Профориентация школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.
Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Поиск идентичности может  решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается  в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после  ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.

Идентичность при входе  на рынок труда существенно усложняется (если не искажается) из-за падения престижа производительного труда для  значительной части молодых людей  стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики [15].

Деньги стали новой  идеологией: они рассматриваются  как единственный способ измерить успешность, рождается поколение, готовое использовать любые средства для достижения цели. Это формирует общество, основанное на жесткой конкуренции и оставляющее  «лузеров» в стороне.

Образовательные запросы - как ценность - учащихся и социума  существенно разнятся по регионам и  социальным группам населения, по типам  школ (городские школы наукоградов, технополисов, столиц, школы моноиндустриальных средних городов, школы малых городов и поселков, сельские школы, отдельных районов Москвы и др.).

Опасно упустить из рассмотрения колоссальный диапазон качественной вариабельности воспитательно-образовательной деятельности человечества, контрасты между образованием и воспитанием — привилегированным и массовым, общим и специальным, техническим и гуманитарным, свободных и зависимых социальных страт.

Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека [9].

Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта, устанавливающего определенные отношения с обществом и самим собой. В подростковом и юношеском возрасте становление самосознания напрямую связано с формированием жизненной позиции и жизненной перспективы.

По мнению Д. Винникотта [2] образование и общество в целом должны воздержаться от ускоренной профессионализации и социализации молодых людей. «Победа, – пишет Д. Винникотт, – это достижение зрелости постепенно, в процессе развития. Ложная зрелость, поверхностное подражание взрослому – это не победа личности». Осваивая внешне-атрибутивную сторону взрослой жизни, молодые люди, преждевременно отказавшиеся от моратория, могут стать социальными функционерами, которым чужды экзистенциальные проблемы.

1.3.Психологическое сопровождение выбора профессии.

В настоящее время в теории и практике профессионального самоопределения все больше ощущается необходимость нового осмысления сущности и смысла профессионального труда вообще и труда конкретных профессионалов в частности. Такая необходимость вызвана тем, что практический психолог, так или иначе связанный с производством, нередко оказывается «крайним» в случае нерешенности проблем повышения производительности труда, невысокой мотивации работников, недостаточной «профпригодности» и т.п. Между тем, психолог должен не принимать «всю ответственность на себя», а все-таки уметь выделять в трудовой деятельности именно психологические моменты и, главным образом, на них сосредоточивать свое внимание и старание.

Применительно к работе психологов труда и профконсультантов  следует обозначить и такую проблему как различное понимание смысла психологической помощи. Немало потенциальных «заказчиков» и «спонсоров», а также самих психологов воспринимают главную цель работы профконсультанта как обеспечение высокой эффективности (высокой прибыли) данного производства, когда интересы самого труженика становятся второстепенными (ранее говорили: план — главный закон производства, сейчас — прибыль...). Естественно, одним из эффектов развития субъекта труда должны быть и прибыль, и производительность труда, но для психолога на первом месте все-таки должна оставаться личность работника.

В других случаях от профконсультанта и психолога труда ждут помощи в наиболее оптимальном подборе  человеку профессии, что также предполагает эффективную работу данного человека, то есть опять же первостепенными оказываются не интересы человека-работника и возможности его развития в труде, а интересы (эффективность) данной профессиональной деятельности и данного производства.

В более интересных, но отнюдь не бесспорных вариантах от профконсультанта ждут, что он поможет человеку «лучше устроиться» в этом мире, подберет ему профессию или место работы, где за сравнительно небольшие усилия он будет получать «как можно больше» денег и прочих благ... Такая помощь хотя и ставит интересы данного самоопределяющегося человека выше интересов производства, но все-таки оставляет открытыми вопросы подлинного развития личности такого «работника», поскольку самая главная линия развития — ценностно-нравственная — оказывается под большим сомнением...

И, наконец, профконсультант  может помочь самоопределяющемуся  человеку, действительно, обрести смысл  выбираемого или осваиваемого труда, который позволит стать человеку лучше в данной трудовой деятельности, стать на путь подлинного развития личности, построения уникальной и плодотворной трудовой судьбы, за которую не будет стыдно ни перед окружающими людьми, ни перед собственной совестью.

