Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 00:37, курсовая работа
Целью – выявление условий повышения эффективности профотбора и разработка рекомендаций по совершенствованию работы с претендентами на вакансии торгового представителя.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1) теоретический анализ основных подходов к организации и проведению профотбора в организации;
2) изучение специфики работы в кадровом агентстве «Альфа – Персонал» и в кадровой службе ТОО «Джеда» г. С-Петербурга и их сравнительный анализ;
3) составление профессиограммы и психограммы на вакансии торгового представителя;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……..…….….3
Профориентация и методы подбора персонала………………….............….6
1.1. Профориентация и профотбор…………………………………..……..6
Принципы подбора кадров……..……………………...…..……….....12
1.3. Методы подбора персонала…………………………………..………..25
2. Исследование специфики работы в кадровой службе предприятия и
кадровом агентстве и её сравнительный анализ…….………………………...38
2.1. Новые кадровые технологии и требования к менеджерам по кадрам или рекрутерам………………………………………………………..38
2.1. Практика работы в кадровой службе ТОО «Джеда» г. С - Петербурга……………………………………………………………………….42
2.2. Практика работы в кадровом агентстве «Альфа-персонал»
г. С-Петербурга…………………………………………………..…..….45
2.4. Сравнительный анализ специфики работы в кадровой службе предприятия и кадровом агентстве…………………………..…………..….47
3. Психологические условия повышения эффективности профотбора на
вакансии ТОО «Джеда» г. С - Петербурга на примере профессии торговый представитель…………………………………………………………………..…..48
3.1. Профессиограмма и психограмма профессии торговый представитель…………………………………………………….……..48
3.2. Подбор и разработка методов профотбора на профессию
торговый представитель………………………………………………50
3.3. Результаты психологического обследования претендентов на профессию торгового представителя в ТОО «Джеда» г.С.-Петербурга……………………………………………………………….53
3.4. Результаты проверки эффективности осуществленного профотбора………………………………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………
Оценочность – стремление сравнивать людей и выставлять им оценки: умный или глупый, красивый или некрасивый, хороший или плохой. Или никакой.
Негативность восприятия – стремление акцентировать внимание на ошибках и недостатках человека, упуская из виду его достоинства и преимущества. Внимание непроизвольно цепляется за все, что «неправильно» и «плохо», и не хочет замечать то, что необычайно хорошо и оригинально. Критиковать всегда легче. Чем отмечать достоинства. Специалисты утверждают, что критичность – враг творчества. Делая замечания даже самому хорошему специалисту, можно полностью разрушить его деятельность, подбадривая и поддерживая даже самого заурядного, можно добиться от него высочайших результатов. «Обзывай человека свиньей – он и захрюкает».
Эффект ореола – человека, добившегося больших успехов в одной области, окружающие считают выдающимся и в других областях деятельности. В школе отличников выдвигают на все олимпиады и соревнования. А неудачника, потерпевшего фиаско в одном деле, считают неспособным и в других начинаниях.
Эффект порядка – при поступлении противоречивой информации, проверить которую трудно, мы склонны верить той, что поступила первой. Вот почему опытные интриганы спешат заранее проинформировать нас о происшедших событиях. При поступлении подтверждающей информации человек обычно запоминает последнюю.
Контрастность восприятия – следующий человек сравнивается с предыдущим: после слабого кандидата на должность любой другой кажется лучше, а после сильного – хуже, чем есть на самом деле.
Достоверность и обоснованность методов отбора
Одним из способов уяснить. Окажется ли претендент соответствующим всем требованиям, и выбрать наиболее подходящего из группы кандидатов является тестирование заявителей в условиях максимально приближенных к рабочим. Чтобы эти методы отбора оказались результативными, они должны быть достаточно надежными, достоверными. Если претендент получает оценку в 70 очков при тестировании по найму в понедельник, 40 очков в аналогичном тесте в четверг и 95 – в пятницу. То определить, какой из результатов наиболее точно отражает способности этого заявителя, невозможно: данный тест не может быть признан достоверным. Достоверность метода отбора характеризует его неподверженность систематическим ошибкам при измерениях. То есть его состоятельность при различных условиях.
Если служащий, проводящий беседу с заявителем. Дает разные оценки его способностей и возможностей в разные дни, эти оценки нельзя считать достоверными. На практике достоверность при выяснении суждений достигается сравнением результатов двух (или более) аналогичных тестов, проведенных в разные дни. Другой путь повышения достоверности – сравнение результатов нескольких альтернативных методов отбора (например, тест и беседа). Если результаты сходны или одинаковы. Можно считать результат правильным.
