Программа комплексной диагностики готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:22, методичка

Описание работы

Основная цель работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.
2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

— заметил 11-12 отличий, время выполнения в пределах 2 минут, допустил 3 - 4 ошибки  -  средняя эффективность внимания;

— заметил 13-15 отличий, затратил не больше 1 минуты, допустил не более 1-2 ошибок  -  высокая эффективность внимания.

Ошибкой считаются повторы, неправильно  названные отличия, пропущенные

отличительные признаки. 

 

Задание 3. «Найди и вычеркни» ( «Корректурная проба» Б.Бурдон)

Методика направлена на исследование концентрации и устойчивости внимания.

Дайте ребенку задание искать и  разными способами зачеркивать  простые фигуры, например: треугольник  перечеркивать горизонтальной чертой, а кружок — горизонтальной и вертикальной, во флажке ставить точку. Ребенок  работает 2,5 минуты, в течение которых  пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Отмечайте на рисунке место, где  даются соответствующие команды.

«Видишь, здесь нарисовано много  разных фигур — все они хорошо тебе знакомы. Это треугольник, круг, квадрат. Сейчас я в этом квадрате фломастером поставлю точку, а в  треугольнике — вот такую черточку (поставьте вертикальную черту). Круг я оставлю чистым, в нем ничего не нарисую. В че¬тырехугольнике я поставлю другую черточку (поставьте горизонтальную черту). Теперь ты продолжай дальше».

Можно на отдельном листе бумаги дать ребенку образец-подсказку.

По количеству правильно зачеркнутых  знаков устанавливается степень  точности и продуктивности внимания, сравнение таких показателей  за каждый отрезок времени раскрывает картину устойчивости и характер колебания внимания.

Показателем хорошей концентрации внимания при этом выступает минимальное  количество допущенных ошибок при выполнении задания.

За 3 минуты ребенок успевает заполнить  от 50 до 80 фигур. Ошибки в незначительном количестве (одна за 1 минуту) появляются, как правило, при высоком темпе  работы.

Оценка результатов

— задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,— низко  продуктивное и неустойчивое внимание;

— задание выполнил не полностью, с одной или несколькими ошибками, с незначительной помощью взрослого  — средне продуктивное и среднеустойчивое внимание;

 — задание выполнил полностью,  самостоятельно и без ошибок  — высокопродуктивное и устойчивое  внимание.

Ошибкой считается пропущенное  или неправильно зачеркнутое  изображение.

Два вида помощи: незначительная —  инструкция типа «смотри внимательно» или «не торопись»; значительная—указательный  жест «а это что?».

 

Исследование памяти

Для улучшения процесса памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания  и припоминания:

1)   умение анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы между собой, находить в них сходства и различия;

2)   обобщать, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

3)   классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

4)   устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами

для заучивания и окружающими ребенка  предметами.

Задание 1. «Заучи слова» («10 слов» А.Р.Лурия)

Методика позволяет оценить  кратковременную и долговременную слуховую память.

Зачитайте ребенку список из 10 слов, например: стол, мед, окно, игла, часы, парк, река, брат, лес, перо.

Попросите ребенка повторить слова, которые он запомнил, порядок называния  слов не имеет значения. Записывайте  называемые слова.

Снова прочтите перечисленные выше слова, попросите ребенка еще  раз повторить их. Снова запишите.

Процедура повторяется 5 раз (вы зачитываете, ребенок повторяет).

Оценка результатов

— после первого прочтения запомнил 2-3 слова  -  низкий уровень развития кратко временной памяти;

— после первого прочтения запомнил 4-5 слов  -  средний уровень развития кратковременной памяти;

— после первого прочтения запомнил 6 слов и более  -  хороший уровень развития кратковременной памяти.

В ходе исследования долговременной памяти можно получить дополни¬тельные  характеристики ребенка. Для этого  можно построить гарфик, на котором  картина развития ребенка будет  более наглядна. Например, если воспроизведение  начинает сначала увеличиваться, а  потом уменьшаться, то это говорит  об истощаемости внимания, забывчивости.

Зигзагообразная форма «кривой» указывает  на рассеянность и неустойчи¬вость  внимания. «Кривая» в форме плато  наблюдается при эмоциональной  вялости, отсутствии заинтересован-ности  в выполнении задания.

