Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:22, методичка
Основная цель работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.
2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.
2. КООПЕРАЦИЯ — социально
желательный образ
3. СИМБИОЗ. Шкала отражает
межличностную дистанцию в
4. АВТОРИТАРНАЯ
Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК. Отражает
особенности восприятия и
Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость.
В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — «маленький неудачник».
На основе значимых факторов общей
выборки и максимально
Валидность опросника
По Т-критерию вычислялась дискриминатив-
Таким образом, показано, что предлагаемый
опросник действительно учитывает
особенности родительского
Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим вращением значимых факторов.
Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявились группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию.
Эти данные также подтверждают валидность опросника.
Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение
моего ребенка значительно
5. Нужно подольше держать
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по
12. Мой ребенок ничего не
13. Мне кажется, что дети
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить
хорошим манерам при всем
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку липнет все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что
мой ребенок растет и
29. Я часто ловлю себя на
враждебном отношении к
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных
решений следует учитывать
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку
39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально
отдохнуть, если проводить
41. Самое главное, чтобы у
ребенка было спокойное и
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии
что-либо делать
55. Мой ребенок вырастет
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
1. Принятие — отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46,
47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Образ социальной
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная
48, 50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1) отвержение;
2) социальная желательность;
3) симбиоз;
4) гиперсоциализация;
5) инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
Общая инструкция к проведению группового обследования
Обследование проводится в отдельном, хорошо освещенном помещении.
В работе участвуют двое взрослых: проводящий обследование и ассистент, который наблюдает за работой детей и оказывает помощь при выполнении заданий вводных серий. Одновременно проверяют 6—10 детей, которых сажают за отдельные столы, чтобы исключить возможность подражания и копирования решений. Столы расставляются таким образом, чтобы взрослым хорошо была видна работа каждого ребенка.
Перед началом проверки детям даются хорошо отточенные карандаши и тетради с заданиями. У взрослого, проводящего обследование, имеются точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения предлагаемой детям работы.
Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради, а в случае затруднений или непонимания задачи — обращаться к взрослому.
Общая длительность работы на одном занятии не должна превышать 30—35 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие. После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Последовательность предъявления методик соответствует их нумерации.
При проведении обследования целесообразно
с помощью воспитателя
Методика. «Тест Керна-Йирасека »
дата обследования_____________
группа ______________________________
ФИО ребенка ______________________________
Инструкция:
Дайте ребенку лист бумаги:
- Здесь нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь.
Второе задание формулируется следующим образом:
-Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и повтори то же самое.
Я ем суп.
______________________________
Третье задание:
-Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать.
. . .
. . .
. . .
Графический диктант, разработанный
Д. Б. Элькониным.
Выявляет умение внимательно слушать,
точно выполнять указания взрослого, ориентироваться
на листе бумаги, самостоятельно действовать
по заданию взрослого.
Для проведения потребуется лист бумаги
в клетку (из тетради) с нарисованными
на нем четырьмя точками, расположенными
одна под другой. Расстояние между точками
по вертикали примерно 8 клеток.
Задание
Перед исследованием взрослый объясняет:
“Сейчас мы будем рисовать узоры, надо
постараться, чтобы они получились красивыми
и аккуратными. Для этого нужно внимательно
меня слушать и рисовать так, как я буду
говорить. Я буду говорить, на сколько
клеточек и в какую сторону ты должен провести
линию. Следующую линию рисуешь там, где
закончилась предыдущая. Помнишь, где
у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону,
куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.)
Когда я скажу, что нужно провести линию
направо, ты ее проводишь к двери (выбрать
любой наглядный ориентир). Где левая рука?
Когда я скажу, что нужно провести линию
налево, вспомни о руке ( либо любой ориентир
слева). Теперь пробуем рисовать.
Первый узор – тренировочный, он не оценивается,
проверяется, как ребенок понял задание.
“Поставь карандаш на первую точку. Рисуй,
не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка
вниз, одна клетка направо, одна клетка
вверх, одна клетка направо, одна клетка
вниз, далее продолжай рисовать такой
же узор сам.” Во время диктования нужно
делать паузы, чтобы ребенок успел окончить
предыдущее задание. Узор не обязательно
продолжать на всю ширину страницы.
В процессе выполнения можно подбадривать,
но никакие дополнительные указания по
выполнению узора не даются.
“Рисуем следующий узор. Найди следующую
точку, поставь на нее карандаш. Готов?
Одна клетка вверх, одна клетка направо,
одна клетка вверх, одна клетка направо,
одна клетка вниз, одна клетка направо,
одна клетка вниз, одна клетка направо.
А теперь сам продолжи рисовать тот же
узор.”
Через 2 минуты начинаем выполнять следующее
задание со следующей точки.
“Внимание! Три клетки вверх, одна клетка
направо, две клетки вниз, одна клетка
направо, две клетки вверх, одна клетка
направо, три клетки вниз, одна клетка
направо, две клетки вверх, одна клетка
направо, две клетки вниз, одна клетка
направо. Теперь сам продолжай узор.”
Через 2 минуты – следующее задание: “Поставь
карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три
клетки направо, одна клетка вверх, одна
клетка налево, две клетки вверх, три клетки
направо, две клетки вниз, одна клетка
налево, одна клетка вниз, три клетки направо,
одна клетка вверх, одна клетка налево,
две клетки вверх. Теперь сам продолжи
узор.” Должны получиться следующие узоры:
Информация о работе Программа комплексной диагностики готовности ребенка к школе