Программа комплексной диагностики готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:22, методичка

Описание работы

Основная цель работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.
2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

 
 
Оценка результатов  
Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.  
 
Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.  
 

 

Общая инструкция к проведению индивидуального обследования

1. Первое задание,  которое вы собираетесь предложить  ребенку, должно быть заведомо  интересно и доступно ему для  выполнения.

2. Ребенка необходимо  поддерживать и хвалить, даже  если тест выполнен неудовлетворительно,

3. Если оценивается  ребенок с трудностями поведения  или с трудностями вступления  в контакт, необходима беседа  с родителями и выработка стратегии  исследования при повторной встрече.  Если повторная встреча не  приносит желаемого результата, необходимо решать вопрос о  проведении психотерапевтической  работы, в результате которой  можно будет выяснить причину  поведения ребенка на диагностическом  испытании.

4. Психологическое  исследование детей 6 лет не  должно длится более 30 мин.

5. Если первая  встреча не дала достаточной  диагностической информации, следует  назначить повторное испытание,

6. Психологическое  исследование всегда должно заканчиваться  на позитивной ноте, чтобы ребенок  ушел с ощущением интересного  и комфортного общения с психологом, Дошкольник нуждается в том,  чтобы его хвалили не только  за хорошее выполнение отдельных  заданий, но и за правильное  поведение и отношение к ситуации. Можно сказать: «Какой ты молодец!  Так хорошо занимался, старался, справился со всеми заданиями», даже если это было не совсем  так. Дело в том, что дошкольники  в гораздо большей степени  оценивают усилия, которые они  прикладывают к выполнению задания,  чем реальный результат, поэтому  их интересует и соответствующая  оценка их поведения и личности  в целом. Этот момент обеспечивает  положительное отношение к возможным  последующим встречам ребенка   с психологом.

 

Мотивационная готовность 

Методика 1. «Рассказы о школе» (М.Р.Гинзбург)

Центральным личностным новообразованием дошкольного возраста является качественная перестройка мотивационной сферы. Наиболее важным показателем личностной готовности к школьному обучению является сформированность ее мотивационного компонента. В мотивационной сфере  старшего дошкольника и младшего школьника начинают доминировать учебные  мотивы, формируется «внутренняя  позиция школьника». Готовность будущего первоклассника к школе важна  для эффективного обучения и развития ребенка. При слабом развитии учебной  мотивации ребенок может не при­нимать поставленной перед ним учебной  задачи.

Для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

1) собственно учебно-познавательный  мотив, восходя­щий к познавательной  потребности (учебный);

2) широкие социальные мотивы, основанные  на пони­мании общественной необходимости  учения (социальный);

3) «позиционный» мотив, связанный  со стремлением занять новое  положение в отношениях с окружающими  (позиционный);

4) «внешние» по отношению к  самой учебе мотивы, на­пример,  подчинение требованиям взрослых  и т.п. (внешний);

5) игровой мотив, неадекватно  перенесенный в новую — учебную  сферу (игровой);

6) мотив учения высокой отметки  (отметка),

 

В основу методики «Мотивы учения» (разработка — М.Р. Гинзбург) положен  принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой  рассказ, в котором каждый из исследуемых  мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический  соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для  запоминания.

Инструкция

Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали  про школу.

 

Стимульный материал к методике «Мотивы учения»

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед  ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком — женская  фигура, склонившаяся вперед с указующим  жестом; перед ней фигура ребенка  с портфелем в руках (внешний  мотив).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно  учился». Выкладывается карточка с  рисунком — фигура ребенка сидящего за партой (учебный мотив).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело, много ребят, с которыми можно  играть». Выкладывается карточка с  рис. 3 — схематические фигурки  двух детей, играющих в мяч (игровой  мотив).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я  чувствую себя взрослым, а до школы  я был маленьким». Выкладывается  карточка с рисунком — две схематические  фигурки взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу: у взрос­лого — портфель в руках, а у ребенка — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в  школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем  захочешь». Выкладывается карточка с рисунком — схематическая фигурка  с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю  там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком — схематическая фигурка  ребенка с тетрадкой в руках.

 

После прочтения рассказа экспериментатор  задает ребенку следующие вопросы:

— Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

 

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

Методика 2. Отношение ребенка к  школе (А.Л.Венгер, Е.А. Бугрименко)

1) Хочешь ли ты идти в школу?

2) Как ты думашь, что хорошего, интересного будет в школе?

3) Как по-твоему, лучше учиться: дома с мамаой или в школе с учительницей?

Оценка результатов

Знак + ставят при следующих ответах:

1-й вопрос – утвердительный  ответ.

2-й вопрос – указания на  занятия, получение знаний (ответы  в которых называют только  «игры с ребятами»  и «перемена», или указывается: в школе «  не надо спать» и т.п., оценивают  знаком -).

3-й вопрос – предпочтение  школьного обучения домашнему.

Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе:

В (высокий уровень) – 3+

С (средний уровень) – 2+

Н (низкий уровень) – 1 или 0+

Исследование восприятия

В 6-7 лет познавательная деятельность ребенка приобретает все более  сложные формы. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность. При специальной работе над развитием  восприятия к концу дошкольного  детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, развитый фонематический слух и музыкальный слух. Ребенок начинает различать и воспроизводить движение мелодии, понижение и повышение звуков, различные по высоте и длительности звуки, менять темп в пении и чтении стихов.

 

Зрительно-моторное восприятие

Задание 1. «Оценка восприятия формы»

Методика направлена на выявление  способности ребенка к целостному восприятию формы предметов.

Предложите ребенку дорисовать бабочку, куклу, жука.

Оценка результатов

- принцип работы не понял,  при дорисовывании допустил многочисленные  ошибки:

выраженная асимметрия и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы предмета и его  площади;

- принцип работы понял, задания  выполнил полностью, самостоятельно, с небольшими ошибками (небольшая  ассимметрия при дорисовывании  предметов);

- принцип работы понял, задание  выполнил полностью, самостоятельно  и без ошибок.

 

Задание 2. «Скажи какие»

Методика направлена на выявление  способности ребенка к дифференцированному  восприятию формы.

Предложите ребенку перечислить  все предметы, имеющие форму треугольника, круга, квадрата,   прямоугольника, овала.

«Скажи, какие предметы имеют форму  треугольника (круга, квадрата, прямоугольника, овала)?»

Ответ: «Форму треугольника имеют... (платье у девочки, уши у собаки...)».

Оценка результатов

— задание не выполнил — восприятие формы нарушено;

— задание выполнил с 1-2 ошибками  -  восприятие формы слегка нарушено;

— задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок  -  восприятие формы не нарушено.

        Ошибкой считается  неправильное называние геометрических  фигур.

 

Акустическое восприятие

Задание 4. «Слухо-моторные координации»

Методика направлена на выявление  способности ребенка к оценке и восприятию ритмов.

Предложите ребенку выполнить  задание по речевой инструкции:

— стучи по 2 раза, теперь по 3 раза;

— 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори;

— 2 сильных удара и 3 слабых, а теперь 2 слабых и 3 сильных и т. д.

Оценка результатов

— задание не выполнил, несмотря на многочисленные пробы  -  оценка и восприятие ритмов нарушены;

— задание выполнил после нескольких проб или с одной ошибкой  -  оценка и восприятие ритмов слегка нарушены;

— задания выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок — оценка и восприятие ритмов не нарушены.

Ошибкой считаются лишние удары, недостаточные  удары, замедленность, моторные трудности!

Исследование внимания

В результате целенаправленного обучения в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

— расширяется объем внимания;

— возрастает устойчивость внимания;

— развивается произвольное запоминание и воспроизведение.

Время произвольного сосредоточения достигает в некоторых видах  деятельности 30 минут.

Развитие произвольного внимания идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и  контролирует их достижение.

В то же время дети не могут сосредоточить  свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами.

Поэтому так важно делать трудное  доступным и понятным, одновременно развивая волевые усилия, а вместе с ними и произвольное внимание.

Ребенку недостаточно понимать, что  он должен быть внимательным, надо научить  его этому. Развитие произвольного  внимания предполагает формирование трех умений:

— принятие постепенно усложняющихся инструкций;

— удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

— развитие навыков самоконтроля (способность контролировать свои действия и поступки, действовать в соответствии с планом, проверять результаты своей деятельности, постоянно производить операцию сличения с имеющимся образцом).

Постепенно ребенок начинает использовать разные приемы запоминания:

группирует материал по смыслу, многократно  повторяет то, что нужно запомнить  и т. д.

 

Задание 1. «Запомни и расставь крестики и нолики»

Методика направлена на определение  объема внимания.

Ребенок работает по инструкции с  восемью малыми квадратами, на которых  изображены крестики и нолики.

Предложите ребенку посмотреть на первый квадрат с крестиками и  ноликами (остальные семь квадратов  закрыты). Через 1-2 минуты его закройте и попросите расставить точно  так же крестики и нолики в пустом квадрате.

На воспроизведение рисунка  в каждом квадрате давайте не более 15 секунд.

Оценка результатов

— задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого и многократные повторы  -  низкий уровень развития внимания;

— задание выполнил не полностью, с одной или несколькими ошибками и незначительной помощью взрослого  -  средний уровень развития внимания;

— задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок — высокий уровень развития внимания.

 

Ошибками считаются пропущенные  или поставленные не в тех местах крестики и нолики.

Два вида помощи: незначительная —  инструкция типа «смотри внимательно» или «не торопись»; значительная — указательный жест «а это что?».

 

Задание 2. «Найди различия»

Методика направлена на определение  эффективности внимания.

Предложите ребенку сравнить две  картинки с одним и тем же сюжетом: «Посмотри на рисунки. Постарайся как  можно быстрее назвать все  признаки, которые отличают один рисунок  от другого».

Оценка результатов

—  заметил менее 10 отличий, затратил более 2,5 минуты, допустил более 4 ошибок  -  низкая эффективность внимания;

Информация о работе Программа комплексной диагностики готовности ребенка к школе