Повторный тест

Для оценки долговременной памяти попросите  ребенка примерно через час вспомнить  слова, которые он учил (в данном случае слова не называются перед  тем, как их повторяет ребенок).

Оценка результатов

— запомнил 3-4 слова  -  низкий уровень развития долговременной памяти;

— запомнил 5-6 слов  -  средний уровень развития долговременной памяти;

— запомнил 7 и более слов  -  хороший уровень развития долговременной памяти.

 

В ходе исследования долговременной памяти можно получить дополнительные характеристики ребенка. Для этого  можно построить график, на котором  картина развития ребенка будет более наглядна. Например, если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.

Зигзагообразная форма «кривой» указывает  на рассеянность и неустойчивость внимания. «Кривая» в форме плато наблюдается  при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в выполнении задания.

 

Задание 2. «Вспомни рисунки»

Методика позволяет оценить  зрительную память.

Покажите ребенку последовательно 4 рисунка. Время предъявления рисунка  — 1 минута. Объясните ребенку, что  он должен внимательно посмотреть на рисунок и запомнить его очень  точно. Далее предложите ему на незаштрихованном листе закрасить то, что он только что видел.

Результаты оцениваются по четырем  рисункам.

Оценка результатов

—  в каждом из рисунков запомнил 2-3 элемента  -  слабая зрительная память;

—  запомнил примерно половину элементов  -  обычная зрительная память;

—  запомнил более половины элементов  -  отличная зрительная память.

 

Задание 3. «Выбери картинки, назови слова» (А.Р.Лурия)

Методика позволяет оценить  наличие у ребенка логических связей между понятиями в процессе запоминания.

Предложите ребенку заучить  несколько слов. Объясните ему, что  для того, чтобы было легче запоминать, он должен выбрать картинку с рисунком, которая поможет вспомнить названное  слово.

«Я называю слово, а ты подбираешь к нему картинку».

Время для выбора картинки — 30 секунд. Ребенку задается вопрос о том, почему он выбрал именно эту картинку. Внимание! В процессе выполнения задания некоторые  картинки должны остаться неназванными.

После того как картинки выбраны, ребенку  разрешается заняться чем-то другим.

Через 15 минут покажите ребенку  выбранные им картинки и предложите вспомнить заученные слова.

Оценка результатов

— запомнил 2-3 слова  -  низкий уровень  осмысленного запоминания;

— запомнил 4-5 слов  -  средний  уровень осмысленного запоминания;

— запомнил 6 и более слов  -  хороший уровень осмысленного запоминания.

Слова: инструменты, груша, иголка, капуста, обед, коньки, забор, лес.

Исследование речи

К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается  до 3000-3500 слов.

Детям становится доступным звуковой анализ речи: выделение звука в слове, определение, из каких звуков состоит слово.

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков  ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка  и правильно употребляет их в  речи. Основными задачами этого периода  являются практическое ознакомление ребенка  с предложением, развитие умения выделять в простых предложениях (без предлогов  и союзов) слова, делить слова на слоги, слоги на звуки и соединять  звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения. В школе  подготовительный период к обучению грамоте продолжается до семи дней. Если в детском саду ребенок не сумел практически овладеть основными  понятиями, у него будет затруднено дальнейшее обучение грамоте. Поэтому  очень важно помочь ребенку овладеть такими понятиями, как «предложение», «слово», «часть слова», «звук», отработать четкое произношение всех звуков в  различных сочетаниях, работать над  интонационной выразительностью речи, учить сопоставлять звуки, выделять их отличительные признаки, определять место звука в слове.

К семи годам дети, как правило, владеют всеми грамматическими  формами имен существительных и  прилагательных, личными формами (спряжением) наиболее употребительных глаголов, хотя еще могут встречаться ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»).

Для характеристики признака действия дети должны пользоваться наречиями, употребляя их в составе словосочетания и  предложения (шел быстро, говорил  тихо); использовать предлоги не только в прямом значении, но и в отвлеченном (закричал от страха, заплакал от боли). Развивается умение связно, подробно, последовательно рассказывать о  тех или иных событиях.

Задание 9. «Составь рассказ» («Последовательность событий» А.Н.Бернштейн)

Методика позволяет оценить  умение последовательно излагать события. Покажите ребенку несколько сюжетных картинок не по порядку. Попросите его определить, какая из них первая, какая вторая, какая третья. После того как очередность установлена, попросите ребенка составить рассказ.

