Профориентация школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.
Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

 

Обработка и интерпретация результатов  теста

Ключ к тесту 
 
№    Вариант А     Вариант Б     №    Вариант А     Вариант Б  
1     Р                  С                 16    Р                 С 
2     И                  П                 17    И                 П 
3     О                  А                 18    О                А 
4     Р                  С                 19    Р                 С 
5     И                  П                 20    И                 П 
6     О                  А                 21    О                А 
7     Р                  С                 22     Р                С 
8     И                  П                 23    И                 П 
9     О                  А                 24    О                А 
10    Р                  С                 25    Р                С 
11    И                  П                 26    И                П 
12    О                  А                 27    О                А 
13    Р                  С                 28    Р                 С 
14    И                  П                 29    И                 П 
15    О                  А                 30    О                А

Как работать с ключом к тесту?

Каждая профессии в  тестовом материале соответствует  одному из шести типов личности. В ключе указано, какая именно профессия какому типу личности соответствует. Например, на вопрос №1 респондент выбирает "вариант А". Как видно из ключа, эта профессия соответствует Реалистическому типу личности. Добавляем один балл в пользу Реалистического типа личности. Если бы он выбрал "вариант Б" , то в соответствии с Ключом к тесту, нужно было бы добавить один балл в пользу Социального типа личности.

Обобзначения в ключе  соответствуют первой букве типа личности: Р – Реалистический, С- Социальный и т.п.

Обработка результатов  теста

•    8-10 баллов – ярко выраженный тип;  
•    5-7 баллов – средне выраженный тип;  
•    2-4 баллов – слабо выраженный тип.

Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко – обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

Интерпретация результатов теста

1. Реалистический тип (Р)

Люди, относящиеся к  этому типу, предпочитают выполнять  работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков  практической работы. Результаты труда  профессионалов этого типа ощутимы  и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Близкие типы: интеллектуальный и офисный.

Противоположный тип: социальный.

Хороший продавец и хороший  ремонтник никогда не будут голодать. Шенк

2. Интеллектуальный (И)

Людей, относящихся к  этому типу, отличают аналитические  способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический.

Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит  на земле и обеими руками тянется  к долларам. М.Ларни

3. Социальный (С)

Люди, относящиеся к  этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский.

Противоположный тип: реалистический.

Если больному после  разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В.Бехтерев

4. Офисный (О)

Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной  с обработкой и систематизацией  информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский.

Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда

5. Предпринимательский (П)

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в  сложной обстановке, склонны к  самостоятельному принятию решений, социально  активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Близкие типы: офисный и социальный.

Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика  куда менее заманчива, чем смежные  с ней профессии политика или  биржевого спекулянта. О.Генри

6. Артистический  (А) 

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Близкие типы: интеллектуальный и социальный.

Противоположный тип: офисный.

Только поэты и женщины  умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. А.Боннар 

Методика №3 «Карта интересов».

Инструкция: "У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) - один плюс; если не знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравится (не любите) - минус; если очень не нравится - два минуса. Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается". 

 

Вопросы: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? 

 

1. Уроки по физике.

2. Уроки по математике.

3. Уроки по химии.

4. Читать книги или статьи по астрономии.

5. Читать об опытах  и животных.

6. Читать о жизни  и работе врачей.

7. Читать о сельском  хозяйстве, о растениях и животных.

8. Читать о лесе.

9. Читать произведения  классиков мировой литературы.

10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

11. Уроки истории.

12. Посещать театры, музеи,  художественные выставки.

13. Читать литературу  о геологических экспедициях.

14. Читать о различных  странах, их экономике, государственном  устройстве.

15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.

16. Читать о работе  милиции.

17. Читать о моряках,  летчиках.

18. Читать о работе  воспитателя.

19. Знакомиться с устройством  и работой станков.

20. Готовить обеды.

21. Читать о строителях.

22. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете, работаете.

23. Читать о достижениях  техники (например, журналы "Техника  молодежи", "Юный техник" и  т.д.).

24. Знакомиться с устройством  бытовых электро- и радиоприборов.

25. Читать научно-популярную литературу об открытиях и физике.

2б. Читать научно-популярную  литературу о математике.

