Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 10:36, курсовая работа
Объект исследования - процесс профилактики отклонений в поведении учащихся.
Предмет исследования - формы и методы деятельности социального педагога по устранению причин, способных вызвать появление трудновоспитуемости учащихся.
Цель исследования - рассмотреть формы и методы профилактики возникновения трудновоспитуемости детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава I. Проблема возникновения явления трудновоспитуемости и меры по предупреждению отклонений в поведении учащихся
§1. Термин "трудновоспитуемость", причины возникновения трудновоспитуемости
§2. Классификация трудных детей
2.1 Девиантное поведение и его формы
2.2 Аффективные дети
2.3 Педагогически запущенные дети
§ 3. Сущность профилактической работы по преодолению возникновения трудновоспитуемых школьников
§4. Основные направления деятельности социального педагога по профилактике трудновоспитуемости детей и подростков
Выводы по I главе
Заключение
Список литературы
Школьная напряженность;
Противоречие между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе;
Недостатки морального воспитания;
Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей;
Неблагоприятная наследственность, асоциальное поведение родителей;
Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться
Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения;
Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения;
Педагогическая запущенность.
Исходя из этих причин, формируется профилактическая и коррекционная работа с трудными детьми. И чем раньше выявить что ребенок - "трудный", тем проще будет вывести его из аномального состояния.
§2. Классификация трудных детей
А.С. Макаренко определил, что "Основной признак, в соответствии с которым можно судить о трудновоспитуемости ребенка, это его активное сопротивление воспитанию, непринятие им признанных средств педагогического воздействия". Исследователи выделяют три основных признака, присущих трудновоспитуемому:
неравномерное развитие психики (чрезмерное развитие какой-либо ее стороны и отставание другой),
педагогическая запущенность,
неадекватные взаимоотношения с окружающим миром.
На основе этих признаков педагоги составили ряд классификаций трудновоспитуемых детей и разделили их в 4 группы: аффективные дети, девиантные дети, педагогически запущенные дети; дети, имеющие значительные физические и психические отклонения
В данной курсовой работе мы рассмотрим 3 группы трудновоспитуемых школьников, потому что дети из четвёртой группы обучаются в специальных школах и учителя общеобразовательных школ не сталкиваются с этой группой детей.
2.1 Девиантное поведение и его формы
Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью ребенка. Поведение может быть нормальное и отклоняющееся.
Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т.е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаше всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами.
Причины девиантного поведения:
1. недостаточное воспитание;
2. чрезмерное воспитание;
3. неспособность адаптироваться в новой среде.
Девиантное поведение - почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансированном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет и формируются нормальные люди.
Виды проявлений девиантного поведения:
нарушения;
непослушание;
шалость;
озорство;
проступок;
детский негативизм.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.
Характеристика отклоняющегося поведения
Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:
дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т.е. примерно 1,5 миллиона);
дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;
социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;
подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;
подростки сексуально распущенного поведения;
подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.
В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);
уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;
внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;
ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).
Если учитель вовремя не выявит в своем классе ребенка с девиантным поведением, то это поведение перерастет в педагогическую запущенность, что в последствии негативно скажется на формировании личности ребенка. Поэтому важно, прежде всего, учителям обращать внимание на поведение ребенка на уроках и переменах, и на общение ребенка со сверстниками и со взрослыми. Немаловажна позиция трудного ребенка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием.
2.2 Аффективные дети
В данное время дети дошкольного и младшего школьного возраста подвергаются различным стрессам. Детская психика становится неустойчивой. Ребенок перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим миром, замыкается в себе. Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании поведения и личности ребенка играет семья, которая может помочь ребенку выйти из стресса, но также существует негативное влияние некоторых семей.
Аффективное поведение - это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин.
Причины аффективного поведения:
наметившийся кризис семьи;
избыток родительского раздражения;
неудачи в учении;
конфликты в классе, со всем коллективом;
психологические расстройства;
заниженная самооценка;
повышенная тревожность.
Аффективные дети - это дети, демонстрирующие склонность к аффективному поведению.
Характерные черты аффективных детей:
зависимость от конкретной ситуации, замыкание в ней;
рефлекторное перенесение страха на другие безопасные ситуации;
низкий уровень произвольности поведения;
четкое разделение познавательной и чувствительной сфер;
пассивность, внешняя послушность.
Аффективные дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают учителей возможности работать с ними. Дети с сильно развитым аффективным поведением не могут обучаться в обычных классах.
Работая с аффективными детьми в начальных классах, педагогу необходимо обращаться к школьному психологу (так как аффективное поведение чаще вызвано неустойчивой психикой ребенка), чтобы не навредить этому ребенку, а наоборот помочь выйти ему из этого состояния.
2.3 Педагогически запущенные дети
Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию "трудные" дети, но между ними есть и различия. Понятие "педагогической запущенности" характеризует историю воспитания ребенка, а "трудный" - говорит о результатах такого воспитания. "педагогически запущенный" рано или поздно становится "трудным"
Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и учителей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.
Причины педагогической запущенности:
1. отсутствие правильного
2. частая смена школы, учителей;
3. отрицательное влияние улицы;
4. безнадзорность.
Изучение "трудных" учащихся предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.
§ 3. Сущность профилактической работы по преодолению возникновения трудновоспитуемых школьников
Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют прежде всего биологические факторы, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова. Если врожденные качества личности, ее индивидуальные свойства выступают как предпосылки формирования личности, то социальные факторы играют решающую роль в освоении индивидом социального опыта, врастании его "в человеческую культуру" (Л.С. Выготский), в адаптации в социокультурной среде. Среди социальных факторов ведущими являются родительская семья, детские разновозрастные коллективы, группы свободного общения, детские сообщества.
Показателем социальной зрелости индивида служит его готовность быть активным членом общества, выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации, т.е. неадекватности поведения подростков нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития. Наряду с социальной дезадаптацией происходит и процесс десоциализации - отчуждения индивида от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются носителями норм морали и права.
Поэтому перед педагогами, воспитателями, родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро и микросреды, способствующего формированию и развитию отклоняющегося поведения.
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (от 03.07.98), российское законодательство о защите прав несовершеннолетних, концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях, принятая Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при ПравительствеРФ от 07.07.98, № 1/1, определяют цели и задачи государственной политики по защите интересов и прав ребенка, по повышению роли семьи и других социальных институтов в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков.
В нормативных документах и концептуальных
положениях государственной политики
выделяются понятия общей и специальной
профилактики.
Информация о работе Профилактика трудновоспитуемости школьников