Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:22, методичка
Основная цель работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.
2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.
Оценка результатов
Тренировочный узор не оценивается. В
каждом последующем узоре рассматривается
точность воспроизведения задания и умение
ребенка самостоятельно продолжить узор.
Задание считается выполненным хорошо,
если есть точное воспроизведение (неровность
линий, “дрожащая” линия, “грязь” не
снижают оценку). Если при воспроизведении
допущены 1-2 ошибки – средний уровень.
Низкая оценка, если при воспроизведении
имеется лишь сходство отдельных элементов
либо сходство вообще отсутствует. Если
ребенок смог самостоятельно продолжить
узор, без дополнительных вопросов – задание
выполнено хорошо. Неуверенность ребенка,
допущенные им ошибки при продолжении
узора – средний уровень. Если ребенок
отказался продолжать узор либо не смог
нарисовать ни одной правильной линии
– низкий уровень выполнения.
Подобные диктанты можно превратить в
развивающую игру, с их помощью у ребенка
развивается мышление, внимание, умение
слушать указания, логика.
1. Первое задание,
которое вы собираетесь
2. Ребенка необходимо
поддерживать и хвалить, даже
если тест выполнен
3. Если оценивается
ребенок с трудностями
4. Психологическое исследование детей 6 лет не должно длится более 30 мин.
5. Если первая встреча не дала достаточной диагностической информации, следует назначить повторное испытание,
6. Психологическое
исследование всегда должно
Мотивационная готовность
Методика 1. «Рассказы о школе» (М.Р.Гинзбург)
Центральным личностным новообразованием
дошкольного возраста является качественная
перестройка мотивационной
Для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:
1) собственно учебно-
2) широкие социальные мотивы, основанные
на понимании общественной
3) «позиционный» мотив,
4) «внешние» по отношению к
самой учебе мотивы, например,
подчинение требованиям
5) игровой мотив, неадекватно
перенесенный в новую —
6) мотив учения высокой отметки (отметка),
В основу методики «Мотивы учения» (разработка — М.Р. Гинзбург) положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция
Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу.
Стимульный материал к методике «Мотивы учения»
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком — женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком — фигура ребенка сидящего за партой (учебный мотив).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело, много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рис. 3 — схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком — две схематические фигурки взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу: у взрослого — портфель в руках, а у ребенка — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в
школу потому, что нужно учиться.
Без ученья никакого дела не сделаешь,
а выучишься — можешь стать, кем
захочешь». Выкладывается карточка
с рисунком — схематическая фигурка
с портфелем в руках
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком — схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках.
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:
— Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
— С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
— С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Дети последовательно
Методика 2. Отношение ребенка к школе (А.Л.Венгер, Е.А. Бугрименко)
1) Хочешь ли ты идти в школу?
2) Как ты думашь, что хорошего, интересного будет в школе?
3) Как по-твоему, лучше учиться: дома с мамаой или в школе с учительницей?
Оценка результатов
Знак + ставят при следующих ответах:
1-й вопрос – утвердительный ответ.
2-й вопрос – указания на
занятия, получение знаний (ответы
в которых называют только
«игры с ребятами» и «
3-й вопрос – предпочтение школьного обучения домашнему.
Итоговый уровень
В (высокий уровень) – 3+
С (средний уровень) – 2+
Н (низкий уровень) – 1 или 0+
В 6-7 лет познавательная деятельность ребенка приобретает все более сложные формы. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность. При специальной работе над развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, развитый фонематический слух и музыкальный слух. Ребенок начинает различать и воспроизводить движение мелодии, понижение и повышение звуков, различные по высоте и длительности звуки, менять темп в пении и чтении стихов.
Зрительно-моторное восприятие
Задание 1. «Оценка восприятия формы»
Методика направлена на выявление
способности ребенка к
Предложите ребенку дорисовать бабочку, куклу, жука.
Оценка результатов
- принцип работы не понял,
при дорисовывании допустил
выраженная асимметрия и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы предмета и его площади;
- принцип работы понял, задания
выполнил полностью,
- принцип работы понял, задание
выполнил полностью,
Задание 2. «Скажи какие»
Методика направлена на выявление
способности ребенка к
Предложите ребенку
«Скажи, какие предметы имеют форму треугольника (круга, квадрата, прямоугольника, овала)?»
Ответ: «Форму треугольника имеют... (платье у девочки, уши у собаки...)».
Оценка результатов
— задание не выполнил — восприятие формы нарушено;
— задание выполнил с 1-2 ошибками - восприятие формы слегка нарушено;
— задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - восприятие формы не нарушено.
Ошибкой считается
неправильное называние
Акустическое восприятие
Задание 4. «Слухо-моторные координации»
Методика направлена на выявление способности ребенка к оценке и восприятию ритмов.
Предложите ребенку выполнить задание по речевой инструкции:
— стучи по 2 раза, теперь по 3 раза;
— 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори;
— 2 сильных удара и 3 слабых, а теперь 2 слабых и 3 сильных и т. д.
Оценка результатов
— задание не выполнил, несмотря на многочисленные пробы - оценка и восприятие ритмов нарушены;
— задание выполнил после нескольких проб или с одной ошибкой - оценка и восприятие ритмов слегка нарушены;
— задания выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок — оценка и восприятие ритмов не нарушены.
Ошибкой считаются лишние удары, недостаточные удары, замедленность, моторные трудности!
В результате целенаправленного обучения в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
— расширяется объем внимания;
— возрастает устойчивость внимания;
— развивается произвольное запоминание и воспроизведение.
Время произвольного сосредоточения достигает в некоторых видах деятельности 30 минут.
Развитие произвольного
В то же время дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами.
Поэтому так важно делать трудное доступным и понятным, одновременно развивая волевые усилия, а вместе с ними и произвольное внимание.
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, надо научить его этому. Развитие произвольного внимания предполагает формирование трех умений:
— принятие постепенно усложняющихся инструкций;
— удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
— развитие навыков самоконтроля (способность контролировать свои действия и поступки, действовать в соответствии с планом, проверять результаты своей деятельности, постоянно производить операцию сличения с имеющимся образцом).
Постепенно ребенок начинает использовать разные приемы запоминания:
группирует материал по смыслу, многократно повторяет то, что нужно запомнить и т. д.
Задание 1. «Запомни и расставь крестики и нолики»
Методика направлена на определение объема внимания.
Ребенок работает по инструкции с восемью малыми квадратами, на которых изображены крестики и нолики.
Предложите ребенку посмотреть на первый квадрат с крестиками и ноликами (остальные семь квадратов закрыты). Через 1-2 минуты его закройте и попросите расставить точно так же крестики и нолики в пустом квадрате.
На воспроизведение рисунка в каждом квадрате давайте не более 15 секунд.
Оценка результатов
— задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого и многократные повторы - низкий уровень развития внимания;
— задание выполнил не полностью, с одной или несколькими ошибками и незначительной помощью взрослого - средний уровень развития внимания;
— задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок — высокий уровень развития внимания.
Ошибками считаются
Два вида помощи: незначительная — инструкция типа «смотри внимательно» или «не торопись»; значительная — указательный жест «а это что?».
Задание 2. «Найди различия»
Методика направлена на определение эффективности внимания.
Предложите ребенку сравнить две картинки с одним и тем же сюжетом: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».
Оценка результатов
— заметил менее 10 отличий, затратил более 2,5 минуты, допустил более 4 ошибок - низкая эффективность внимания;
Информация о работе Программа комплексной диагностики готовности ребенка к школе