Профилактика трудновоспитуемости школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - процесс профилактики отклонений в поведении учащихся.
Предмет исследования - формы и методы деятельности социального педагога по устранению причин, способных вызвать появление трудновоспитуемости учащихся.
Цель исследования - рассмотреть формы и методы профилактики возникновения трудновоспитуемости детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема возникновения явления трудновоспитуемости и меры по предупреждению отклонений в поведении учащихся
§1. Термин "трудновоспитуемость", причины возникновения трудновоспитуемости
§2. Классификация трудных детей
2.1 Девиантное поведение и его формы
2.2 Аффективные дети
2.3 Педагогически запущенные дети
§ 3. Сущность профилактической работы по преодолению возникновения трудновоспитуемых школьников
§4. Основные направления деятельности социального педагога по профилактике трудновоспитуемости детей и подростков
Выводы по I главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Профилактика трудновоспитуемости школьников.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Главная задача, воспитывать у детей правильное отношение к этой естественной и совсем не постыдной или запретной сфере человеческих отношений.

Формирование основ нравственной культуры личности включает в себя воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.

Рассмотрим более подробно элементы данного направления социально - педагогической деятельности. Воспитание гуманности осуществляется в разнообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Учащийся должен быть включен в сопереживание, соучастие. Важным условием воспитания гуманности является организация общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Соблюдение дисциплины предполагает подчинение требованиям коллектива, большинства. Деятельность социального педагога по воспитанию сознательной дисциплины должна быть направлена на разъяснение учащимся школы необходимости соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива, общества.

Следующее направление, которое мы хотели бы рассмотреть - трудовое воспитание. О трудовом воспитании, профориентации, трудоустройстве в рамках профилактики девиантного поведения писали Н.К. Семернова, А.Н. Щедрина и другие.

Труд, как утверждают Н.К. Семернова, способствует становлению личности, её моральному выздоровлению в случае, если в развитии личности были допущены социальные отклонения.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания: формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности предприимчивости, деловитости и честности; вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

В социально-педагогической литературе выделены педагогические условия организации трудового воспитания: подчинение труда учащихся учебно-воспитательным задачам, которые достигаются в процессе взаимопроникновения целей общественного, общественно полезного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами учащегося. Задача социального педагога состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у школьников желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно.

Формирование эстетической культуры является важным при организации деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся.

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Дети и подростки постепенно переходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и умножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло стоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении. В. Н Кудрявцев, В. В Лунев, считают, что именно формирование вышеуказанной позиции способствует предупреждению девиаций.

Таким образом, эстетическое воспитание призвано сформировать у учащихся школ стремление и умение строить свою жизнь по канонам красоты, а следовательно является одним из направлений профилактической деятельности девиантного поведения.

Л. И Божович, Ю.В. Василькова считают, что воспитание физической культуры личности учащегося способно стимулировать формирование активного и здорового образа жизни. Организация работы по воспитанию физической культуры направлена на решение следующих задач:

содействие правильному физическому развитию, повышение их работоспособности, охрана здоровья;

приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены, физической культуры и спорта.

Одним из важнейших направлений профилактической деятельности социального педагога является работа по предупреждению отклоняющегося поведения школьников и преодолению школьной дезадаптации учащихся с целью недопущения дальнейшего углубления девиации.

Одним из определяющих социально-психологических факторов десоциализации в школе является то, что трудновоспитуемые учащиеся являются выключенными из активного, опосредствованного социально значимой деятельностью взаимодействия с одноклассниками, что приводит их к неудовлетворенности, психологической изоляции в классе, к поискам новой, предпочитаемой среды общения и других референтных групп. Эмоциональный дискомфорт, психологическая изоляция таких учащихся усугубляются чрезмерной авторитарностью педагогов, отрицательно сказывающейся на характере межличностных отношений в классе.

Организуя процесс социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения учащихся в школе, социальный педагог может использовать следующие способы: психолого-педагогическое изучение и отслеживание ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния учащихся; просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, психического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых; организация психолого-педагогических консилиумов для анализа поведения и развития школьников с отклонениями в поведении; комплексные консультации специалистов для педагогов и родителей, проводимые на основании данных социально психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики; совместные семинары и психолого-педагогические практикумы для учителей, родителей; разработка индивидуальных программ коррекционной работы и их реализация на уровне образовательного учреждения.

