Профилактика трудновоспитуемости школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - процесс профилактики отклонений в поведении учащихся.
Предмет исследования - формы и методы деятельности социального педагога по устранению причин, способных вызвать появление трудновоспитуемости учащихся.
Цель исследования - рассмотреть формы и методы профилактики возникновения трудновоспитуемости детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема возникновения явления трудновоспитуемости и меры по предупреждению отклонений в поведении учащихся
§1. Термин "трудновоспитуемость", причины возникновения трудновоспитуемости
§2. Классификация трудных детей
2.1 Девиантное поведение и его формы
2.2 Аффективные дети
2.3 Педагогически запущенные дети
§ 3. Сущность профилактической работы по преодолению возникновения трудновоспитуемых школьников
§4. Основные направления деятельности социального педагога по профилактике трудновоспитуемости детей и подростков
Выводы по I главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Профилактика трудновоспитуемости школьников.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Для эффективной профилактической деятельности в данном направлении необходим комплексный подход: привлечение различных специалистов с использованием различных форм и методов деятельности социального педагога.

Выводы по I главе

Проанализировав теоретическую часть работы, мы пришли к следующему выводу:

профилактика отклонений в поведении состоит в организации системы мер по предупреждению и устранению причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении детей и подростков. Профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума. Сущностью профилактической деятельности является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

Заключение

Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих безнадзорность, беспризорность, социальное сиротство. Отсутствие реальных мер защиты детей сказывается на их поведении, деятельности, общении, приводит к возникновению трудновоспитуемости, росту преступности. В своей работе мы раскрыли психолого-педагогическую основу феномена трудновоспитуемости. Подробно рассмотрели факторы, обуславливающие возникновение "трудновоспитуемых" детей, проанализировали классификацию трудных детей; рассмотрели возможности и выделили эффективные методы профилактической работы по преодолению возникновения трудновоспитуемых учащихся. Несмотря на имеющиеся научные разработки в этой области, к настоящему времени имеется ряд противоречий, требующих разрешения:

между постановкой на государственном уровне идеи усиления работы с "трудновоспитуемыми" детьми и продолжающимся увеличением различных групп "трудновоспитуемых" детей и подростков;

между имеющейся в научно-педагогической литературе информации, описывающей сущность, формы, методы индивидуальной работы, и неполной реализацией этих положений в реальной практике.

Таким образом, можно сказать, что проблема возникновения трудновоспитуемости несовершеннолетних в настоящее время очень актуальна. Ее объективность и неизбежность ставят перед специалистами в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с трудными детьми и подростками, концентрацию усилий, направленных, прежде всего на предупреждение, профилактику подобных отклонений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бир, С. Мозг девиатного поведения. / С. Бир. - М., 2004. - 217с.

2. Блонский П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский - М., 1930. - 128 с.3. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207с.

4. Василькова, Ю.В. Методика и опыт  работ социального педагога. / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2002. - 245 с.

5. Выготский Л.С. Трудное детство. - Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983, т.5, с.137 - 149.

6. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штилова - М: "Владос", 1999. - 430 с.

7. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной  педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред  В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1997. - 320 с.

8. Грищенко, Л.А., Алмазов, Б.Н. Психология  отклоняющегося поведения и задачи  педагогической реабилитации трудновоспитуемых  учащихся. / Л.А. Грищенко, Б.Н. Алмазов. - Свердловск, 1987.9 Долгих, Н. Показатели  успеха в работе с трудными подростками /Н. Долгих // Первое сентября. - 2010. - №17. - С.13.10. Жилякова, Е.Н. Организация работы школы с трудными детьми: Распределение обязанностей /Е.Н. Жилякова // Справочник классного руководителя. - 2010. - №1. - (вкладыш)

11. Зотова, Л.Э. Стратегия работы  с "трудными" школьниками: методические  рекомендации для учителей и  родителей/Л.Э. Зотова // Классный руководитель. - 2005. - №4. - С.53-62

12. Захаров, А.И. Как предупредить  отклонения в поведении ребенка. / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

13. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. / В.П. Кащенко. - М, Просвещение, 1992. - 301с.14. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа  с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 160с.

15. Луканина С. Почему "трудный" ребёнок труден? - // Лучшие страницы педагогической прессы - 2004, №2, с.80.

