Программа комплексной диагностики готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:22, методичка

Описание работы

Основная цель работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.
2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11

МБДОУ детский сад № 11 ____________________________________________________________________________________________________________________

620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-б

ОГРН 1106674022289

ИНН / КПП 6674368962 / 667401001

 

 

 

 

 

Программа комплексной диагностики  готовности ребенка к школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

       Основная цель  работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.

      В своей  работе мы ставим следующие задачи:

1. Изучение и анализ  психологической литературы по  теме.

2. Подбор методик и разработка  комплексной психолого-педагогической  программы диагностики детей  дошкольного возраста к обучению  в школе.

3. Изучение базисных характеристик  детей для определения уровня  готовности к школьному обучению.

       Объектом исследования являются дети подготовительной группы муниципального дошкольного образовательного учреждения  - детский сад № 493 Чкаловского района г. Екатеринбурга .

       Предмет исследования - уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

Методы исследования:

- обзорно-аналитический

- математико-статистический

- наблюдение и беседа

- тестирование.

       На сегодняшний  день практически общепризнано, что готовность к школьному  обучению - многокомплексное образование,  которое требует комплексных  психологических исследований. В  структуре психологической готовности  принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко  и др.):

1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных  признаков и связей между явлениями,  способность воспроизвести образец);

- рациональный подход  к действительности (ослабление  роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям,  процессу их получения за счет  дополнительных усилий;

- овладение на слух  разговорной речью и способность  к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений  руки и зрительно-двигательных  координаций.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

       Кроме выше  указанных составляющих психологической  готовности к школе мы выделим  еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

       Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

       Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

     Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

      Готовность ребенка  к школьному обучению определяется  системным обследованием состояния  интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой  и мотивационной сфер. Каждая  из этих сфер изучается рядом  адекватных методик, направленных  на выявление:

1) уровня психического  развития;

2) наличия необходимых  навыков и умений;

3) состояния мотивационного  отношения к школьному обучению.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

  • протекание мыслительного процесса, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений.
  • установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.
  • затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
  • затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.
  • особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного.
  • состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления
  • индивидуальные качества мышления.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

  • протекание запоминания и воспроизведения 
  • значение волевой установки в запоминании
  • развитие зрительной и слуховой памяти
  • соотношение образной и словесной памяти
  • состояние оперативной слуховой памяти.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  СЛУХА

  • понимание детской обращенной речи. Речевое общение.
  • состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности.
  • нарушение речи. Общее недоразвитие речи.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • умение считать предметы. Владение порядковым счетом в прямом и обратном порядке.
  • умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом).
  • выполнение элементарных операций с предметами.
  • владение представлений равенства, "больше", "меньше".

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ  СФЕРЫ

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ

  • эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения.
  • индивидуальный эмоциональный статус.

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

  • волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установке. Работоспособность, инициативность.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ  СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ

  • интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания. Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность мотивов школьного обучения.

         До начала  психологической диагностики психологу  необходимо тщательно ознакомиться  с характеристикой на ребенка  из дошкольного учреждения, рисунками,  поделками ребенка. Исследование  начинается со знакомства с  деятельностью ребенка в естественных  условиях (во время игр, занятий,  при выполнении трудовых поручений  и т.д.).

        Перед началом  обследования для установления  эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к психологу  необходимо провести беседу. Содержание  ее должно быть направлено  на выявление особенностей представлений  ребенка об окружающем мире, раскрытие  интересов ребенка с помощью  его любимых игр, занятий. В  случае ухода от вопросов, отказа  от общения можно предложить  интересную книгу, игрушку, постепенно  входя в контакт с ребенком.

        В процессе  обследования необходима спокойная  доброжелательная обстановка, приветливый  эмоциональный тон, уважительное  отношение к личности ребенка.

      

        ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ включает следующие этапы:

I. Изучение общих анамнестических  сведений о ребенке.

II. Диагностика состояния  готовности ребенка к школьному  обучению.

III. Составление карты состояния  готовности ребенка к школе.

IV. Заключение об индивидуальных  особенностях готовности ребенка  к школе.

V. Психолого-педагогические  рекомендации.

       Для проведения  обследования готовности ребенка  к школьному обучению составлена  система методик, по каждой  разработаны шкальные оценки  в соответствии с возрастными  особенностями детей 6-7 лет.

       Каждая методика  представлена в соответствии  с единым алгоритмом:

1) название методики

2) автор методики или  ее модификации

3) назначение методики

4) оборудование для исследования  по методике

5)инструкция для обследуемого

6) процедура обследования, его продолжительность и форма  проведения

7) обработка результатов  обследования

8) шкальные оценки результатов

9) возрастные нормы

10) интерпретация результатов.

        По  каждой психологической позиции  и по каждой методике разработана  система определения уровня развития  ребенка.

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ  СВЕДЕНИЙ О РЕБЕНКЕ

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________
  2. Место рождения, адрес______________________________________________

__________________________________

Тест-опросник родительского  отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление  родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью  по вопросам воспитания детей и общения  с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

1.  ПРИНЯТИЕ — ОТВЕРЖЕНИЕ. Шкала  отражает интегральное эмоциональное  отношение к ребенку. Содержание  одного полюса шкалы: родителю  нравится ребенок таким, какой  он есть. Родитель уважает индивидуальность  ребенка, симпатизирует ему. Родитель  стремится проводить много времени  вместе с ребенком, одобряет его  интересы и планы. На другом  полюсе шкалы: родитель воспринимает  своего ребенка плохим, неприспособленным,  неудачливым. Ему кажется, что  ребенок не добьется успеха  в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель  испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он  не доверяет ребенку и не  уважает его.

Информация о работе Программа комплексной диагностики готовности ребенка к школе