Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 10:36, курсовая работа
Объект исследования - процесс профилактики отклонений в поведении учащихся.
Предмет исследования - формы и методы деятельности социального педагога по устранению причин, способных вызвать появление трудновоспитуемости учащихся.
Цель исследования - рассмотреть формы и методы профилактики возникновения трудновоспитуемости детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава I. Проблема возникновения явления трудновоспитуемости и меры по предупреждению отклонений в поведении учащихся
§1. Термин "трудновоспитуемость", причины возникновения трудновоспитуемости
§2. Классификация трудных детей
2.1 Девиантное поведение и его формы
2.2 Аффективные дети
2.3 Педагогически запущенные дети
§ 3. Сущность профилактической работы по преодолению возникновения трудновоспитуемых школьников
§4. Основные направления деятельности социального педагога по профилактике трудновоспитуемости детей и подростков
Выводы по I главе
Заключение
Список литературы
Для эффективной профилактической деятельности в данном направлении необходим комплексный подход: привлечение различных специалистов с использованием различных форм и методов деятельности социального педагога.
Выводы по I главе
Проанализировав теоретическую часть работы, мы пришли к следующему выводу:
профилактика отклонений в поведении состоит в организации системы мер по предупреждению и устранению причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении детей и подростков. Профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума. Сущностью профилактической деятельности является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.
Заключение
Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих безнадзорность, беспризорность, социальное сиротство. Отсутствие реальных мер защиты детей сказывается на их поведении, деятельности, общении, приводит к возникновению трудновоспитуемости, росту преступности. В своей работе мы раскрыли психолого-педагогическую основу феномена трудновоспитуемости. Подробно рассмотрели факторы, обуславливающие возникновение "трудновоспитуемых" детей, проанализировали классификацию трудных детей; рассмотрели возможности и выделили эффективные методы профилактической работы по преодолению возникновения трудновоспитуемых учащихся. Несмотря на имеющиеся научные разработки в этой области, к настоящему времени имеется ряд противоречий, требующих разрешения:
между постановкой на государственном уровне идеи усиления работы с "трудновоспитуемыми" детьми и продолжающимся увеличением различных групп "трудновоспитуемых" детей и подростков;
между имеющейся в научно-педагогической литературе информации, описывающей сущность, формы, методы индивидуальной работы, и неполной реализацией этих положений в реальной практике.
Таким образом, можно сказать, что проблема возникновения трудновоспитуемости несовершеннолетних в настоящее время очень актуальна. Ее объективность и неизбежность ставят перед специалистами в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с трудными детьми и подростками, концентрацию усилий, направленных, прежде всего на предупреждение, профилактику подобных отклонений.
Список литературы
1. Бир, С. Мозг девиатного поведения. / С. Бир. - М., 2004. - 217с.
2. Блонский П.П. Трудные школьники
/ П.П. Блонский - М., 1930. - 128 с.3. Буянов, М.И.
Ребенок из неблагополучной
4. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работ социального педагога. / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2002. - 245 с.
5. Выготский Л.С. Трудное детство. - Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983, т.5, с.137 - 149.
6. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штилова - М: "Владос", 1999. - 430 с.
7. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1997. - 320 с.
8. Грищенко, Л.А., Алмазов, Б.Н. Психология
отклоняющегося поведения и
11. Зотова, Л.Э. Стратегия работы с "трудными" школьниками: методические рекомендации для учителей и родителей/Л.Э. Зотова // Классный руководитель. - 2005. - №4. - С.53-62
12. Захаров, А.И. Как предупредить
отклонения в поведении
13. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. / В.П. Кащенко. - М, Просвещение, 1992. - 301с.14. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 160с.
15. Луканина С. Почему "трудный" ребёнок труден? - // Лучшие страницы педагогической прессы - 2004, №2, с.80.
16. Львова, М.В. Социально-психологические
особенности профилактики
17. Маленкова Л. А если он трудный? // - Народное образование. - 2002. - №2 с. 205
18. Морозова, Е. Типы проблемных учеников /Е. Морозова // Воспитательная работа в школе. - 2010. - №9. - С.135-144.
19. Мясищев В.Н. Трудные дети и школа. // Трудные дети в массовой школе, Л., ЛПИ, 1933.
20. Перешеина, Н.В., Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник профилактика и коррекция. / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. - М.: ТЦ "Сфера", 2006. - 329 с.
21. Поварницына, В.А. Воспитательная
работа школы с трудными
22. Раттер, М. Помощь трудным детям. / М. Раттер. - М.: Просвещение, 1987. - 341с.
23. Синягина, Н.Ю. Психолого - педагогическая коррекция детско - родительских отношений. / Н.Ю. Синягина. - М., 2001. - 352 с.
24. Шибутани, Т.И. Социальная психология. / Т.И. Шибутани. - М., 2005. - 285 с.
25. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника. / Н.Е. Щуркова. - М., 1992. - 250 с.
Приложения
Приложение №1
Анкета по выявлению трудновоспитуемых детей в классе
Анкета № 1
1. Интересно ли тебе на уроках?
2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
6. Переживаешь ли, если приходится
по какой-либо причине
7. Сам ли стираешь себе рубашки?
8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
9. Помогаешь ли дома по
10. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
11. Пытаешься ли поддерживать
класс, если его мнение не совсем
совпадает с твоим личным
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
13. Употребляешь ли иногда
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли убегать из дома?
Анкета № 2
1. Приходилось ли тебе
2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
5. Случалось ли быть участником драки в школе?
6. Доводилось ли помогать
7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
8. Пытался ли избегать
9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.
10. Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
13. Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
14. Можешь ли ты устоять, если
представляется возможность
15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Анкета № 3
1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
2. Выполняешь ли ты домашние задания?
3. Связываешь ли получение
4. Вежлив ли со взрослыми вне школы?
5. Во время ли возвращаешься вечером с улицы домой?
6. Считаешься ли с мнением родителей?
7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
8. Выбирали ли тебя в актив класса?
9. Делаешь ли какое-либо
10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции.
14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Информация о работе Профилактика трудновоспитуемости школьников