16. Львова, М.В. Социально-психологические  особенности профилактики девиантного  поведения подростков. / М.В. Львова. - Тверь, 2000. - 404с.

17. Маленкова Л. А если он трудный? // - Народное образование. - 2002. - №2 с. 205

18. Морозова, Е. Типы проблемных  учеников /Е. Морозова // Воспитательная  работа в школе. - 2010. - №9. - С.135-144.

19. Мясищев В.Н. Трудные дети и  школа. // Трудные дети в массовой  школе, Л., ЛПИ, 1933.

20. Перешеина, Н.В., Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник профилактика и коррекция. / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. - М.: ТЦ "Сфера", 2006. - 329 с.

21. Поварницына, В.А. Воспитательная  работа школы с трудными учащимися/ В.А. Поварницына В.А. - Челябинск, 2004.

22. Раттер, М. Помощь трудным детям. / М. Раттер. - М.: Просвещение, 1987. - 341с.

23. Синягина, Н.Ю. Психолого - педагогическая  коррекция детско - родительских  отношений. / Н.Ю. Синягина. - М., 2001. - 352 с.

24. Шибутани, Т.И. Социальная психология. / Т.И. Шибутани. - М., 2005. - 285 с.

25. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в  процессе воспитания школьника. / Н.Е. Щуркова. - М., 1992. - 250 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение №1

Анкета по выявлению трудновоспитуемых детей в классе

Анкета № 1

1. Интересно ли тебе на уроках?

2. Стремишься ли ты узнать  новое по школьным предметам?

3. Пытаешься ли найти ответ, если  что-то непонятно?

4. Пытаешься ли не опаздывать  на уроки?

5. Стремишься ли вести себя  так, чтобы не получить замечания?

6. Переживаешь ли, если приходится  по какой-либо причине пропускать  уроки?

7. Сам ли стираешь себе рубашки?

8. Принимаешь ли участие в  трудовых делах класса?

9. Помогаешь ли дома по хозяйству?

10. Совершая что-либо, задумываешься  ли, как оценит это класс?

11. Пытаешься ли поддерживать  класс, если его мнение не совсем  совпадает с твоим личным интересом?

12. Тревожит ли тебя, какое о  тебе мнение в классе?

13. Употребляешь ли иногда спиртные  напитки?

14. Куришь ли ты?

15. Приходилось ли убегать из  дома?

Анкета № 2

1. Приходилось ли тебе пропускать  уроки без уважительной причины?

2. Занимаешься ли на уроке  посторонними делами?

3. Были ли случаи, когда приходил  на урок неподготовленным?

4. Приходилось ли в кабинете  завуча или директора держать  ответ за плохое поведение в школе?

5. Случалось ли быть участником  драки в школе?

6. Доводилось ли помогать проводить  классные или школьные мероприятия?

7. Бывали ли случаи, что ты  сбегал с классных мероприятий?

8. Пытался ли избегать общественных  поручений?

9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.

10. Приходилось ли делится самым  сокровенным с ребятами, которые  не учатся в школе?

11. Случалось ли с нетерпением  ждать часа, когда можно уйти  из школы к другим ребятам?

12. Участвовал ли в делах, которые  шли бы вразрез с интересами  ребят твоего класса?

13. Старался ли избежать драки  в школе, если представлялась  такая возможность?

14. Можешь ли ты устоять, если  представляется возможность присвоить  чужую, но нужную тебе вещь?

15. Мучает ли тебя совесть  за то, что приходилось лгать?

Анкета № 3

1. С полной ли отдачей ты  работаешь на уроке?

2. Выполняешь ли ты домашние  задания?

3. Связываешь ли получение знаний  в школе со своим будущим?

4. Вежлив ли со взрослыми вне  школы?

5. Во время ли возвращаешься вечером с улицы домой?

6. Считаешься ли с мнением  родителей?

7. Проявляешь ли инициативу в  проведении интересных дел в  классе?

8. Выбирали ли тебя в актив  класса?

9. Делаешь ли какое-либо полезное  для класса дело?

10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?

11. Хочешь ли иметь много друзей  в своем классе?

12. Стараешься ли отстаивать  честь своего класса?

13. Приходилось ли объясняться  по поводу своего поведения  в милиции.

14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?

15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не  учатся?

 


Информация о работе Профилактика трудновоспитуемости школьников