Профориентация школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.
Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

объект выбора – то, что выбирают. 

А основным психологическим  новообразование раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение  как таковое (личностное, профессиональное, шире - жизненное) , а психологическую  готовность к самоопределению, которая  предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.  

 В настоящее время  в теории и практике профессионального  самоопределения все больше ощущается необходимость нового осмысления сущности и смысла профессионального труда вообще и труда конкретных профессионалов в частности. Такая необходимость вызвана тем, что практический психолог, так или иначе связанный с производством, нередко оказывается «крайним» в случае нерешенности проблем повышения производительности труда, невысокой мотивации работников, недостаточной «профпригодности» и т.п. Между тем, психолог должен не принимать «всю ответственность на себя», а все-таки уметь выделять в трудовой деятельности именно психологические моменты и, главным образом, на них сосредоточивать свое внимание и старание.

2.Были подобраны методики:

1) Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

2) Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г. В. Резапкиной)

3) Методика «Карта  интересов»

И составлена диагностическая  программа на выявление особенностей профессионального самоопределения.

3.Реализована диагностическая  программа, результаты которой  показали, что у каждого испытуемого почти сформированы представления о будущей профессии, вследствие чего им требуется помощь профконсультанта.

Гипотеза исследования о том, что при помощи профконсультанта и правильно подобранного диагностического материала можно выявить профессиональные особенности школьника и помочь выбрать дальнейший профессиональный маршрут доказана, а цель на данном этапе достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Божович Л. И. Проблемы  формирования личности: избранные  психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М:; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2002].

2.Винникотт Д. Игра  и Реальность. – М., 2002.

3.Голомшток А.Е. Психология  мотивации. М., 2004

4. Дубровина, И.В.Формирование  личности в переходный период  от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина.3-е издание – М.: Педагогика, 2001.–184с.

5.Жуковская В.И. Психологические  основы выбора профессии. М., 2001, стр. 57]

6.Климов Е.А. Как  выбирать профессию. М.: Просвещение, 2002

7. Крягжде, С.И. Психология  формирования профессиональных интересов / С.И. Крягжде. –Москва,5-е издание, 2004. ;Крягжде, С.П. Управление формированием профессиональных интересов //Вопросы психологии. –2001. – №7. – С. 23-30

8.Лернер П.С. Самоопределение  школьников в границах изменения  ценностей образования. В сб. Профессиональное самоопределение учащейся молодёжи: становление и развитие методологии и практики: Материалы ΙΙ Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2008 г., Кострома) / Под общей ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Изд. МЭСИ, 2008. - с.44-50. 

9.Медведев А.М., Судьина  И.С., Василенко А.В. Самосознание  подростков: проект жизненной перспективы:  монография: информационно-методический  бюллетень № 38 /  Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области; ГОУ ДПО «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы». Волгоград: Издательство «ПринТерра», 2007.

10.Мухина В.С. Возрастная  психология. М.: Академия, 2002, стр. 89]

11.Орлов Ю.М. Самопознание  и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 2004,стр. 167]

12.Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения.- М.: МГППИ, 2001.

13.Пряжников Н.С. Профориентация  в школе и колледже. М., «Вако», 2008.

14.Резапкина Г.В. Психология  и выбор профессии. М., 2005.

15.Рогова Р.М. Развитие  представлений учащихся об обществе, о времени и о себе. – Известия Академии педагогических и социальных наук, вып. 6: Образование как фактор государственной безопасности. М.: НПО "МОДЭК", 2002, с. 195-207.

16.сайт http://www.psy-files.ru

17.Семенюк Л.М. Хрестоматия  по возрастной психологии: учебное  пособие для студентов/Под ред.  Д.И. Фельдштейна: издание 4-е,  дополненное. – Москва: Институт  практической психологии, 2003. – 304 с.]

18.Столяренко Л.Д. Педагогическая  психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 , стр. 172]

19.Толстых А.В. Возрасты  жизни. М.:Просвещение, 2003  стр. 60] 

20.Тумакова С.Г., МОУ  СОШ № 1 – статья,2006.

21.Шавир П.А. Психология  профессионального самоопределения  в юности. М.: Педагогика, 2001

, стр. 26]

 

 

 

 

Приложение №1.

Методика №1 «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

Методика предназначена  для отбора на различные типы профессий  в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар  предлагаемых видов деятельности выбрать  только один вид и в соответствующей  клетке листа ответов поставить  знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий  по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный  образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Лист ответов

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

 

 

10а

   

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

   

20б

 

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными. 
или 
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.  
или 
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством  книжных иллюстраций, плакатов, художественных  открыток, грампластинок.  
или  
3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы  (дерево, ткань, металл, пластмассу  и т.п.). 
или 
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные  книги, статьи. 
или 
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы). 
или 
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки,  изображения (или настраивать музыкальные инструменты). 
или 
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять  людям нужные им сведения (в  справочном бюро, на экскурсии и т.д.). 
или8б.  
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. 
или 
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных. 
или 
10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые  сорта растений. 
или 
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры,  ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. 
или 
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать  работу кружков художественной  самодеятельности. 
или 
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. 
или 
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно  описывать, изображать события  (наблюдаемые и представляемые)
или 
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные  анализы в больнице.  
или 
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или  расписывать стены помещений,  поверхность изделий.  
или  
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать  культпоходы сверстников или  младших в театры, музеи, экскурсии,  туристические походы и т.п.  
или 
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по  чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.  
или  
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу  с болезнями растений, с вредителями  леса, сада. 
или 
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

Методика №2 Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г. В. Резапкиной).

Шкалы: профессиональные типы - реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный (конвенциональный), предприимчивый, артистичный

Назначение теста

Методика предназначена для определения профессионального типа личности. 
Отличие методики Г.Резапкиной от традиционной методики Дж.Голланда 
Каждая пара образована профессиями, относящимися к разным типам по Голланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову.

Инструкция  к тесту 
Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас и запишите на бланке для ответов: номер вопроса и вариант (А или Б) профессии, которую вы выбрали.  

 

Тест

Вариант А 

Вариант Б 

1

Автомеханик

Физиотерапевт

2

Специалист по защите информации

Логистик 

3

Оператор связи 

Кинооператор 

4

Водитель 

Продавец 

5

Инженер-конструктор

Менеджер по продажам

6

Диспетчер

Дизайнер компьютерных программ

7

Ветеринар

Эколог 

8

Биолог-исследователь 

Фермер 

9

Лаборант

Дрессировщик 

10

Агроном

Санитарный врач

11

Селекционер

Заготовитель сельхозпродуктов

12

Микробиолог

Ландшафтный дизайнер

13

Массажист

Воспитатель

14

Преподаватель

Предприниматель

15

Администратор

Режиссер театра и кино

16

Официант  

Врач 

17

Психолог 

Торговый агент 

18

Страховой агент

Хореограф

19

Ювелир-гравер

Журналист

20

Искусствовед

Продюсер 

21

Редактор 

Музыкант 

22

Дизайнер интерьера

Экскурсовод

23

Композитор

Арт-директор

24

Музейный работник

Актер театра и кино

25

Верстальщик

Гид-переводчик

26

Лингвист

Антикризисный управляющий 

27

Корректор

Художественный редактор

28

Наборщик текстов

Юрисконсульт 

29

Программист

Брокер 

30

Бухгалтер

Литературный переводчик

Информация о работе Профориентация школьников