Программа комплексной диагностики готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:22, методичка

Описание работы

Основная цель работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.
2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

2.  КООПЕРАЦИЯ — социально  желательный образ родительского  отношения. Содержательно эта  шкала раскрывается так: родитель  заинтересован в делах и планах  ребенка, старается во всем  помочь ребенку, сочувствует ему.  Родитель высоко оценивает интеллектуальные  и творческие способности ребенка,  испытывает чувство гордости  за него. Он поощряет инициативу  и самостоятельность ребенка,  старается быть с ним на  равных. Родитель доверяет ребенку,  старается встать на его точку  зрения в спорных вопросах.

3.   СИМБИОЗ. Шкала отражает  межличностную дистанцию в общении  с ребенком. При высоких баллах  по этой шкале можно считать,  что родитель стремится к симбиотическим  отношениям с ребенком. Содержательно  эта тенденция описывается так:  родитель ощущает себя с ребенком  единым целым, стремится удовлетворить  все потребности ребенка, оградить  его от трудностей и неприятностей  жизни. Родитель постоянно ощущает  тревогу за ребенка, ребенок  ему кажется маленьким и беззащитным.  Тревога родителя повышается, когда  ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4.  АВТОРИТАРНАЯ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ.  Отражает форму и направление  контроля за поведением ребенка.  При высоком балле по этой  шкале в родительском отношении  данного родителя отчетливо просматривается  авторитаризм. Родитель требует  от ребенка безоговорочного послушания  и дисциплины.

Он старается навязать ребенку  во всем свою волю, не в состоянии  встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными  достижениями ребенка, его индивидуальными  особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК. Отражает  особенности восприятия и понимания  ребенка родителем. При высоких  значениях по этой шкале в  родительском отношении данного  родителя имеется стремление  инфантилизировать ребенка, приписать  ему личную и социальную несостоятельность.  Родитель видит ребенка младшим  по сравнению с реальным возрастом.  Интересы, увлечения, мысли и чувства  ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными.

Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость.

В связи с этим родитель старается  оградить ребенка от трудностей жизни  и строго контролировать его действия.

В результате факторизации данных общей  выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная  гиперсоциализация». В экспериментальной  и контрольной группах также  были получены значимые факторы: 3 —  в экспериментальной, 4 — в контрольной  и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью —  «маленький неудачник».

На основе значимых факторов общей  выборки и максимально дискриминативного  фактора была построена структура  настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных групп.

По Т-критерию вычислялась дискриминатив-ность  факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из 5 факторов 4 оказались  дискри-минативными, т. е. значимо различали  выборки между собой.

Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает  особенности родительского отношения  лиц, испытывающих трудности в воспитании детей.

Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим  вращением значимых факторов.

Она показала совпадение априорных  и эмпирических групп; в результате факторизации выявились группа субъективно  благополучных родителей (контрольная  группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую  консультацию.

Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему  ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать  все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4.  Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка  в стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство  расположения.

7.  Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен  мне.

9. Я всегда стараюсь помочь  своему ребенку.

10.  Бывают случаи, когда издевательское  отношение к ребенку приносит  ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению  к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется  в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются  над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает  такие поступки, которые, кроме  презрения, ничего не вызывают.

15. Для своего возраста мой  ребенок немножко незрелый.

16.  Мой ребенок ведет себя  плохо специально, чтобы досадить  мне.

17.  Мой ребенок впитывает  в себя все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить  хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в  жестких рамках, тогда из него  вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего  ребенка приходят к нам в  дом.

21. Я принимаю участие в своем  ребенке.

22. К моему ребенку липнет  все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых  говорят о детях, мне немного  стыдно, что мой ребенок не  такой умный и способный, как  мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего  ребенка со сверстниками, они  кажутся мне взрослее и по  поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу  с ребенком все свое свободное  время.

28. Я часто жалею о том, что  мой ребенок растет и взрослеет,  и с нежностью вспоминаю его  маленьким.

