Профилактика трудновоспитуемости школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - процесс профилактики отклонений в поведении учащихся.
Предмет исследования - формы и методы деятельности социального педагога по устранению причин, способных вызвать появление трудновоспитуемости учащихся.
Цель исследования - рассмотреть формы и методы профилактики возникновения трудновоспитуемости детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема возникновения явления трудновоспитуемости и меры по предупреждению отклонений в поведении учащихся
§1. Термин "трудновоспитуемость", причины возникновения трудновоспитуемости
§2. Классификация трудных детей
2.1 Девиантное поведение и его формы
2.2 Аффективные дети
2.3 Педагогически запущенные дети
§ 3. Сущность профилактической работы по преодолению возникновения трудновоспитуемых школьников
§4. Основные направления деятельности социального педагога по профилактике трудновоспитуемости детей и подростков
Выводы по I главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Профилактика трудновоспитуемости школьников.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.

Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть. а тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивелируют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.

Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

Вместе с тем научные исследования и педагогический опыт показывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа или специальные учебно-воспитательные учреждения для девиантных подростков) не всегда приносят ожидаемый результат, не ликвидируют проблему, а усугубляют ее или на какое-то время приостанавливают, замедляют ее развитие. Следовательно, при организации коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками и предупреждении причин их отклоняющегося поведения необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учета силы влияния средовых факторов на развитие личности, референтной значимости межличностного общения со сверстниками в группе.

В предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения подростков в коррекции общения и взаимоотношений в семьях девиантных подростков существуют различные пути и средства педагогического воздействия на родителей, на семейный микроклимат, на воспитательный потенциал, на характер внутрисемейных отношений. Эти воздействия могут иметь как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей, при обоюдном осознании тех проблем и вопросов, которые возникают при воспитании ребенка. Если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию семейных взаимоотношений, то родители обращаются за помощью к педагогам, если таковая необходима, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча.

Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, если семья безразлично или негативно относится к советам и рекомендациям педагогов, а попытки учителей оказать содействие в воспитании ребенка расцениваются настороженно или агрессивно и всякое педагогическое влияние расценивается как акт ущемления семейных интересов, то в таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционно-педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением.

Косвенное воздействие на характер взаимоотношений в педагогически несостоятельных или педагогически пассивных семьях, на содержание общения педагогически запущенных, девиантных подростков в них предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов, которые используются в коррекционном воздействии. С одной стороны, учитываются и используются чувство родительской любви, сохранившееся чувство долга в воспитании ребенка, желание родителей, чтобы их ребенок был не хуже, чем другие. С другой стороны, если родители понимают, что ребенок - полноправный участник семейных взаимоотношений и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на семью осуществляется опосредованно через ребенка.

Под руководством или при содействии педагогов ребенок реализует потребность поделиться с родителями своими интересами, переживаниями, оценкой взаимоотношений. Он обращается к родителям за советом, помощью в выполнении какого-то задания, в проведении какого-либо мероприятия. Родители в большинстве случаев откликаются на такие просьбы.

Опосредованное воздействие осуществляется также при совместной деятельности детей и родителей в микрорайоне, по месту жительства, при проведении индивидуально-групповых форм педагогического воздействия, на конференциях-диалогах, в дискуссиях по наболевшим проблемам воспитания ребенка.

Проблемами, связанными с деятельностью по предупреждению (профилактике) и преодолению девиантного поведения человека, группы людей занимается отрасль социальной педагогики - превентивная педагогика Превентивная педагогика (от лат. praeventus - предупреждающий, предохранительный + педагогика) - педагогика, изучающая причины формирования и развития отклоняющегося (девиантного и делинквентного) поведения человека и методы его предупреждения, преодоления, исправления).

Выделяются следующие основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков

I. Повышение роли семьи в профилактике  воспитания социально-отклоняющегося  поведения у детей.

Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.

Во-вторых, создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.

Обстановка в семье - это то место, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок, именно в семье, в той обстановке, в которой живет, развивается и воспитывается, он усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.

В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.

Утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всем родителям. Утрата связи значительно снижает возможности наиболее целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно.

В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.

Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом вопросе приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека.

В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.

Волевые качества - это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое "я”. Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и не редко приводит его под влияние другого, социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.

В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющее волю, либо, наоборот, формирующее культ силы, стимулирующее воспитание агрессивности к слабым, немощным.

В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

В современных условиях значительная часть проступков со стороны подростков и юношества совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (напр., СПИД), с другой - их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркомана к уголовно наказуемым действиям.

В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убедительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в школе о пагубности алкоголя и наркотических средств. Однако наиболее действенным средством воспитания выступает личный пример родителей, старших братьев, старших товарищей.

В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

С давних пор известно, что важнейшая задача воспитания - подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем и роль его в самосовершенствовании становится большей. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.

 

 

§4. Основные направления деятельности социального педагога по профилактике трудновоспитуемости детей и подростков

Профилактическая деятельность является важной составной частью работы социального педагога. Профилактика отклоняющегося поведения в работе социального педагога школы - специально организованная совместная деятельность педагогов, родителей, ученического коллектива, общественности и самого подростка, осознающего необходимость самосовершенствования (Л.И. Маленкова).

Среди общегосударственных задач предупреждения и профилактики преступности особое место занимает проблема ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение асоциального поведения на ранних стадиях развития, пока социальные отклонения не переросли в преступную деятельность. При этом ранняя профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних, прежде всего, предполагает своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных воздействий, оказываемых на несовершеннолетнего со стороны его ближайшего окружения.

Школа, по мнению М.А. Алемаскина, выступает одним из центральных звеньев в системе общей профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. С одной стороны, она призвана осуществлять педагогизацию воспитательно-профилактической деятельности семьи, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции трудновоспитуемых учащихся, осуществляемой непосредственно в процессе учебно-воспитательного процесса, по созданию воспитывающей среды в школе, по месту жительства, по оздоровлению условий семейного воспитания детей.

А.И. Долгова, А.К. Щедрина отмечают, что ведущим направлением профилактики девиантного поведения учащихся является правовое воспитание, так как оно способствует формированию у учащихся правового сознания. Правовое воспитание - это организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания - заключается в формировании правосознания у учащихся и в обеспечении их на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

А.И. Долгова выделяет следующие задачи правового воспитания: формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права; формирование уважения к государству и праву, принципам законности; привитие навыков правомерного поведения; воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к всякого рода правонарушениям; формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права свои, государственные, общественные, права иных лиц.

Задача социального педагога при реализации правового воспитания координировать совместную деятельность всех субъектов, осуществляющих деятельность в данном направлении, оказывать помощь в разработке и организации различных форм правового воспитания педагогам школы, самому участвовать в правовом воспитания.

Ю. Васильев, С. Тихоненко, отмечают, что половое воспитание является ведущим направлением по профилактике сексуальных девиаций. Особенную важность приобретает это направление воспитания в старших классах, это связано, прежде всего, с возрастными особенностями учащихся. В этот период жизни происходит формирование полового поведения.

Информация о работе Профилактика трудновоспитуемости школьников