Помимо достоверности оценок необходимо учитывать обоснованность принятых критериев отбора. Под обоснованностью здесь понимается то, с какой степенью точности данный результат, метод или критерий «предсказывает» будущую результативность тестируемого человека. Обоснованность методов относится к выводам, сделанным на основе той или иной процедуры, а не самой процедуре. То есть метод отбора может сам по себе быть достоверным. Но не соответствовать конкретной задаче: измерять не то, что требуется в данном случае.
Существуют разные типы обоснованности методов отбора, с которыми должен быть знаком менеджер: обоснованность по сути, по соответствию характеру конкретной работы и по соответствию конкретным критериям. Обоснованность – это степень, в которой тест, беседа или оценка качества работы измеряет навыки, опыт и способность выполнять данную работу. Соответствие метода отбора каким-то конкретным требованиям или условиям определят степень точности, с которой метод отбора выявляет конкретные способности претендента, соответствующие отдельным важным элементам стиля работы. Качество выполняемой при тестировании работы оценивается в соответствии с требованиями к настоящей и последующей работе. [24]
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАБОТЫ В КАДРОВОЙ СЛУЖБЕ КОМПАНИИ И РАБОТЫ В КАДРОВОМ АГЕНТСТВЕ.
2.1. Новые кадровые технологии и требования к менеджерам по кадрам или рекрутерам.
В советский период отделы кадров имелись практически во всех организациях. Их структура и состав отличались, прежде всего, по количеству в зависимости от численности организации. В условиях централизованной системы управления экономикой кадровые органы в большей степени выполняли технические функции по документационному обеспечению учета сотрудников. Да, они выполняли и респектабельные задачи – прием на работу, направление на всевозможные курсы повышения квалификации, участие в распределении льгот. Но все сферы жизни любой организации были продекларированы сверху, начиная от плана выпуска продукции, штатной структуры, фонда заработной платы и т.д. Однако практически ни одна организация не знала текучести кадров (попробовали бы они уволить лодыря или пьяницу – вспомните героя Л. Куравлева в фильме “Афоня”), постоянно получала персонал через централизованное распределение выпускников. Повсеместная уравниловка в оплате труда исключала отток высококвалифицированных специалистов (разве что в районы Крайнего Севера).
Только с приходом рыночных основ в экономику, с децентрализацией управления появились новые задачи перед кадровыми органами, и они все больше стали трансформироваться в службы управления персоналом (человеческими ресурсами).
В условиях быстро меняющейся среды рынка, отсутствия директивных указаний сверху перед службами персонала встали совершенно новые задачи: - повышение производительности и сокращение численности сотрудников под давлением конкуренции; - разработка систем стимулирования труда и создания конкурентоспособных социальных пакетов; - сохранение на предприятии высококвалифицированных специалистов, у которых появилась возможность выбирать место работы и размер вознаграждения; - восполнение потребности в персонале, готовом к выполнению конкретных задач организации; - оформление трудовых отношений.
Дальнейший ход развития показал, что сегодня все кадровые службы условно можно разделить на три группы.
1. Работающие по-старому. В большей
степени выполняющие
2. Частично перешедшие на новые
технологии. Наряду с техническими
функциями в той или иной
мере выполняют и функции, присущие
управлению человеческими
3. Перешедшие на новые кадровые
технологии. Такие службы выполняют следующие основные
функции:
- планирование трудовых ресурсов – определение
потребности в кадрах в зависимости от
стратегии развития организации;
- отбор кандидатов в группу резерва и
подготовка резерва;
- документационное оформление трудовых
отношений;
- оценка (совместно с линейными менеджерами)
трудовой деятельности каждого работника,
его должностного предназначения;
- перевод, повышение, увольнение, в зависимости
от результатов труда;
- адаптация вновь принятых сотрудников;
- определение заработной платы, системы
мотивации, других социальных выплат и
льгот;
- организация обучения персонала;
- управление дисциплиной, разрешение
конфликтов, насаждение корпоративной
культуры и т.д.
Исходя из вышесказанного, службы управления персоналом должны иметь в своем составе специалистов, хорошо знающих трудовое законодательство. Речь идет не о постатейном знании КзоТ РФ, а обо всем спектре трудовых отношений, включая гражданское право, кадровое делопроизводство, основы педагогики, психологии, навыки управления, организаторские способности. Необходимо владеть современными методами оценки персонала, планирования работы с персоналом, регламентации должностных обязанностей работников, знать состояние рынка труда, стратегию развития предприятия, обладать коммуникативными качествами, быть лидером.
Как видим, технические функции службы управления персоналом заняли подобающее им место, а на передовые позиции вышли функции управления.
В советское время должность инспектора отдела кадров рассматривалась как тупиковая и занималась иногда от безысходности. Отсутствие профессиональной подготовки и соответствующей профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах руководителей. В условиях рыночной экономики она трансформировалась в менеджера по персоналу, директора по персоналу, HR-менеджера и т.д.