29. Я часто ловлю себя на  враждебном отношении к ребенку.

30.  Я мечтаю о том, чтобы  мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31.  Родители должны приспосабливаться  к ребенку, а не только требовать  этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все  просьбы моего ребенка.

33.  При принятии семейных  решений следует учитывать мнение  ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью  своего ребенка.

35.  В конфликте с ребенком  я часто могу признать, что  он по своему прав.

36.  Дети рано узнают, что родители  могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские  чувства.

39. Основные причины капризов  моего ребенка — эгоизм, упрямство  и лень.

40.   Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск  с ребенком.

41.  Самое главное, чтобы у  ребенка было спокойное и беззаботное  детство.

42.  Иногда мне кажется, что  мой ребенок не способен ни  на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего  ребенка.

44.  Мой ребенок может вывести  из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего  ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает  меня.

47.  Воспитание ребенка — сплошная  нервотрепка.

48.  Строгая дисциплина в детстве  развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети  благодарят потом.

51.  Иногда мне кажется, что  ненавижу своего ребенка.

52.  В моем ребенке больше  недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего  ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии  что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно  не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным  к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне  таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием  здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим  ребенком.

59. Ребенок не должен иметь  секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях  моего ребенка и не скрываю  этого от него.

61.  Очень желательно, чтобы ребенок  дружил с теми детьми, которые  нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1. Принятие — отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46,

47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности  поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,

48, 50, 57, 59.

5.  Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим     шкалам интерпретируется как:

1)  отвержение;

2)  социальная желательность;

3)  симбиоз;

4)  гиперсоциализация;

5)  инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в  виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

 

 

 

Общая инструкция к проведению группового обследования

 

Обследование проводится в отдельном, хорошо освещенном помещении.

В работе участвуют двое взрослых: проводящий обследование и ассистент, который наблюдает за работой  детей и оказывает помощь при  выполнении заданий вводных серий. Одновременно проверяют 6—10 детей, которых  сажают за отдельные столы, чтобы исключить возможность подражания и копирования решений. Столы расставляются таким образом, чтобы взрослым хорошо была видна работа каждого ребенка.

Перед началом проверки детям даются хорошо отточенные карандаши и тетради  с заданиями. У взрослого, проводящего  обследование, имеются точно такие  же тетради. Он пользуется ими для  объяснения предлагаемой детям работы.

Детей предупреждают о том, что  работать они должны самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради, а в  случае затруднений или непонимания  задачи — обращаться к взрослому.

Общая длительность работы на одном  занятии не должна превышать 30—35 минут. Задания, которые дети не успели выполнить  за это время, переносятся на второе занятие. После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и  взять следующую. Последовательность предъявления методик соответствует  их нумерации.

При проведении обследования целесообразно  с помощью воспитателя подбирать  подгруппы детей с примерно одинаковой скоростью выполнения заданий. В  случае, если ребенок не справляется  с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется провести индивидуальное обследование.

 

Методика. «Тест  Керна-Йирасека »

дата обследования___________________________________________

группа _____________________________________________________

ФИО ребенка ________________________________________________

 

 

Инструкция:

Дайте ребенку лист бумаги:

- Здесь нарисуй какого-либо  дядю. Так, как ты умеешь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второе задание формулируется  следующим образом:

-Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и повтори то же самое.

 

 

Я ем суп.

 

 

____________________________________________

 

 

 

 

 

Третье задание:

-Здесь нарисованы точки.  Попробуй сам рядом так же  их нарисовать.

 

 

                              .    .    .

                              .    .    .

                              .    .    .

                                   .

 

 

 

 

 

 

 

Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным. 
Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.  
 
Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.  
 
Задание 
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке ( либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.  
 
Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.  
 
“Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.” Во время диктования нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы. 
 
В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.  
 
“Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.” 
 
Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.  
 
“Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.” 
 
Через 2 минуты – следующее задание: “Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.” Должны получиться следующие узоры:

Информация о работе Программа комплексной диагностики готовности ребенка к школе