Профориентация школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.
Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Введение.

На данный момент сложилась  такая ситуация, что настоящих  специалистов, работающих с энтузиазмом  и поднимающих нашу страну на более  высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много  высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

Анализируя факты современной  действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии  в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я  больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.

Этими вопросами занимались отечественные (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Л.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежные (Дж. Дьюи, Джерсильд, Гаррисон, Заззо, Озибелл, Пиаже, Хоррокса и др.) психологи.

Также изучением ценностных ориентаций занимался целый ряд  психологов за рубежом и в России Франкл, Г. Олпорт, B.C. Мерлин, А.И. Донцов, Собкин, А.М. Грачева и А.А. Нистратов  и др.

Мир профессий очень  велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально и  глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.

Самостоятельный выбор  профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Общество расширяет  возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Огромное преимущество человека заключается в его возможности  выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: составить и реализовать диагностическую программу, направленную на выявление профессионального самоопределения старшеклассника.

Объект: самоопределение старшеклассника.

Предмет: профессиональное самоопределение.

Задачи:

1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения старшеклассника;

2) подбор методик и составление диагностической программы, направленную на выявление особенностей профессионального самоопределения старшеклассника;

3) реализация диагностической  программы, анализ результатов;

4) составление рекомендаций;

Гипотеза: при помощи профконсультанта и правильно подобранного диагностического материала можно выявить профессиональные особенности школьника и помочь выбрать дальнейший профессиональный маршрут.

Методы:

    1. Теоретический анализ литературы;
    2. Констатирующий эксперимент;
    3. Количественный и качественный анализ результатов;

 

В исследовании принимали  участие: ученики 10 класса Б, МОУСОШ №1 г. Ясногорска.

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Теоретическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассника.

 

1.1.Понятие профессионального самоопределения.

 

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:

    1. субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
    2. объект выбора – то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем  множеством характеристик, которыми они  обладают. [10]

Выбор профессии –  это не одномоментальный акт. Выбор  профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит  от:

- внешних условий;

- индивидуальных особенностей  субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. [12]

Возникновение профессионального  самоопределения охватывает старший  школьный возраст, но ему предшествуют этапы :

  • Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

- малодифференцированные  представления о мире профессий,  ситуативное представление о  внутренних ресурсах, необходимых  для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

  • Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

- возникновение и формирование  профессиональных намерений и  первоначальная ориентировка в  различных сферах труда;

  • Профессиональное обучение:

- осуществляется после  получения школьного образования  для освоения выбранной профессии;

  • Профессиональная адаптация:

- формирование индивидуального  стиля деятельности, преобладание  системы производственных и социальных  отношений;

  • Самореализация в труде:

- выполнение или невыполнение  ожиданий, связанных с профессиональным  трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.[11] Предпосылки профессионального самоопределения:

   Профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и деятельности. Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. . Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. [19] Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

   Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен…». [21]

   В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.[18] Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Личностные  предпосылки самоопределения.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические  предпосылки профессионального  самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:

1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного  решения проблемы выбора профессии,  но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными  потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека. [5]

                         Классификация профессий по Климову.

Согласно теории известного российского психолога Е. Климова, можно объединить в пять типов. Профессии связанные:

  • c техникой - «Человек – Техника»;
  • c природой - «Человек – Природа»;
  • со знаковой системой - «Человек – Знаковая система»;
  • с художественным образом - «Человек – Художественный образ»;
  • c людьми - «Человек – Человек».

Технономические профессии («Человек – Техника»):  
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.  
Связаны:

  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
  2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
  3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

 
Биономические профессии («Человек – Природа»):  
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.  
Связаны:

  1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
  2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
  3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.
  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

Информация о работе Профориентация школьников