В западных компаниях отделы человеческих ресурсов занимаются многими вопросами и играют основную роль в организационном развитии. Их руководители являются, как правило, вице-президентами своих компаний и отчитываются непосредственно перед их руководителями. Возрастают роль и значение службы управления персоналом и в российских компаниях.
А какими же личными качествами должен обладать менеджер по персоналу? Исследователи отличают “11 ключевых областей компетентности”, которые объединены в три группы.
Личная порядочность 1. Этичность – уважение прав личности,
ответственность за взятые обещания, надежность,
честность, справедливость.
2. Добросовестность – высокие требования
к результатам своей работы.
3. Рассудительность- способность принимать
разумные, реалистичные и обоснованные
решения.
Целеустремленность и продуктивность 1. Результативность – ориентация на
конечный результат.
2. Настойчивость – способность преодолевать
ограничения, накладываемые сложившейся
ситуацией.
3. Преданность организации и деловая ориентация
– готовность следовать нормам организации,
увлеченность работой и ответственность
за качество своей работы.
4. Уверенность в себе – готовность и умение
решать неординарные задачи.
Навыки командной работы 1. Командная ориентация – понимание
необходимости совместной деятельности
и умение работать во взаимодействии с
другими.
2. Контактность – умение устанавливать
деловые и творческие отношения с партнерами.
3. Коммуникабельность – умение использовать
устную и письменную речь, стилистические
и иные выразительные средства для воздействия
на партнеров и достижения взаимопонимания.
4. Умение слушать – способность воспринимать,
усваивать и использовать информацию,
извлекаемую из устной коммуникации.
2.2.Практика работы в кадровой службе ТОО «Джеда» г. С-Петербург
1. Характеристика предприятия: торговое предприятие основано в 1993 году, главной задачей предприятия является реализация продовольственных товаров. В состав имущества предприятия входят основные фонды и оборотные средства, а так же иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе. Численность работников: ИТР – 22 человек, обслуживающий персонал – 132 человека.
2.Организационная структура
3.Основные задачи в сфере работы с персоналом: -это отработка процедуры отбора персонала;
-создание резерва на внутреннее выдвижение,
участие в планировании карьеры. Это осуществляется
путем описания личностных качеств сотрудников.
Определение возможностей и границ роста
и саморазвития очень важно для категорий
специалистов и управленцев; -выявление
факторов, которые препятствуют возникновению
и развитию конфликтов, поскольку конфликты
наносят огромный ущерб организации. Уменьшить
вероятность возникновения конфликтов
возможно, осуществляя правильный подбор
и расстановку кадров, с учетом не только
профессиональных, но и психологических
характеристик. Если вопрос о продвижении
возник, руководство интересует потенциал
работника, его ожидаемая результативность
на новой должности. Когда на высокую должность
претендуют несколько кандидатов, основные
вопросы к психологу: «Кто из них способен
дать больше? Кто требует наименьших затрат
на развитие? Какие индивидуальные особенности
сотрудника позволят лучше воздействовать
на него?» Нельзя игнорировать и возможные
риски. Рост неизбежно связан с увеличением
нагрузок, и психолог должен оценить устойчивость
сотрудника к стрессам, а также понять,
какие негативные свойства личности могут
проявиться с расширением полномочий;
-другие задачи, в которых может помочь
специалист-психолог, - это выявление мотивации,
потребностей для изменения системы материального
стимулирования; -при любых организационных
изменениях участие психолога необходимо,
чтобы уменьшить сопротивление сотрудников.
Особенно опасно скрытое сопротивление.
4. Наиболее распространенные типы конфликтов внутри фирмы, в разрешении которых участвует психолог: - первый пласт – это конфликты, связанные с неуспешным завершением испытательного срока. Если описание должности составлено нечетко, не все обязанности определены и контролируются, прощание связано с взаимными претензиями. Объяснять причины увольнения приходится психологу; -затем идут конфликты между подразделениями, когда каждый отдел нацелен на результаты собственной деятельности. В этом случае помогает предварительная подготовка к собраниям, на которых руководители служб могут согласовать взаимные требования;
- встречаются опытные специалисты, за
которыми охотятся компании. Неудивительно,
что они не всегда вписываются в коллектив
из-за своих психологических особенностей.
Поскольку вклад таких сотрудников обычно
велик, остальным приходится подстраивать
свой стиль общения под «ценного» сотрудника; -следующая группа конфликтов связана
с проблемами руководства. Неграмотное
делегирование и отсутствие коммуникации
по восходящей порождают накопление обид
и упреков у подчиненных. Это может привести
к стрессу, или же сотрудник может «взбрыкнуть»
и провалить проект.
Информация о работе Профориентация и методические принципы профессионального отбора персонала