Успех социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения, по наблюдению Л. Я Олиференко, невозможен без объединения усилий всего педагогического коллектива школы. Требование комплексного подхода к воспитанию, одним из компонентов которого является единство целенаправленных воспитательных воздействий на личность школьника, объясняет необходимость подхода к проблеме предупреждения отклоняющегося поведения школьников с точки зрения общешкольной системы, которая предусматривает: специально организованную в школе методическую и психолого-педагогическую подготовку педагогов к работе с трудновоспитуемыми учащимися; внедрение в практику учебно-воспитательной работы единых методик изучения и учета подростков девиантного поведения; четкое распределение функций между членами педагогического коллектива по организации воспитательной работы с учащимися девиантного поведения, по созданию единой воспитательной среды и вовлечению таких детей и подростков в разнообразные виды коллективной деятельности; руководство воспитанием подростков девиантного поведения в семье и ближайшем бытовом окружении; систематический анализ результатов работы, внедрение их в дальнейшую практику.

Профилактическая работа предполагает взаимодействие социального педагога с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании необходимой помощи учащемуся и семье, где социальный педагог выполняет роль координатора воспитательных усилий школы, семьи и социальной среды и анализирует полученные воспитательные результаты. Социально-педагогическая профилактика отклонений в поведении учащихся будет успешной в том случае, если будет организовано взаимодействие всех участников школьного социума.

Таким образом, школа как социально-педагогическая система играет основную роль в профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков. Для ее эффективного осуществления необходимо тесное взаимодействие специалистов внутри системы, а также самого образовательного учреждения с другими социальными институтами.

Н.И. Бокунь говорит, что, необходимым направлением профилактической деятельности социального поведения школы является внедрение в деятельность учреждения и реализация специальных программ профилактики трудновоспитуемого поведения. Реализация данного направления профилактики включает проведение мероприятий, направленных на достижение следующих задач:

повышение уровня информированности воспитанников о проблеме девиантного поведения (о социальной, правовой и физиологической опасности явлений алкоголизма, наркомании, подростковых правонарушений и преступности);

изменение неадекватного отношения к девиантным поступкам и формирование негативной установки к такому поведению;

формирование навыков противостояния и преодоления внешнему давлению, конформности (умения сказать "нет", отстоять свою позицию, сохранить свои убеждения и ценности);

формирование навыков ведения здорового образа жизни.

Реализация основных направлений профилактической деятельности социальный педагог создает благоприятные предпосылки для формирования нормоправильного поведения детей.

В деятельности социального педагога школы можно выделить определенный алгоритм работы.

1 этап. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков. Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Специалист изучает индивидуальные особенности ребенка, выявляет его трудности и проблемы, отклонения в поведении, определяет их причины. Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе (приложение № 1)

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3части. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.

На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда. Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, ?1, 0 (иногда).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.

Характеристика уровней (по итоговой сумме)

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6>N>3

1 - Начальный уровень трудновоспитуемости

30>N>15

3>N>0

2 - Дезорганизаторы

15>N>0

N<0

3 - Особотрудные

N<0

       

Уровень, качества личности (признаки)

1 уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем  развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

2 уровень: невосприятие педагогических  воздействий; эгоцентричность; негативное  отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.

3 уровень: противодействие воспитательному  процессу; поведение на грани  правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

2 этап. Разработка профилактической программы. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем и подбирает психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные профилактические программы разрабатываются в рамках индивидуальных программ комплексной профилактики учащихся. Групповые профилактические программы - для решения определенных проблем группы трудновоспитуемых детей и подростков.

3 этап. Реализация программ профилактики трудновоспитуемости

учащихся.

На протяжении актуального периода осуществляется социально-психолого-педагогическое сопровождение подростка с трудностями в воспитании. Отслеживается динамика развития позитивных форм поведения, особенности эмоционально-волевых проявлений, оказывается психологическая помощь во взаимоотношениях с педагогами, учащимися и родителями.

4 этап. Итогово-оценочный. Направлен на оценку эффективности проведения профилактической работы, внесение в нее необходимых корректив.

В данном параграфе мы рассматривали профилактику трудновоспитуемости школьников осуществляемую социальным педагогом в школе.

Таким образом, деятельность социального педагога является многоаспекной, включающей различные направления: правовое воспитание; половое воспитание; формирование нравственной культуры личности, трудовое воспитание; формирование эстетической культуры личности, воспитание физической культуры личности (формирование здорового образа жизни). Таким образом, исходя из целей и функций деятельности социального педагога школы, профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков является обязательной составляющей воспитательного процесса в учреждении.

Информация о работе Профилактика трудновоспитуемости школьников