Таким образом, можно  выделить различные уровни рассмотрения смысла труда самого психолога, помогающему  человеку в профессиональном самоопределении:

1) ориентация на эффективность  труда и прибыль данного производства (личность самого работника уходит  на второй план, а сам он  рассматривается лишь как «человеческий  фактор» производственной системы  — это и не психология вовсе и даже не эргономика, а просто «выжимание пота» из человека с помощью психотехнологий и замысловатой демагогической терминологии);

2) помощь в наиболее  полной отдаче человека при  выполнении конкретного профессионального  труда, осуществляемая через профподбор и конкретную целенаправленную профподготовку (способности и интересы человека хотя и «учитываются», но сам он рассматривается лишь как «элемент» систем «человек-профессия», «человек—машина», «человек—трудовой пост» и т.п.);

3) помощь человеку  в «адаптации» к конкретной социально-экономической ситуации, где выбор и освоение данной профессиональной деятельности выступают лишь как средство для реализации определенного образа жизни и получения соответствующих благ (в данном случае интересы человека, а также его мечты и возможности выходят на первый план, но самая главная, этическая, ценностно-смысловая составляющая самоопределения в труде оказывается не учтенной и не получает должного развития и саморазвития);

4) помощь человеку  в самостоятельном обретении подлинных смыслов своей трудовой деятельности в контексте построения полноценной и достойной жизни, предполагающей не только получение «выгод» от выполняемой профессиональной деятельности, но и соприкосновение с высшими идеалами творчества, справедливости и достоинства, а также возможность «продолжить себя в других людях»;

5) наконец, можно выделить  и такой смысл оказываемой  самоопределяющемуся клиенту помощи  как развитие в ходе совместной  с клиентом работе самого профконсультанта  и психолога труда, когда помощь в нахождении смыслов другому человеку становится условием и собственного личностного и профессионального саморазвития, а также и обогащения (развития) самой психологической теории и практики.

Конечно, каждый практический психолог вправе остановиться на том уровне, который в наибольшей мере соответствует его представлениям о «хорошей» и «правильной» работе, тем более что выделенные выше уровни достаточно условные, нигде официально не закреплены в виде «циркуляра» для психолога-практика и не все из этих уровней «воспринимаются» психологическими администраторами и так называемыми некомпетентными «заказчиками», от которых часто зависит заработок психологов труда и профконсультантов.[13]

Во 2-й главе мы рассмотрим каково влияние профконсультанта на выбор профессии школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование особенностей профессионального  самоопределения старшеклассника.

 

2.1. Примерная  диагностическая программа, направленная  на выявление особенностей профессионального  самоопределения старшеклассника.

Нами были подобраны  методики, которые вошли в состав диагностической программы

                                                                                                             Таблица № 1

Название методики

Цель 

Компонент

Методика «Дифференциально-диагностический  опросник» (ДДО) Е.А.Климова.



предназначена для отбора на различные типы профессий в  соответствии с классификацией типов  профессий Е. А Климова.

Профессиональная направленность

Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г. В. Резапкиной)

Предназначена для определения  профессионального типа личности

Профессиональный тип личности

Методика «Карта интересов»

Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу.

Профессиональные интересы


 

Методика №1 «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

Методика предназначена  для отбора на различные типы профессий  в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар  предлагаемых видов деятельности выбрать  только один вид и в соответствующей  клетке листа ответов поставить  знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий  по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный  образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале (подробно представлено в приложении №1,методика №1)[16].

Методика №2 Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г. В. Резапкиной).

Методика предназначена  для определения профессионального  типа личности.

Отличие методики Г.Резапкиной от традиционной методики Дж.Голланда.

Каждая пара образована профессиями, относящимися к разным типам по Голланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову.

Инструкция к тесту.

Из каждой пары профессий  выберите одну, наиболее привлекательную  для вас и запишите на бланке для  ответов: номер вопроса и вариант (А или Б) профессии, которую вы выбрали (подробно представлено в приложении №1, методика №2)[14].

Методика №3 «Карта интересов».

Назначение  теста.

Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40–50 мин.

Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте до 35 лет. Возможно применять опросник как индивидуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время ответа.

Информация о работе Профориентация школьников