отказа от "карательных" форм воздействия на детей с отклонением в поведении.

Гуманизация образования и его ценностные ориентиры, центром которых является личность и ее благополучие, определяют усиливающийся интерес к исследованию проблемы профилактики трудновоспитуемости детей и подростков в условиях школы.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы.

Тема нашего исследования: Профилактика трудновоспитуемости школьников.

Объект исследования - процесс профилактики отклонений в поведении учащихся.

Предмет исследования - формы и методы деятельности социального педагога по устранению причин, способных вызвать появление трудновоспитуемости учащихся.

Цель исследования - рассмотреть формы и методы профилактики возникновения трудновоспитуемости детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

1. Определить сущность трудновоспитуемости  и выделить факторы, влияющие  на ее возникновение.

2. Проанализировать классификацию  трудных детей;

школьник трудновоспитуемость девиантное поведение

3. Рассмотреть возможности и  выделить эффективные методы  профилактической работы по преодолению  возникновения трудновоспитуемых  учащихся.

Гипотеза исследования: Эффективность профилактической работы будет обеспечена при соблюдении следующих условий:

если выбор методов профилактической работы будет основан на выявлении

причины трудновоспитуемости;

если в процессе ее осуществления будут целенаправленно создаваться ситуации для развития субъектной позиции учащихся.

трудновоспитуемый детский дом индивидуальный

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть полезны для психологов, классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов, работающих в общеобразовательных школах.

Структура работы:

Данная работа состоит из: введения, теоретической главы, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. Проблема возникновения явления трудновоспитуемости и меры по предупреждению отклонений в поведении учащихся

§1. Термин "трудновоспитуемость", причины возникновения трудновоспитуемости

Трудновоспитуемость - состояние, в которое волей-неволей впадает личность при комплексе недостатков и отрицательных свойств, которые делают ее невосприимчивой к воспитательным влияниям. Невоспитанность и трудновоспитуемость не одно и то же: если невоспитанность может нести просто к невосприятию педагогических воздействий, то трудновоспитуемость зарождается как противодействие воспитательному процессу.

Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок - это прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педпроцессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.

П.П. Блонский так охарактеризовал трудновоспитуемых школьников "с объективной точки зрения, трудный ученик - такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик - такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы".

Многочисленные исследования свидетельствуют, что на различных возрастных этапах у трудных детей проявляются наиболее характерные черты личности: младшим школьникам (I-IV классы) присущи капризность, упрямство, лень, невнимательность, лживость, неаккуратность, драчливость, отсутствие самостоятельности; учащимся среднего школьного возраста (V-IX классы) - грубость, озлобленность, нежелание учиться и трудиться на общую пользу, стремление сделать что-нибудь "вредное", повышенный интерес к сексуальным вопросам; старшеклассникам (X-XI классы) - пренебрежительное отношение к родителям, взрослым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанностям, критиканство, неумение доводить начатое дело до конца, невыдержанность, болезненная замкнутость (Д. Перфильевская).

"Трудный" младший школьный возраст

Трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она - результат конкретных пробелов в социально ценном жизненном опыте младшего школьника и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения. В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Трудновоспитуемый младший школьник всегда стремится найти оправдательные мотивы своему поведению. Причем такое оправдание всегда связано с особенностями зоны ближайшего социального окружения, с личностными недостатками: "Другие так же поступают", "Мне терять нечего" и т.д. В такой обстановке довольно легко оформляется отрицательное отношение ко всему, что мешает сохранять привычный, избранный образ жизни.

Для профилактики (предупреждения) трудновоспитуемости решающими могут оказаться действия педагога в сложный период роста ребенка, когда он делает ошибки и терпит неудачи из-за отсутствия опыта, необходимых знаний, умений и навыков.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".

"Трудный" средний школьный возраст

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.

"Трудный" старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитани, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Причины трудновоспитуемости

В.А. Сухомлинский говорил, что "Причины, в силу которых ребенок становится "трудным", неуспевающим, отстающим в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства".

Возникновению трудновоспитуемых детей способствует ряд причин. По определению А.И. Кочетова, понятие "трудный ребенок" касается тех детей, у которых из-за ошибок, допущенных взрослыми в процессе воспитания, сформировалась привычка отрицательно реагировать на педагогическое воздействие. Из этого А.И. Кочетов выделял следующие причины:

Информация о работе Профилактика трудновоспитуемости школьников