Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа
На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.
Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?
Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.
Идентичность при входе
на рынок труда существенно
Деньги стали новой
идеологией: они рассматриваются
как единственный способ измерить успешность,
рождается поколение, готовое использовать
любые средства для достижения цели.
Это формирует общество, основанное
на жесткой конкуренции и
Образовательные запросы - как ценность - учащихся и социума существенно разнятся по регионам и социальным группам населения, по типам школ (городские школы наукоградов, технополисов, столиц, школы моноиндустриальных средних городов, школы малых городов и поселков, сельские школы, отдельных районов Москвы и др.).
Опасно упустить из рассмотрения
колоссальный диапазон качественной вариабельности
воспитательно-образовательной
Самосознание является
одним из ведущих элементов
Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта, устанавливающего определенные отношения с обществом и самим собой. В подростковом и юношеском возрасте становление самосознания напрямую связано с формированием жизненной позиции и жизненной перспективы.
По мнению Д. Винникотта [2] образование и общество в целом должны воздержаться от ускоренной профессионализации и социализации молодых людей. «Победа, – пишет Д. Винникотт, – это достижение зрелости постепенно, в процессе развития. Ложная зрелость, поверхностное подражание взрослому – это не победа личности». Осваивая внешне-атрибутивную сторону взрослой жизни, молодые люди, преждевременно отказавшиеся от моратория, могут стать социальными функционерами, которым чужды экзистенциальные проблемы.
1.3.Психологическое сопровождение выбора профессии.
В настоящее время в теории и практике профессионального самоопределения все больше ощущается необходимость нового осмысления сущности и смысла профессионального труда вообще и труда конкретных профессионалов в частности. Такая необходимость вызвана тем, что практический психолог, так или иначе связанный с производством, нередко оказывается «крайним» в случае нерешенности проблем повышения производительности труда, невысокой мотивации работников, недостаточной «профпригодности» и т.п. Между тем, психолог должен не принимать «всю ответственность на себя», а все-таки уметь выделять в трудовой деятельности именно психологические моменты и, главным образом, на них сосредоточивать свое внимание и старание.
Применительно к работе психологов труда и профконсультантов следует обозначить и такую проблему как различное понимание смысла психологической помощи. Немало потенциальных «заказчиков» и «спонсоров», а также самих психологов воспринимают главную цель работы профконсультанта как обеспечение высокой эффективности (высокой прибыли) данного производства, когда интересы самого труженика становятся второстепенными (ранее говорили: план — главный закон производства, сейчас — прибыль...). Естественно, одним из эффектов развития субъекта труда должны быть и прибыль, и производительность труда, но для психолога на первом месте все-таки должна оставаться личность работника.
В других случаях от профконсультанта и психолога труда ждут помощи в наиболее оптимальном подборе человеку профессии, что также предполагает эффективную работу данного человека, то есть опять же первостепенными оказываются не интересы человека-работника и возможности его развития в труде, а интересы (эффективность) данной профессиональной деятельности и данного производства.
В более интересных, но отнюдь не бесспорных вариантах от профконсультанта ждут, что он поможет человеку «лучше устроиться» в этом мире, подберет ему профессию или место работы, где за сравнительно небольшие усилия он будет получать «как можно больше» денег и прочих благ... Такая помощь хотя и ставит интересы данного самоопределяющегося человека выше интересов производства, но все-таки оставляет открытыми вопросы подлинного развития личности такого «работника», поскольку самая главная линия развития — ценностно-нравственная — оказывается под большим сомнением...
И, наконец, профконсультант может помочь самоопределяющемуся человеку, действительно, обрести смысл выбираемого или осваиваемого труда, который позволит стать человеку лучше в данной трудовой деятельности, стать на путь подлинного развития личности, построения уникальной и плодотворной трудовой судьбы, за которую не будет стыдно ни перед окружающими людьми, ни перед собственной совестью.
Таким образом, можно выделить различные уровни рассмотрения смысла труда самого психолога, помогающему человеку в профессиональном самоопределении:
1) ориентация на эффективность
труда и прибыль данного
2) помощь в наиболее
полной отдаче человека при
выполнении конкретного
3) помощь человеку в «адаптации» к конкретной социально-экономической ситуации, где выбор и освоение данной профессиональной деятельности выступают лишь как средство для реализации определенного образа жизни и получения соответствующих благ (в данном случае интересы человека, а также его мечты и возможности выходят на первый план, но самая главная, этическая, ценностно-смысловая составляющая самоопределения в труде оказывается не учтенной и не получает должного развития и саморазвития);
4) помощь человеку в самостоятельном обретении подлинных смыслов своей трудовой деятельности в контексте построения полноценной и достойной жизни, предполагающей не только получение «выгод» от выполняемой профессиональной деятельности, но и соприкосновение с высшими идеалами творчества, справедливости и достоинства, а также возможность «продолжить себя в других людях»;
5) наконец, можно выделить
и такой смысл оказываемой
самоопределяющемуся клиенту
Конечно, каждый практический психолог вправе остановиться на том уровне, который в наибольшей мере соответствует его представлениям о «хорошей» и «правильной» работе, тем более что выделенные выше уровни достаточно условные, нигде официально не закреплены в виде «циркуляра» для психолога-практика и не все из этих уровней «воспринимаются» психологическими администраторами и так называемыми некомпетентными «заказчиками», от которых часто зависит заработок психологов труда и профконсультантов.[13]
Во 2-й главе мы рассмотрим каково влияние профконсультанта на выбор профессии школьника.
Глава 2. Экспериментальное
исследование особенностей профессионального
самоопределения
2.1. Примерная
диагностическая программа,
Нами были подобраны методики, которые вошли в состав диагностической программы
Название методики |
Цель |
Компонент | ||
|
предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. |
Профессиональная | ||
Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г. В. Резапкиной) |
Предназначена для определения профессионального типа личности |
Профессиональный тип личности | ||
Методика «Карта интересов» |
Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. |
Профессиональные интересы |
Методика №1 «Дифференциально-
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Название типов профессий по столбцам:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается.
Хотя испытуемого следует предупреди
Методика №2 Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г. В. Резапкиной).
Методика предназначена
для определения
Отличие методики Г.Резапкиной от традиционной методики Дж.Голланда.
Каждая пара образована профессиями, относящимися к разным типам по Голланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову.
Инструкция к тесту.
Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас и запишите на бланке для ответов: номер вопроса и вариант (А или Б) профессии, которую вы выбрали (подробно представлено в приложении №1, методика №2)[14].
Методика №3 «Карта интересов».
Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40–50 мин.
Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте до 35 лет. Возможно применять опросник как индивидуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время ответа.