27. Узнавать о новых  достижениях в области химии  (из журналов, радио- и телепередач  и т.д.).

28. Смотреть телепередачи  о космонавтах.

29. Изучать биологию.

30. Интересоваться причинами и событиями лечения болезней.

31. Изучать ботанику.

32. Проводить время  в лесу.

33. Читать литературно-критические  статьи.

34. Активно участвовать  в общественной жизни.

35. Читать книги об  исторических событиях.

36. Слушать симфоническую музыку.

37. Узнавать об открытиях  новых месторождений полезных  ископаемых.

38. Узнавать о географических  открытиях.

39. Обсуждать текущие  дела и события.

40. Устанавливать дисциплину  среди сверстников или младших.

41. Путешествовать по  стране.

42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.

43. Знакомиться с различными  инструментами.

44. Уроки домоводства.

45. Узнавать о новых  достижениях в области строительства.

46. Посещать фабрики.

47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.

48. Читать статьи в  научно-популярных журналах о  достижениях в области радиотехники.

49. Разбираться в теории  физических явлений.

50. Решать сложные математические  задачи.

51. Ставить опыты по  химии, следить за ходом химических  реакций.

52. Наблюдать за небесными  светилами.

53. Вести наблюдения  за растениями.

54. Делать перевязки,  оказывать первую помощь при  ушибах и т. д.

55. Выращивать животных  и ухаживать за ними.

56. Собирать гербарий.

57. Писать рассказы  и стихи.

58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.

59. Принимать участие  в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие  о событиях прошлого.

60. Декламировать, петь  в хоре, выступать на сцене.

61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.

62. Изучать природу родного края.

63. Организовывать общественные  мероприятия в школе.

64. Обращать особое  внимание на поведение людей.

б5. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.

66. Проводить время  с маленькими детьми (читать им  книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

67. Изготавливать различные  детали и предметы.

68. Организовывать питание  во время походов.

69. Бывать на стройках.

70. Шить одежду.

71, Собирать и ремонтировать  механизмы велосипедов, швейных  машин, часов и т. п.

72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.

73. Заниматься в физическом  кружке.

74. Заниматься в математическом  кружке.

75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

76. Посещать планетарий.

77. Посещать кружок  биологии.

78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

79. Наблюдать за природой  и вести записи наблюдений.

80. Сажать деревья и  ухаживать за ними.

81. Работать со словарем  и литературными источниками,  библиографическими справочниками.

82. Быстро переключаться  с одной работы на другую.

83. Выступать с докладами на исторические темы.

84. Играть на музыкальных  инструментах, рисовать или резать  по дереву.

85. Составлять описания  минералов.

86. Участвовать в географических  экспедициях.

87. Выступать с сообщениями  о международном положении.

88. Помогать работникам милиции.

89. Посещать кружок  юных моряков.

90. Выполнять работу  воспитателя.

91. Уроки труда.

92. Давать советы знакомым  при покупке одежды.

93. Наблюдать за работай  строителя.

94. Знакомится со швейным  производством.

95. Делать модели самолетом, планеров, кораблей.

96. Собирать радиоприемники  и электроприборы.

97. Участвовать в олимпиадах  по физике.

98. Участвовать в математических  олимпиадах.

99. Решать задачи по  химии.

100. Участвовать в работе  астрономического кружка.

101. Проводить опыты на животных.

102. Изучать функции  организма человека и причины  возникновения болезней.

103. Проводить опытную  работу с целью выращивания  новых сельскохозяйственных культур.

104. Быть членом общества  охраны природы.

105. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.

106. Анализировать явления  и события жизни.

107. Интересоваться прошлым  нашей страны.

108. Проявлять интерес  к теории и истории развития  искусства.

109. Совершать длительные  и трудные походы, во время  которых приходится напряжённо  работать по заданной программе.

110. Составлять географические  карты и собирать другие географические  материалы.

111. Изучать политический  строй различных стран.

112. Работа юриста.

113. Посещать кружок  юных космонавтов.

114. Работа учителя.

115. Бывать на заводах.

116. Оказывать людям  различные услуги.

117. Принимать участие  в строительных работах.

118. Знакомиться с изготовлением  промышленных товаров.

119. Разбираться в технических  чертежах и схемах.

Информация о работе Профориентация школьников