Если ребенок испытывает затруднения, задавайте ему наводящие вопросы по содержанию. После того как ребенок ответит на вопросы, предложите ему самостоятельно, глядя на картинки, составить рассказ «Бабочка».

1. Бабушка пришла в гости к своим внучатам — Мише и Маше.

2. Миша и Маша угощают бабушку чаем.

3. Во время чаепития в окно влетела бабочка. Маша и Миша сразу стали ловить ее.

4. Все закончилось плачевно — дети разбили чашку.

Оценка результатов

 — отсутствие фразовой речи, простое перечисление отдельных  предметов — плохое развитие  связной речи;

— отдельные, не связанные друг с  другом фразы, чистое описание, бедный словарный запас — недостаточно развитая речь;

— составил большой и согласованный  рассказ, эмоционально и интонационно окрашенный, описывающий не только то, что ребенок видит, но и события  из личного опыта — хорошее  развитие связной речи.

Исследование мышления

К 6-7 годам у детей на основе практического  и наглядно-чувственного опыта начинается формирование словесно-логического  мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Поэтому  большое внимание уделено методикам, направленным на выявление умений сравнивать объекты, обобщать, находить причинно-следственные связи.

Задание 1. «Найди сходства и различия»

Методика направлена на выявление  умения сравнивать объекты (находить сходства и различия между предметами).

Назовите ребенку понятия парами, предложите ему найти сходства и  различия между этими понятиями: «Скажи, чем они похожи и чем  отличаются?»

Тетрадь — книга.

Яблоко — колесо.

Фиксируйте: по одной или нескольким линиям ребенок провел сравнения; количество выделяемых признаков; качественные особенности  выделяемых признаков.

Оценка результатов

 — отвечал с помощью наводящих  вопросов, ограничился перечислением  внешних признаков или отказался  выполнять задание  -  низкий  уровень сравнения

— отвечал с помощью наводящих вопросов, сравнение провел по нескольким лини ям, выделил общие и отличительные признаки, качественные особенности предметов -  средний уровень сравнения;

— отвечал самостоятельно, сравнение провел по нескольким линиям, выделил общие и отличительные признаки, качественные особенности предметов  -  высокий уровень сравнения.

 

Задание 2. «Отчего, почему, зачем?»

Методика направлена на понимание  причинно-следственных связей между  объектами.

Предложите ребенку продолжить следующие фразы.

Если в комнату принесли кусочек  льда, то ...

Мальчик заболел, у него поднялась  температура, потому что ...

Когда наступает день рождения, то ...

Когда придет весна, то снеговик ...

Девочка заплакала, потому что ...

Когда наступит Новый год, то ...

Если заболит зуб, то ...

В лес ходят для того, чтобы ...

Если пойдет сильный дождь, то ...

Сломался телевизор, потому что ...

 

Оценка результатов

— не ответил — низкий уровень  развития;

— нечеткий, недостаточно обоснованный ответ на 6-8 вопросов — средний  уровень понимания причинно-следственных связей;

   — четкий обоснованный  ответ на 8-10 вопросов — высокий  уровень понимания причинно-следственных  связей.

 

Задание 3. «Найди недостающие фигуры» 

Методика направлена на выявление  умения обобщать.

Покажите ребенку картинки: в  каждом ряду по три геометрические фигуры, отличающиеся одна от другой несколькими признаками. В третьем ряду фигура отсутствует.

Предложите ребенку посмотреть внимательно и нарисовать недостающую  фигуру. Обязательно спросите ребенка, почему он нарисовал именно эту фигуру.

Оценка результатов

— наводящие вопросы не помогают  -  низкий уровень развития обобщений;

— ребенок справился с заданием только с помощью наводящих вопросов взросло  -  средний уровень  развития обобщений;

— ребенок легко справился с  заданием, правильно и самостоятельно выполнил его, ответил на поставленные вопросы, ошибки отсутствуют  -  хороший  уровень развития обобщений.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. «Нелепицы» 

 

Методика позволяет оценить  состояние познавательной деятельности, зрительной памяти, восприятия, уровня развития речи, критичности.

Предложите ребенку рассмотреть  картинки, на которых изображены нелепые  ситуации. Время для рассматривания — 30 секунд. Через 30 секунд картинку уберите. Фиксируются спонтанные высказывания ребенка.

Информация о работе Программа комплексной диагностики готовности ребенка к школе